Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219  2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229  » »»

оставлена  франками.  В  то  же  время  стали  прибывать  на  полуостров
албанские орды; Морея была занята  ими,  но  так  как  албанцы  не  были
культурным народом, они не  могли  реорганизовать  страну  по  своему  и
довольствовались тем, что поступали на службу в качестве  наемников  или
обрабатывали    незанятые    пространства    земли,    после     падения
Константинополя,  албанцы  сделали  попытку  утвердить  свою  власть  на
полуострове и призвали турок, уже с конца XIV в. нападавших на Морею;  в
1460 г. греки  были  побеждены,  и  Морея  подпала  под  власть  Турции.
Турецкий гнет продолжался до конца  XVII  в.,  когда  венецианцы  отняли
полуостров  у  турок.   Венецианское   владычество   было   благотворнее
франкского,  турецкого  и  византийского:  слабая  Византия  с   трудом,
накануне своего падения, могла помогать  единоплеменникам,  франки  мало
заботились о благе самого населения, а турки думала лишь о том,  как  бы
побольше награбить добычи. Под властью Венеции население  было  умножено
переселенцами из Румелии и  с  островов,  земледелие  поднято  на  более
высокую степень и т. д. Так дело шло до  1718  г.,  когда  Турция  снова
овладела полуостровом. В 1821 г. в Морее вспыхнуло  греч.  восстание.  В
1825 г. Ибрагим- паша взял Наварин и  опустошил  полуостров.  Битва  при
Наварине решила дело в пользу Мореи: она была занята франц. войсками,  и
полуострову возвращена свобода. В настоящее время Морея  -  часть  греч.
королевства. Ср. Gell, "Itinerary of the Morea" (2-е изд., Л. 1827  г.);
Leake, "Travels in the Morea" (Л., 1830);  "Expedition  scientifique  de
Moree" (1831 - 1838); Ross, "Reisen im Peloponnes" (т. I, 1841);  Leake,
"Peloponnesiaca" (1846); E. Curtius, "Peloponnesos" (1851 - 1852,  Гота;
капитальный труд); Beule, "Etudes  sur  le  Peloponnese"  (Пар..  1855);
Clark, "Peloponnesus" (Лпц., 1858); Vischer, "Erinnerungen und Eindrucke
aus Griechenland"; Fallmeyer, "Geschichte der  Halbinsel  Morea  wahrend
des Mittelalters"  (т.  II,  1830  и  1836);  Bursian,  "Geographie  von
Griechenland"  (т.  II,  Лпц.,  1869);  Forbiger,  "Handbuch  der  Alten
Geographie"  (т.  IlI,  Лпц.,  1842  -  1848);   Neuman   und   Partsch,
"Physikalische  Geographie  von  Griechenland"  (изд.  1885);   Lolling,
"Hellenische Landeskunde"; Philippson,  "D.  Peloponnes.  Versuch  einer
Landes-kunde  auf  Geologischer  Grundlage"  (Б.,  1891);  X.  KorulloV,
"'Heulograhia thV Peloponnhsou", (Anasupwsi ek tou  PromhJewV  ,  1890);
Марков. "Путевые заметки о путешествии по Греции"  ("Вестник  Европы"  и
"Русский Вестник", 1897).
   Н. О.
   Пемза - очень пористая ноздреватая  разность  вулканического  стекла.
Обыкновенно П. белого, серого, желтоватого цвета и так  густо  пронизана
порами  и  пустотами;  что  представляет  губчатую  стекловатую   массу,
состоящую из пересекающихся и  переплетающихся  по  разным  направлениям
тонких пленок стекла. Чаще всего встречаются П. по химическому составу и
по геологическим условиям нахождения  принадлежащие  к  pиoлиту;  но  П.
может встречаться и в др. семействах вулканических  пород.  В  настоящее
время термин П. имеет исключительно структурное  значение.  Условия  для
образования П. - быстрое остывание лавы, обилие в ней  водяных  паров  и
более  или  менее  порывистое  бурное  их  выделение,  вследствие   чего
застывающая в виде стекла лава вспучивается в виде пенистой или губчатой
массы. П. встречается вместе с лапилли; вулканическим  пеплом,  бомбами,
обсидианом и т. п. в самом конусе действующих и потухших вулканов  и  по
соседству с ними в туфах. П. в большом  количестве  встречается  на  дне
океанов, по соседству с  вулканическими  островами  и,  благодаря  своей
пористости, легко плавает по поверхности воды.
   Пенаты (Penаtes) - у древних римлян боги домашнего продовольствия или
кладовой (penus - съестные припасы). Они почитались  у  очага  и  близко
стояли к культу Весты. Поскольку  Веста  была  олицетворением  духовного
семейного начала, постольку П. олицетворяли собой  материальную  сторону
семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том,  чтобы
домашний очаг доставлял семье обильную пищу и потому тесно были  связаны
с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои
заботы о семье они разделяли с дарами :  участвовали  во  всех  домашних
огорчениях,  радостях,  несчастиях,  покровительствовали  всей  семье  и
каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и
довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым
приемом ее;  перед  их  изображениями  ставили  солонки  и  тарелочки  с
небольшими дозами кушаний. Домашние  П.  (Penates  familiares,  privati,
minores) сохраняли свое значение до последних времен  язычества  и  даже
перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме  частных
П. были  еще  общественные  (Penates  publici,  maiores),  представители
общественного благополучия, также стоявшие  в  связи  с  культом  Весты.
Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латииян, но  вообще
у всех  италиков.  Равным  образом  были  П.  у  целых  союзов:  так  П.
латинского союза имели святилище  в  гор.  Лавинии,  куда  сходились  на
поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы,  преторы,
диктаторы до вступления в должность и по  сложении  ее  приносили  здесь
жертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертв
жрецы и военные начальники, отправляющиеся в провинции. По преданию,  П.
Лавинии - те  самые,  которые  были  унесены  Энеем  из  Трои.  Храм  П.
существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г.  до  Р.
Хр. Колонии зажигали огонь своего  общественного  очага  у  очага  своей
метрополии и переносили с собой на новое поселение  старых  Пенатов.  П.
были    чисто    римскими    божествами;    на    это    указывает    их
отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у  греков  был  культ
гестий,  соответствовавший  культу  Весты,  но  греческая  мифология  не
создала божеств подобных  П.  У  греков  были  боги  покровители  семьи,
города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную
физиономию. Число П. (как  и  ларов)  на  каждом  очаге  было  два;  они
изображались в виде сидящих юношей, с копьями в руках. Ср. Jer.  Muller,
"De diis Romanorum  Laribus  et  Penatibus"  (1811);  Jaekel,  "De  diis
domesticis priscorum Italorum" (Берл., 1830); Klausen, "Aeneas  und  die
Penaten"; Hertzberg, "De diis Romanorum  patriis  sive  de  Larum  atque
Penatium religione ef cultu" (Галле, 1840).
   Н. О.
   Пенджаб или Панджаб (Punjab, Panjab,  no-перс.  знач.  пятиречье,  по
древн. инд. Пантшанада) - самая  сев-зап.  провинция  Британской  Индии,
образованная в 1849 г. из областей, принадлежавших королевству Сикхов  и
др. Орошается пятью реками, которые берут начало в Гималайских горах  и,
соединяясь в Инде, впадают в Индийский океан; самая зап. из них: Джилам,
далее на В Чинаб, Рави, Биас и Сетледж или Гасса; под  последним  именем
известны соединенные pp. Биас и Сетледж  до  их  впадения  в  Чинаб.  П.

Страницы: «« « 2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219  2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь