Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2197   2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205  2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215  » »»

ряду с Вирховым, ученики которого рассеяны по всему миpy, следует  также
упомянуть  знаменитого  венского  профессора  Рокитанского   ,   который
обогатил науку множеством весьма точных исследований.
   В России П. анатомия преподавалась уже в конце  первой  и  в  течение
всей  второй  четверти   настоящего   столетия.   Практические   занятия
существовали  уже  в  сороковых  годах.  Но  главная   заслуга   широкой
постановки ее преподавания принадлежит петербургскому профессору  М.  М.
Рудневу (1837 - 1878), одному из любимейших  учеников  Вирхова.  Рудневу
принадлежит  честь  создания   целой   школы,   усвоившей   его   методы
преподавания, благодаря которым патологическая анатомия в  России  стоит
всегда на уровне развития этой науки на Западе, при чем и русские  врачи
обогащают ее множеством прекрасных и разносторонних работ.
   Г. М. Г.
   Патология (от греч. слов pathos - болезнь и logos - изучение) - отдел
медицины, изучающий сущность, причины и симптомы болезней.  П.  одна  из
самых древних наук, получившая весьма  значительное  развитие  за  много
веков до Р. Хр. П. подразделяют на общую и частную. Первая отыскивает  и
устанавливает законы, по которым совершаются всевозможные  уклонения  от
нормы;  она  изучает  род  болезненных   типов.   Частная   П.   изучает
всевозможные  болезненные  состояния,  смотря  по   различным   органам,
возрастам  и  даже  полам.  Прежде,  поэтому,  различали  П.  внутренних
болезней (внутреннюю медицину, pathologie interne, Innere Krankheiten) и
П. наружных болезней - хирургию (pathologie externe). Но с развивающимся
все более и более успехом наук стали подразделять эти две главные группы
на  целый  ряд  мелких  отделов:   гинекология,   педиатрия,   отиатрия,
офтальмология,   дерматология,   сифилидология,   хирургия,   ринология,
психиатрия и др. Каждая из этих отраслей наук описывает  соответственные
отдельные болезни. В отличие от частной, общая П. оставляет совершенно в
стороне описательную  сторону  этих  явлений;  она  не  рассматривает  в
частности отдельных видов болезней со всеми их признаками  и  условиями,
которые могут вызвать каждый частный вид  заболевания.  Она  исходит  от
функции каждого органа или каждой системы тела  и  определяет  в  каждом
болезненном  явлении,  в  чем  заключается  уклонение   от   нормального
жизненного процесса. По отношению к различным  отделам  частной  П.  она
является общей , в смысле объединения однородных процессов; по отношению
к  физиологии,  изучающей  функции  здорового  организма,  она  является
патологическою физиологией.
   До второй четверти настоящего столетия  общая  П.  совершенно  лишена
была экспериментального  характера  и  была  ничем  иным,  как  чисто  -
метафизическим  толкованием  сущности  и   причин   болезней.   Лишенная
устойчивых основ, общая П., со времени Гиппократа, являлась смесью самых
противоположных  учений.  Отраслью  положительного   знания   общая   П.
становится лишь со  второй  четверти  настоящего  столетия,  со  времени
открытия клетки, т. е. с  того  момента.  когда  явилась  возможность  в
измененной  морфологии  клеток  находить   материальный   субстрат   для
различных болезненных явлений. Чем больших успехов достигала физиология,
тем более точный данные вырабатывала и общая П. В  настоящее  время  она
представляет чисто экспериментальную  науку,  изучение  которой  мыслимо
только в лабораториях. Громадную  заслугу  в  ее  развитии,  начиная  со
второй половины настоящего  столетия,  имели  немецкие  ученые:  Вирхов,
Конгейм, Самуэль,  Либермейстер  и  др.;  во  Франции  труды  физиологов
Клод-Бернара и Лонже также внесли много  света  в  сущность  6олезненных
процессов, происходящих в организме. В России общая П. занимает  высокое
положение  в  числе  ее  представителей  выдаются   Лукьянов,   Пашутин,
Подвысоцкий и  др.  Особенно  ценные  работы  по  общей  П.  выходят  из
института экспериментальной медицины  в  СПб.,  под  руководством  проф.
Лукьянова, Ненцкого, доц. Ускова, Виноградского и др. В настоящее  время
работы русских врачей по общей П. печатаются как в "Архиве Биологических
Наук", издав. институтом,  так  и  в  "Русском  Архиве  П.,  Клинической
Медицины и Бактериологии", издающемся под  ред.  проф.  Нодвысоцкого,  в
Киеве.
   Патриархи (patriarchV - родоначальник, праотец) -  так  называются  в
Свящ. Писании (см. напр. Деян. Апост. VII, 8, 9; Посл. к  Евр.  YII.  4)
благочестивые  родоначальники  народа  Бодая  (еврейского),  жившие   до
закона, данного на Синае, и бывшие исключительными  носителями  истинной
религии и связанного с нею обетования  о  Спасителе.  Первые  десять  П.
(Адам, Сие, Енос, Каинан; Малелеил, Иаред, Енох, Маеусал, Ламех и  Ной),
как жившие до  потопа,  наз.  допотопными  П.;  все  они  наделены  были
необычайною   долговечностью   и   служили    живыми    хранителями    и
истолкователями вверенного им обетования. Из П.,  живших  после  потопа,
особенно замечательны Авраам, как отец и родоначальник нового  поколения
верующих, а затем Исаак, Иаков и  Иосиф.  Со  смертью  Иакова  и  Иосифа
оканчивается  патриархальная  эпоха  библейской  истории.  Отличительною
особенностью ее является близкое и непосредственное общение П. с Богом и
управление народом на основании общепризнанных нравственных правил,  еще
не соединенных в формальное законодательство (кроме первичного  свода  в
"Ноевых законах").  В  жизни  П.  усматривается  как  бы  прообразование
будущих событий. Так, соединение в Спасителе божеского  и  человеческого
естества  изображено  в  лестнице,  виденной  Иаковом;  Его   страдания,
понесенные Им от своего народа, но сделавшиеся источником  благословения
для всего человечества - в приключениях Иосифа; Его  крестная  смерть  и
воскресение - в  жертвоприношении  Исаака.  Странническая  жизнь  П.  не
дозволяла им избрать какое-либо одно место  для  богослужения;  время  и
место для принесения  жертв  определялись  или  явлениями  Божьими,  или
какими-либо особыми знаками небесного благоволения. Ознаменованное таким
образом мес. то богослужения и  созданный  однажды  жертвенник  навсегда
пользовались особенным уважением и обыкновенно избирались П.  для  новых
жертвоприношений. такими местами богослужения были гора  Mopиa,  дубрава
Мамре. Вефиль, Вирсавия и др. В среде П. все обетования передавались  по
праву первородства, получаемому чрез  особое  благословение;  охранялась
святость брака и отвергалось всякое смешение с  идолопоклонниками  (Быт.
XXXIV, 7, 13, 31; ХХХVIII 24; XXVI, 34,  35;  XXVII,  46).  Почтительное
повиновение родителям считалось главнейшею добродетелью. Семейная  жизнь
отличалась первобытною простотою;  брак  заключался  с  благословения  и
указания родителей; известны, однако, примеры своевольных браков  (напр.
женитьба Исава), ведших к семейным раздорам и  недовольству.  В  Mиpских
делах   господствовала   патриархальная    форма    правления:    власть
сосредоточивалась в  руках  главы  семейства  или  рода,  патриарха;  он
распоряжался  судьбою  своих  детей  и  домочадцев,  производил  суд   и
расправу, имел право жизни и смерти (Быт. Л. ХХXVIII,  24)  и  в  случае

Страницы: «« « 2197   2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205  2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь