Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2193   2194   2195   2196   2197   2198   2199   2200   2201  2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211  » »»

перисто-раздельных,  с  треугольными,   зубчатыми   долями,   черешковых
листьев;   бывают    покрыты    мелкими,    сидячими,    цельными    или
выемчато-зубчатыми листьями. Мелкие, белые цветки собраны  в  удлиненные
кисти. Плод - стручечек, обратно треугольной  или  обратно  сердцевидной
формы (похожей на  П.  сумку),  сидит  на  оттопыренных  цветоножках.  В
народной медицине П. сумка употребляется против  кровотечений  (особенно
маточного) и от лихорадки.
   С. Р.
   Пасха I. Пасха - главный христианский праздник, в  честь  воскресения
И. Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен
воспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался
14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца,
когда, по сказанию евангелиста  Иоанна  и  по  мнению  древнейших  отцов
церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала  крестная  смерть  И.
Христа. По учению церкви, пасхальный агнец евреев - прообраз И.  Христа,
почему в  Св.  Писании  И.  Христос  называется  агнцем  Божьим,  ангцем
пасхальным. Пасхой (1 Кор. V, 7, св. Иоанна ХIХ,  33,  36,  Исход.  XII,
46); это название сохраняют за ним и  древнейшие  отцы  церкви,  которые
даже самое название  П.  производят  не  от  еврейского  Pesakh,  Pasakh
(арамейское Paskha), как это делают обыкновенно, а от  греч.  pascein  -
страдать (Иустин, Тертуллиан, Ириней). По синоптикам, смерть  И.  Христа
последовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и  не  видно,  чтобы
тот или другой из этих дней был днем еврейской П.: но  те  из  восточных
христиан, кто в вопросе о П. следовал синоптикам,  а  не  Иоанну,  также
справляли П. 14-го нисана, относя  празднование  к  воспоминанию  тайной
вечери И. Христа. Указание на существование П., как  особого  праздника,
еще при апостолах у христиан из  язычников  Епифаний  Кипрский  (ср.  М.
Голубев. "Обозрение 1-го посл. к Корине.) видит  в  словах  апостола  (1
Кор. V,  7):  "наша  П.  за  нас  пожрен  Христос...  будем  праздновать
(estazwmen) не в квасе ветхом.. " По мнению новейших исследователей, эти
слова апостола не дают основания утверждать, что у коринфян  существовал
при апостолах особый праздник П., так как  ближайшие  к  апостолам  отцы
церкви не упоминают о  каком  бы  то  ни  было  годичном  празднике  П.,
празднуемом в один нарочито избранный период или день. Ерм  в  "Пастыре"
(кн. III, подобие V, 1) упоминает о пятнице как дне еженедельного  поста
и скорби в воспоминание страданий и смерти И. Христа), а Тертуллиан  "Dе
corona mil. ", гл. III) - о воскресном дне недели,  как  дне  радости  и
веселья,  когда  не  было  ни  поста,  ни  коленопреклонений,  в  память
воскресения  Христова.  Эти   еженедельные   празднования   были   более
торжественными в начале года, когда  они  совпадали  с  днями  годовщины
смерти и воскресения И. Христа.  С  течением  времени,  еще  во  II  в.,
чествование этих событий сконцентрировалось в два  нарочитых  праздника,
которые оба называлась пасхой: Пасха в честь смерти И.  Христа  -  pasca
staurosimon, pascha crucificationis, и П. в честь воскресения Христова -
pasca anastasimonV раschа resurrectionis. Первая проводилась в скорби  и
строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в  субботу,
даже до утра воскресенья, и заканчивался воскресной евхаристией, которой
начиналась pascha resurrectionis. По некоторым  указаниям,  праздник  П.
воскресный  продолжался  пятьдесят  дней  и  был  праздником  не  только
воскресения И. Христа, но и его вознесения, а также сошествия Св.  Духа,
почему получал иногда название  Пятидесятницы.  Чем  более  обособлялась
церковь  от  иудейства,  тем  более  восточный  способ  празднования   П
(одновременно  с  иудеями,  14  нисана),  практиковавшийся  особенно   в
малоазиатских  церквах,   казался   несообразным   с   существом   дела.
Празднующих пасху в этот день называли - в  церквах,  образовавшихся  из
язычников -  иудействующими,  квадродециманами.  На  Западе  никогда  не
связывали празднование П. с П. иудейскою и совершали ее в  первый  после
полнолуния день воскресный, а не в пятницу. Чем далее, тем более пасха в
церквах из язычников становилась П. resurrectionis. Эго различие  повело
к спорам между Востоком  и  Западом  -  так  наз.  "пасхальным  спором",
длившимся между азийскими епископами и Римом с конца II в. в продолжение
всего III в. В 160  г.  Поликарп  епископ  смирнский,  посетил  Аникиту,
епископа римского, с целью соглашения, но каждая  сторона  осталась  при
своем взгляде. В 170 г. происходили  споры  о  том  же  в  Азии;  против
квадродециманов писали Аполлинарий иерапольский  и  Мелитон  сардийский,
доказывавшие, что И. Христос умер 14-го нисана и потому не  мог  вкушать
П. еврейской в год своей кончины (Евсев., "Церк. ист.", IV, 26,  3).  По
настоянию римского  епископа  Виктора  собраны  были,  для  рассмотрения
вопроса,  соборы  в  Палестине,  Понте,  Галлии,  Александрии,  Коринфе.
Епископы Азии твердо  держались  своего  мнения;  тогда  Виктор  решился
прервать общение с Малой Азией и требовал того  же  от  других  церквей.
Ириней Лионский убедил его,  однако,  не  нарушать  единства  веры  ради
различия обряда. Спор  продолжался  до  никейского  вселенского  собора,
который, склонясь на сторону римского мнения, определил (прав. 7), чтобы
П. праздновалась христианами непременно отдельно от Иудеев и  непременно
в  день  воскресный,  следующий  за  полнолунием.  Для   более   точного
определения дня П. на каждый год  сделаны  были  надлежащие  исчисления.
Евсевий  в  "Церк.  истории"  говорит,   что   большая   часть   церквей
малоазийских подчинилась определению собора; но были церкви, сохранявшие
старинный обычай. Собор антиохийский  341  г.  отлучил  от  церкви  этих
"иyдействовавших". От IV в. сохранились  свидетельства,  что  обе  П.  -
crucificationis и resurrectionis  -  соединялись,  и  на  Востоке  и  на
Западе, вместе и продолжались каждая по семи дней, не считая самого  дня
светлого воскресения, которому праздник  crucificationis  предшествовал.
Не ранее,  как  в  V  в.,  название  П.  стало  усвояться  исключительно
празднику Воскресения Христова, при чем далее, тем торжественнее он стал
совершаться.  Светлое  Воскресение  получило   название   "царя   дней",
"праздников праздника". Празднование  его  сопровождалось  внецерковными
манифестациями,  иллюминацией;  в  храме  верные  в  известные   моменты
восклицали, обращаясь друг к другу: Господь воскрес!  Воистину  воскрес!
Императоры, по случаю праздника, давали свободу  заключенным  в  тюрьме,
богатые  граждане   отпускали   рабов;   бедные   получали   помощь   от
правительства и частных лиц. С особенной торжественностью празднуется П.
и доселе, по особому чинопоследованию, печатаемому в "Типиконе", а также
издаваемому отдельной книжкой. Особенности этого чина: обилие каждения и
света  (зажигаются  все  лампады  и  паникадила   со   свечами   и   все
присутствующие  на  утрени  имеют  зажженный  свечи);  священнослужители
облачаются в самые лучшие ризы и т. д.  Cм.  Augusti,  "Denkwurdigkeiten
aus d. christi. Archaeologie"; Weitzel, "Die christliche Passahfeier der
ersten drei Jahrhunderte" (1848); Hilgerifeld, "Der Paschastreit und das

Страницы: «« « 2193   2194   2195   2196   2197   2198   2199   2200   2201  2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь