|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 » »» оставлена франками. В то же время стали прибывать на полуостров
албанские орды; Морея была занята ими, но так как албанцы не были
культурным народом, они не могли реорганизовать страну по своему и
довольствовались тем, что поступали на службу в качестве наемников или
обрабатывали незанятые пространства земли, после падения
Константинополя, албанцы сделали попытку утвердить свою власть на
полуострове и призвали турок, уже с конца XIV в. нападавших на Морею; в
1460 г. греки были побеждены, и Морея подпала под власть Турции.
Турецкий гнет продолжался до конца XVII в., когда венецианцы отняли
полуостров у турок. Венецианское владычество было благотворнее
франкского, турецкого и византийского: слабая Византия с трудом,
накануне своего падения, могла помогать единоплеменникам, франки мало
заботились о благе самого населения, а турки думала лишь о том, как бы
побольше награбить добычи. Под властью Венеции население было умножено
переселенцами из Румелии и с островов, земледелие поднято на более
высокую степень и т. д. Так дело шло до 1718 г., когда Турция снова
овладела полуостровом. В 1821 г. в Морее вспыхнуло греч. восстание. В
1825 г. Ибрагим- паша взял Наварин и опустошил полуостров. Битва при
Наварине решила дело в пользу Мореи: она была занята франц. войсками, и
полуострову возвращена свобода. В настоящее время Морея - часть греч.
королевства. Ср. Gell, "Itinerary of the Morea" (2-е изд., Л. 1827 г.);
Leake, "Travels in the Morea" (Л., 1830); "Expedition scientifique de
Moree" (1831 - 1838); Ross, "Reisen im Peloponnes" (т. I, 1841); Leake,
"Peloponnesiaca" (1846); E. Curtius, "Peloponnesos" (1851 - 1852, Гота;
капитальный труд); Beule, "Etudes sur le Peloponnese" (Пар.. 1855);
Clark, "Peloponnesus" (Лпц., 1858); Vischer, "Erinnerungen und Eindrucke
aus Griechenland"; Fallmeyer, "Geschichte der Halbinsel Morea wahrend
des Mittelalters" (т. II, 1830 и 1836); Bursian, "Geographie von
Griechenland" (т. II, Лпц., 1869); Forbiger, "Handbuch der Alten
Geographie" (т. IlI, Лпц., 1842 - 1848); Neuman und Partsch,
"Physikalische Geographie von Griechenland" (изд. 1885); Lolling,
"Hellenische Landeskunde"; Philippson, "D. Peloponnes. Versuch einer
Landes-kunde auf Geologischer Grundlage" (Б., 1891); X. KorulloV,
"'Heulograhia thV Peloponnhsou", (Anasupwsi ek tou PromhJewV , 1890);
Марков. "Путевые заметки о путешествии по Греции" ("Вестник Европы" и
"Русский Вестник", 1897).
Н. О.
Пемза - очень пористая ноздреватая разность вулканического стекла.
Обыкновенно П. белого, серого, желтоватого цвета и так густо пронизана
порами и пустотами; что представляет губчатую стекловатую массу,
состоящую из пересекающихся и переплетающихся по разным направлениям
тонких пленок стекла. Чаще всего встречаются П. по химическому составу и
по геологическим условиям нахождения принадлежащие к pиoлиту; но П.
может встречаться и в др. семействах вулканических пород. В настоящее
время термин П. имеет исключительно структурное значение. Условия для
образования П. - быстрое остывание лавы, обилие в ней водяных паров и
более или менее порывистое бурное их выделение, вследствие чего
застывающая в виде стекла лава вспучивается в виде пенистой или губчатой
массы. П. встречается вместе с лапилли; вулканическим пеплом, бомбами,
обсидианом и т. п. в самом конусе действующих и потухших вулканов и по
соседству с ними в туфах. П. в большом количестве встречается на дне
океанов, по соседству с вулканическими островами и, благодаря своей
пористости, легко плавает по поверхности воды.
Пенаты (Penаtes) - у древних римлян боги домашнего продовольствия или
кладовой (penus - съестные припасы). Они почитались у очага и близко
стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного
семейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторону
семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы
домашний очаг доставлял семье обильную пищу и потому тесно были связаны
с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои
заботы о семье они разделяли с дарами : участвовали во всех домашних
огорчениях, радостях, несчастиях, покровительствовали всей семье и
каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и
довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым
приемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки с
небольшими дозами кушаний. Домашние П. (Penates familiares, privati,
minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже
перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частных
П. были еще общественные (Penates publici, maiores), представители
общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты.
Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латииян, но вообще
у всех италиков. Равным образом были П. у целых союзов: так П.
латинского союза имели святилище в гор. Лавинии, куда сходились на
поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы,
диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесь
жертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертв
жрецы и военные начальники, отправляющиеся в провинции. По преданию, П.
Лавинии - те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П.
существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р.
Хр. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей
метрополии и переносили с собой на новое поселение старых Пенатов. П.
были чисто римскими божествами; на это указывает их
отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у греков был культ
гестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология не
создала божеств подобных П. У греков были боги покровители семьи,
города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную
физиономию. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два; они
изображались в виде сидящих юношей, с копьями в руках. Ср. Jer. Muller,
"De diis Romanorum Laribus et Penatibus" (1811); Jaekel, "De diis
domesticis priscorum Italorum" (Берл., 1830); Klausen, "Aeneas und die
Penaten"; Hertzberg, "De diis Romanorum patriis sive de Larum atque
Penatium religione ef cultu" (Галле, 1840).
Н. О.
Пенджаб или Панджаб (Punjab, Panjab, no-перс. знач. пятиречье, по
древн. инд. Пантшанада) - самая сев-зап. провинция Британской Индии,
образованная в 1849 г. из областей, принадлежавших королевству Сикхов и
др. Орошается пятью реками, которые берут начало в Гималайских горах и,
соединяясь в Инде, впадают в Индийский океан; самая зап. из них: Джилам,
далее на В Чинаб, Рави, Биас и Сетледж или Гасса; под последним именем
известны соединенные pp. Биас и Сетледж до их впадения в Чинаб. П.
Страницы: «« « 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |