Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215  2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225  » »»

народного  образования.  Самые  значительные  направления  немецкой   П.
текущего  века  (Фребель,  Гербарт,  Бенеке,  Дистервег)   примыкают   к
Песталоцци. Наибольшим распространением  пользуется  в  настоящее  время
система П. Гербарта . Высшая цель воспитания, по Гербарту - добродетель,
состоящая в согласии воли с главными  нравственными  идеями:  внутренней
свободы,  совершенства,  благорасположения,  права   и   справедливости.
Гербарт различает три стороны воспитательной деятельности. Прежде  всего
необходимо считаться с некоторой необузданностью ребенка, противоречащею
всякому  порядку.  Надо,  поэтому,  справиться  с  ребенком,   научиться
управлять  им:  этот  отдел  П.  Гербарт  называет  управлением  (другие
педагоги - уходом). Далее следует обучение,  имеющее  четыре  формальных
ступени: ясность, сочетание, система и  метод.  Чтобы  обучение  пустило
прочные корни, надо затронуть разные  стороны  психической  жизни:  мало
познания - необходимо участие. Познание отражает многообразие  предметов
опыта  (эмпирически  интерес),  приводить  к  усвоению  законов  явлений
(умозрительный  интерес)  и  сопровождается  чувством  удовольствия  или
неудовольствия;  одобрения  или  неодобрения   (эстетический   интерес);
участие может касаться человечества вообще (симпатический интерес),  или
общества   (общественный   интерес),   или,   наконец,   отношения   как
человечества,  так  и  общества  к  высочайшему  существу   (религиозный
интерес). Следует остерегаться  преобладания  в  обучении  какого-нибудь
одного из этих интересов. Чтобы обучение шло равномерно, следует  давать
предметные уроки, а  затем  подвергать  приобретенные  сведения  сначала
анализу, потом синтезу. Третью часть Н.  Гербарта  составляет  учение  о
выправке, дисциплине. Надо сдерживать, определять и руководить  питомца:
сдерживать, чтобы в его поступках сказывалась одна и та же  нравственная
личность; определять,  чтобы  питомец  был  в  состоянии  самостоятельно
делать правильный  выбор  между  возможностями;  руководить,  чтобы  все
поступки питомца проистекали из твердого нравственного убеждения.
   При современном состоянии знаний и культуры, в П. различают следующие
части.  1)  Общая  П.,  в  которой  рассматриваются  вопросы  о  задачах
воспитания, о возможности его, средствах,  значении  и  т.  п.  Сюда  же
относят психологические сведения, а также некоторые  отделы  этики,  без
которых невозможно решить  общие  вопросы  о  воспитании.  2)  Учение  о
физическом воспитании, куда входят сведения  из  анатомии  и  физиологии
человека. Главнейшею частью  учения  о  физическом  воспитании  является
школьная гигиена. 3) Дидактика и общая методика, имеющая своим предметом
специальное обучение и  общие  его  приемы.  Сюда  относятся  вопросы  о
расположении учебного материала (программа и учебный план),  о  способах
преподавания  (акроаматический,  когда  курс  излагается  без  активного
участия  учащихся,  сократовский  -  гевристический   или   индуктивный,
катехетический, наглядный). Так как приемы  преподавания  видоизменяются
смотря по материалу преподавания, то каждый школьный предмет имеет  свою
особую методику. 4) Училищеведение, куда главным образом входит школьное
законодательство, вопросы  о  положении  учителей,  их  обеспечении  под
старость и т. п. 5) История П., рассматривающая в историческом  развитии
как школу, так и те чаяния в школьном деле,  которые  были  высказываемы
лучшими людьми разных веков. В  последнее  время  это  подразделение  П.
подверглось  некоторому  изменению:   стали   различать   теоретическую,
практическую и историческую П.,  относя  к  практической  П.  дидактику,
методику, училищеведение и даже учение о физич. воспитании.
   Самый полный труд по истории П. - К. Шмидта, "История П.,  изложенная
во всемирно-историческом развитии и в органической  связи  с  культурной
жизнью народов" (русск. пер. М., 1880; первый том вышел вторым  изданием
в 1890 г.). Живее изложение у  К.  фон-Раумера,  "История  воспитания  и
учения от возрождения классицизма до нашего времени" (СПб., 1875  -  78;
два  последние  тома  подлинника  остались  не  переведенными).  Главным
образом по этим двум трудам Л. Модзалевский составил свой "Очерк истории
воспитания и обучения с древнейшего до нашего времени"  (2  изд.,  СПб.,
1877 - 78). В отдельных своих частях много  основательного  представляет
сборное изд. К. Шмидта: "Geschichte der Erziehung vom Anfang an bis  auf
unsere  Zeit"  (Штуттгарт,  1884  и  сл.;  еще  не   окончено).   Богата
содержанием работа Фр. Паульсена: "Geschichte des gelehrten  Unterrichts
auf  den  deutschen  Schulen  und   Universitaten   voin   Ausgang   des
Mittelalters bis zur  Gegenwart"  (2  изд.,  Лпц.;  1896  -  97).  Более
доступны: Квик. "Реформаторы  воспитания"  (пер.  с  англ.,  М.,  1893);
Theod. Ziegler, "Geschichte der  Padagogik"  (Мюнхен,  1895).  По  общей
педагогике:  Ziller,  "Allgemeine   Padagogik"   (Лпц.,   1884);   Kern,
"Grundriss der Padagogik" (4 изд., Б., 1887);  Schiller,  "Handbuch  der
praktischen  Padagogik"   (3   изд.,   Лпц.,   1891;   одно   из   очень
распространенных руководств по П.); A. Matthias,  "Praktische  Padagogik
fur hohere Lehranstalten" (Мюнхен,  1895);  W.  Toischer,  "Theoretische
Padagogik und allgemeine Didaktik" (Мюнхен, 1896); 0. Willman, "Didaktik
als Bilduugslehre" (2 изд., Брауншвейг, 1894). Литература  по  методикам
отдельных предметов подробно указана у  Шиллера.  В  настоящее  время  в
"Haudbuch"  Баумейстера(в  состав  которого  входят  вышеназванные  соч.
Циглера, Маттиaca и Тойшера) появляются обстоятельные методики  по  всем
предметам, преподаваемым  в  средней  школе.  По  школьной  гигиене  см.
Eulenberg und Bach, "Schulgesundheitslehre" (Берлин,  1896  и  сл.);  П.
Лесгафт,  "Руководство  по  физическому  образованию   детей   школьного
возраста" (ч. 1, СПб., 1888).
   Я.Колубовский.
   Педантизм (от итал. pedare, воспитывать) - явление,  встречающееся  в
различных областях  жизни,  но  чаще  всего  сопровождающее  ученость  и
педагогическую деятельность. Педант - человек, из-за формы упускающий из
виду содержание, ревниво  соблюдающий  привычный  порядок  в  мелочах  и
совершенно замкнувшийся от умственного развития  и  движение  вперед.  В
школе педантизм является истинною язвою, внося  безжизненность  в  живое
дело и внушая ученикам отвращение к школе. Среди школьных  педантов  еще
не так давно систематически практиковались  телесные  наказания.  Лучшая
гарантия  против  педантизма  -  подъем  образовательного  ценза   среди
учителей. Только человек с хорошим общим образованием  может  без  труда
избегнуть мертвящего формализма, часто вырождающегося в педантизм с  его
мелочностью.
   Я. К.
   Пекин - или, по принятому у нас северному,  пекинскому  произношению,
Бэй-цзинь (т. е. сев. столица), под 39ё56'48'' с. ш. и 116ё28'38" в.  д.
от Гринвича. Под именем  П.  известна  у  европейцев  столица  китайской
империи. Получила она его в 1403  г.  от  третьего  минского  императора
Чэн-цзу-Юн-ло, задумавшего перенести сюда  столицу  из  Цзян-нин-фу  или

Страницы: «« « 2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215  2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь