Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206  2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216  » »»

внешней опасности являлся полководцем (как  напр.  Авраам);  за  которым
признавалось право войны и мира. Все эти права и  обязанности  не  имели
еще вполне определившегося характера и вытекали  лишь  из  естественного
положения отца, обязанного заботиться о защите и  благосостоянии  своего
рода. См. А. П.  Лопухин,  "Руководство  к  библейской  истории  Ветхого
Завета" (СПб., 1888); его же, "Библейская  история  при  свете  новейших
исследований и открытий" (Ветхий Завет;  СПб.,  25  1839);  А.  Лебедев.
ветхозаветное вероучение во времена патриархов" (СПб., 1886).
   Патриотизм  -  любовь  к   отечеству.   Когда   собирательная   жизнь
человечества  держалась  на  кровной  связи  между   членами   отдельных
небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с  чувством
семейным. Такой первичный П. рода или  племени  совместен  и  с  кочевым
бытом. При переходе племен к оседлому земледельческому биту, П. получает
свое специфическое значение,  становясь  любовью  к  родной  земле.  Это
чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый
элемент Я. -  привязанность  к  своей  культурной  среде  или  к  родной
гражданственности. С этими естественными  основаниями  патриотизма,  как
природного  чувства,  соединяется   его   нравственное   значение,   как
обязанности и добродетели.  Основной  долг  благодарности  к  родителям,
расширяясь в своем объеме,  но  не  изменяя  своей  природы,  становится
обязанностью  по  отношению  к  тем  общественным  союзам,  без  которых
родители произведи бы только физическое существо, но не  могли  бы  дать
ему преимуществ достойного, человечного  существования.  Ясное  сознание
своих обязанностей по отношению  к  отечеству  и  верное  их  исполнение
образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное  значение.
Отечество не было только географическим и этнографическим термином - оно
было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, было более
или  менее  отдаленною  трансформацией  умершего  родоначальника.  Таким
образом служба родине была деятельным богослужением,  и  П.  совпадал  с
благочестием.  Не  культ  зависел  от  родины,  а  родина,  как   такая,
создавалась культом: отечество было землею  отцовских  богов,  и  потому
беглецы, уносившие с  собою  этих  богов,  через  них  основывали  новое
отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством  для
завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм
различных  культов,  преобладавший   у   эллинов,   также   содействовал
ослаблению местного П.  К  концу  древнего  мира  греческое  смешение  и
римское поглощение  привели  к  образованию  двоякого  П.,  окончательно
упразднявшего  этнографические  и  географические  границы:   П.   общей
государственности  (воплощенной  окончательно  в  лице  императора,   на
которого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено  и  религиозное
значение общего отечества) и  П.  высшей  культуры.  У  евреев  П.  хотя
сохранял преобладающий религиозный характер,  но  при  этом  стал  также
универсальным. Через духовную работу пророков еврейского народ дошел  до
сознания, что его племенной и местный Бог есть единое Божество над  всем
миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное  отечество  должно
было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем  царствии  Божием.  К
познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и  этим
освящался  П.  национальный,  но  лишь  под   условием   всечеловеческой
солидарности, т. е. как любовь к  своему  народу  не  против  других,  а
вместе со всеми другими. Не только для исполнения,  но  и  для  сознания
большинством человечества этого высшего  требования  нужен  был  еще  не
окончившийся доныне переходный  процесс,  характеризуемый  преобладанием
исключительно национального П. и враждебного  соперничества  народов.  В
средние века народная вражда не имела принципиального значения,  уступая
теократической  идее   (царства   Божия),   в   двух   ее   исторических
материализациях  -  церковной  (папство)  и  государственной  (империя).
Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала,  но  решительно
подчинялась в нравственном сознании требованиям  высшего  универсального
порядка. Как некогда пророк  Иеремия  проповедовал  евреям  политическое
самоотречение и покорность чужому завоевателю, как  второй  Исаия  видел
спасителя своего народа в персидском царе Кире, так  величайший  патриот
Италии,  Дант,  призывал  для  спасения   своего   отечества   немецкого
императора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое  чувство
ярко проявилось в начале XV в. во Франции, в лице Жанны д'Арк. Столетняя
война французов с  англичанами  не  имела  принципиального  характера  в
других отношениях: в религиозном - обе стороны принадлежали  к  одной  и
той   же   церкви,   в   политическом   -   к   одному   и    тому    же
феодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и те
же; война представлялась сначала  лишь  династическою  борьбою  Валуа  и
Плантагенетов  за  престол  Франции.  Но  постоянные  встречи  с  чужими
народным характером мало по малу пробуждали у французов ревнивое чувство
своей народности и вызвали наконец откровение национальной  идеи.  Жанна
д'Арк  впервые  дала  простую  и  ясную  формулу   чисто   национальному
патриотизму: быть независимыми от чужеземцев  на  своей  земле  и  иметь
среди себя своего собственного верховного главу.  В  Германии  столетием
поздние возбуждение национального П. в  борьбе  с  чужеземною  церковною
властью ослаблялось и осложнялось принципиальным  религиозным  значением
этой власти, которое для многих  перевешивало  национальные  требования.
Вследствие этого произошел раскол между немцами  католиками:  и  немцами
протестантами, и национальный П. Германии мог утвердиться только  в  XIX
в., с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы  за
политическое существование против двух Наполеонов. Подобным же образом в
борьбе с  чужими  элементами  развивался  национальный  П.  и  в  других
странах.  В  настоящее  время  он   достигает,   по   видимому,   своего
кульминационного пункта. В передовой европейской стране - Франции -  П.,
для большинства нации, заменил собою  религию.  Первоначально  отечество
было священно как вотчина  своего,  настоящего  бога;  теперь  оно  само
признается чем-то абсолютным, становится единственным  или,  по  крайней
мере,   самым   высшим   предметом   поклонения   и   служения.    Такое
идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою
враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом
процессе все более и более  обнаруживается  действие  сил,  объединяющих
человечество, так что исключительное национальное обособление становится
физическою невозможностью. Повсюду сознание  и  жизнь  приготовляются  к
усвоению новой, истинной идеи П., выводимой  из  сущности  христианского
начала: "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к  своему
отечеству полагать его интерес  и  достоинство  главным  образом  в  тех
высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы".
   Вл. Соловьев Патристика (от pathr,  pater)  -  одна  из  богословских
наук, имеющая своим предметом  изучение  творений  св.  отцов  церкви  и

Страницы: «« « 2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206  2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь