Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2181   2182   2183   2184   2185   2186   2187   2188   2189  2190   2191   2192   2193   2194   2195   2196   2197   2198   2199  » »»

коммерческого флота Гектором Вазалло. Когда он снабдил один из  кораблей
подобными  парусами,  то  достиг  скорости  в  91/3  узда  вместо  71/2,
получавшихся ранее при том же ветре. Выгода  является  вследствие  того,
что давление ветра на единицу площади  П.  становится  больше,  если  П.
имеет  посередине  отверстие  для  прохода  воздуха  (тот   же   принцип
применяется иногда у рулей). По соображением Вазалло, в  прямых  парусах
следует делать внизу по два отверстия, диаметром от  8  до  12  дм.,  на
расстоянии  5-8  фт.  от  углов;  для  косых  парусов  достаточно   одно
отверстие.  Сквозные  П.  в  настоящее  время  применяются   на   многих
германских, английских, испанских и  итальянских  коммерческих  судах  и
яхтах. См. "Revista de Navegacion y Commercio" (1896); "Морской Сборник"
(1897, ј1).
   Р. Л - н.
   Парусные суда. - Мореходные П. суда разделяются по  роду  парусов  на
суда с прямым вооружением и суда с косым вооружением,  смотря  по  тому,
какой род парусов преобладает - прямых или  косых.  Мореходные  П.  суда
разделяются на следующие главные типы: 1) фрегат - трехмачтовое П. судно
с прямыми парусами на всех трех мачтах. 2) Барк - отличается от  фрегата
тем, что последняя мачта сухая, т. е. не имеет прямых парусов. 3) Бриг -
двухмачтовое судно; вооружение то же, что у фок
   - и грот-мачты у фрегата. 4) Шхуна - П. судно  с  косым  вооружением:
бывает трехмачтовая шхуна, при чем на  фок-мачте  имеются  иногда  также
прямые паруса (марсели, брамсели и бом-брамсели) или двухмачтовая -  при
чем на фок-мачте  она  носит  также  иногда  прямые  паруса  (марсель  и
брамсель). 5) Шхуна бриг - 2-хмачтовое П. судно,  с  фок-мачтой,  как  у
брига, и грот-мачтой, как у шхуны. 6)  Тендер  -  одномачтовое  судно  с
косыми парусами (гротом на  гафеле,  рейковым  топселем  -  косым  фоком
[стакселем] и кливером. Иногда большие П. суда имеют  4-5  мачт.  Особых
названий для подобных судов на русском языке не  имеется.  Такие  4-х  и
5-ти мачтовые суда имеют на каждой  мачте  полное  вооружение,  при  чем
марсели и иногда даже брамсели делаются разрезными.
   Парфенон - главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице
этого города и всей Аттики, богине  Афине-Девственнице  (oparJneoV).  Он
красовался на самом высоком пункте афинского акрополя,  там,  где  перед
тем стоял не вполне достроенный храм той же богини,  заложенный  еще  до
нашествия персов, вероятно,  при  Пизистрате,  и  разрушенный  во  время
опустошения города Ксерксом. По окончании персидских войн,  в  правление
Перикла, приступили к сооружению, на месте прежнего  святилища,  нового,
более обширного и роскошного храма,  при  чем  пущено  в  ход  искусство
лучших из тогдашних художников и употреблены огромные денежные средства.
Строителями П.  называют  Иктина  и  Калликрата;  первому,  по-видимому,
принадлежал  проект  этого  здания,  а  второй  заведывал  производством
строительных работ. Велики скульптор Фидий и  сам  Перикл  наблюдали  за
постройкой, продолжавшейся около десяти лет, с 448 по 438 г. до  Р.  Хр.
На прямоугольной платформе (в 68,4  м.  длины  и  в  30,38  м.  ширины),
сложенной из пирейского камня и на которую можно  было  со  всех  сторон
подниматься по  трем  ступеням,  высился  построенный  из  пентелийского
мрамора   величественный   периптер   дорического   стиля   с    восемью
каннелированными колоннами в каждом коротком  фасе  и  с  семнадцатью  в
каждом длинном. Вышиной эти колонны были в 11 м., диаметр их  разреза  в
нижнем конце равнялся 1,8 м.  Окруженный  этой  колоннадой,  сам  корпус
храма был амфипростильный, т. е. имеющий с каждой короткой, восточной  и
западной, стороны по  портику  о  шести  колоннах  меньшей  величины:  в
восточном портике, составлявшем пропаос, находился  вход  во  святилище;
западный портик служил задними сенями, так наз. постикумом. Оба  портика
были загорожены железными  вызолоченными  решетками,  устроенными  между
колоннами. Внутренность храма состояла  из  двух  частей:  из  так  наз.
целлы, длиной в 100 фт. (отсюда - другое название П.,  Гекатомпедон,  т.
е.  стофутный  храм)  и  из  заднего,  менее  обширного  помещения   или
описфодома. Два ряда колонн разделяли целлу на  три  нефа:  на  средний,
широкий, и на два боковых, более  узких.  Над  архитравом  этих  колонн,
стояли  другие  колонны  меньшего  размера,  подпиравшие  сложенную   из
мраморных плит крышу и устроенную в ней гипферу над  серединой  главного
нефа. В глубине этого последнего,  под  сенью  горизонтального  потолка,
красовалась  колоссальная  статуя   Афины,   одно   из   великолепнейших
произведений Фидия. Богиня  была  представлена  стоящей  в  простой,  но
величественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ног  ее,  на  базе,
находился щит, слегка прислоненный к левой ноге; на нем покоилась  левая
рука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки  стояла  фигура
Победы, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокий
шлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурами
грифов. Вокруг копье, внизу, обвивалась  змея  -  эмблема  мудрости.  На
внутренней стороне щита была  изображена  рельефом  гигантомахия,  а  на
внешней - битва амазонок.  Даже  края  одежды  и  сандалии  богини  были
украшены изображениями битвы  кентавров  с  лапифами.  Вся  статуя  была
вышиной в 26 локтей и исполнена на деревянной основе из чистого золота и
слоновой кости, так что из последней были вырезаны тельные части  ,  все
же остальные части были золотые. Описфодом храма, лежавший позади целлы,
представлял  собой  помещение,  сообщавшееся  с   ее   боковыми   нефами
посредством двух небольших дверей; большая дверь вела из него  в  задний
наружный портик; потолок этого помещения  поддерживали  четыре  колонны.
Здесь  хранились  храмовые  драгоценности  и   утварь,   равно   как   и
государственная казна  и  важные  общественные  документы.  Великолепные
скульптурные работы, исполненные Фидием и учениками  этого  мастера  под
его  руководством,  украшали  различные  части  здания.  Тимпаны   обоих
фронтонов были заняты группами, изображавшими, на восточном  фронтоне  -
рождение Афины из головы Зевса, а на западном - спор Афины с  Посейдоном
из-за обладания Аттикой. На архитраве  всего  перистиля  висели  золотые
щиты; метопы фриза,  в  числе  92,  были  заняты  мраморными  плитами  с
горельефными   изображениями   сцен   борьбы   кентавров   с   лапифами,
гигантомазии, битв амазонок и эпизодов троянской  войны.  Внешние  стены
целлы  и  описфодома  украшал  барельефный  фриз  работы  самого  Фидия,
изображавший торжественную - в присутствии богов - процессию  последнего
дня панафинейского праздника, в которой относился в акрополь драгоценный
пеплос, изготовленный для подарка Афине искуснейшими  девушками  Аттики.
По своей величине, по гармоничной стройности архитектонических линий, по
благородству  целого,  П.   представлял   собой   самое   блестящее   из
произведений аттическодоричества зодчества. Его красоту  и  живописность
возвышала разноцветная,  но  не  режущая  глаз,  окраска  различных  его
частей.  От  всего  великолепия  П.  дошли   до   нас   только   жалкие,

Страницы: «« « 2181   2182   2183   2184   2185   2186   2187   2188   2189  2190   2191   2192   2193   2194   2195   2196   2197   2198   2199  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь