Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208  2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218  » »»

случая усыновления патрицием плебея; затем до  эпохи  Суллы  хотя  такие
факты и встречались, но очень редко. В  результате  число  патрицианских
родов к концу республики свелось к  14,  с  тридцатью  фамилиями  (имена
приведены у Моммзена, в его "Romische Forschungеn",  1  т.,  1864,  стр.
122). Не смотря на уменьшение  политических  преимуществ,  П.  до  конца
республики сохранили гордость чистокровного происхождения от  отдаленных
предков. Цезарь и Август, а за ними императоры первых трех веков  по  Р.
Хр., желая поднять сословие П., свободно принимали в  его  состав  новые
роды и новых членов. О П. после Константина Вел. Патрициат.

   Литература.  Mommsen,  "Romisches  Staatsrecht";  его  же,  "Romische
Forschungen" (1864, 1т., ст.: "Die  Romischen  Patriciergeschlechter"  и
"Der Patriziersenat der Republik");  Виллемс,  "Римское  государственное
право"; Willems, "Le senat de la Republique romaine" (1878 - 83, Лувен);
Lange, "Romische Altertumer";  Lange,  "De  patrum  auctoritate"  (1877,
Лиц.); Mispoulet, "Les  institutions  politiques  des  Remains"  (1882);
Reuter,   "De   patrum   patriciorumque   apud   antiquissimos   Romanos
significatione"  (1849,  Вюрцбург);  Christensen,   "Die   ursprungliche
Bedeutung  d.  Patricii"  (1876,  Гузум):  Budinger,  "Cicero  und   der
Patriciat" (1881. Вена); Азаревич, "П. и плебеи в Риме" (СПб., 1875).
   Н. О.
   Патрокл (ПatrokloV , Patroclus) - сын Менойтия,  родственник  Ахилла.
Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища; за  это
отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом.
С этих пор началась их дружба, не прекращавшаяся до самой  смерти  П.  и
продолжавшаяся в царстве Аида. Во время похода на Трою, П. был спутником
Ахилла и вместе с ним перестал участвовать в  битвах,  когда  Ахилл  был
оскорблен  Агамемноном.  Однако,  когда   положение   греков   сделалось
затруднительным,  П.,  облачившись  в  доспехи  друга,  выступил  против
троянцев, оттеснил их от греческого лагеря, потушил пожарь на  кораблях,
убил Сарпедона и Сеенела и сражался с Гектором из-за Сарпедонова  трупа.
Три раза нападал он на троянское войско у стен города, но при  четвертом
натиске был сражен Аполлоном, при чем  Гектор  совлек  с  него  ахиллово
оружие. Смерть П. глубоко  поразила  Ахилла,  который,  чтобы  отомстить
троянцам, решил опять вступить в ряды сражающихся.
   Н.О.
   Патрология (от pathrV и logoV) - учение об отцах  церкви.  Теперь  П.
часто  отожествляют  с  патристикой:  сочинения,  имеющие   характер   и
содержание  последней,  называются  П.  (напр.  "Patrologie"  М„лера   и
"Palrologie" Альцога), и наоборот. Прежде патристикой называлось  полное
систематическое изложение учения святых отцов,  и  она  являлась  наукою
богословскою,  П.  же   имела   главным   предметом   биографические   и
критико-библиографические исследования об отцах церкви и их творениях, а
также издания текста этих творений, что относило ее в область  церковной
истории или истории литературы. В этом смысле П.  имеет  развившуюся  на
пространстве веков громадную литературу.  Зачатки  ее  находятся  уже  в
"Церковной  истории"  Евсевия   Кесарийского,   в   которой   сообщаются
эпизодически сведения о  сочинениях  многих  отцов  церкви  и  церковных
писателей. Первым специальным сочин. по П. было: "De viris  illustribus"
Иеронима Стридонского, доведенное до Златоуста и для церкви христианской
сделавшее  тоже  самое,  что  сделали  Светоний  и  Плутарх   для   мира
языческого. Оно написано с целью  полемики  против  Порфирия,  Юлиана  и
Цельса, утверждавших, что церковь  состоит  лишь  из  невежд.  Оно  было
переведено на греч. язык и еще в древности было известно и  на  Востоке.
Геннадий, пресвитер массилийский (490), продолжил сочинение Иеронима  до
конца V века, а Исидор Севильский  -  до  610  г.;  Ильдефонс  Толедский
снабдил его дополнительными  примечаниями.  На  Востоке  патриарх  Фотий
(890) в своей "Библиотеке" или "muriobiblion" дает уже не один перечень,
но и критику  святоотеческих  творений,  с  обширными  выдержками  более
замечательных мест и из сочинений дотоле  неизвестных,  даже  языческих.
Затем заслуживают упоминания из западных писателей  Гонорий  Отенский  и
Зигеберт Камбрейсий, давшие, в начале XII века, несколько дополнительных
замечаний к предыдущим сочинениям. В 1492 г.  Иоанн  Триттенгейм,  аббат
спангеймский, издал сочинение: "De  scriptoribus  ecclesiasticis.  Оберт
Myrec дополнил его. Все исчисленные сочинения  собраны  в  одно  издание
Альбертом Фабицием (Гамбург; 1718 г.). Семнадцатый век  открывает  новую
эру в П. В область ее вводится критика и с этого времени  она  принимает
характер научный. В  1613  г.  Роберт  Беллармин  издал  сочинение:  "De
scriptoribus ecclesiasticis". В 1633 г. явилось издание  Галлуа  (Pierre
Halloix): "Illuslrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate  et
eruditione floruerunt" (Дуэ). Бенедиктинец Николай Нурри в 1703  -  1715
гг. издал в Лионе ряд ученых диссертаций об отцах четырех первых веков и
их  учении:  "Apparatus  ad  bibliothecam  maximam  veterum  patrum   et
antiquorum scriptorum ecclesiasticorum". Еллий Дюпен в  47  томах  издал
"Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques" (П., 1686  -  1711).
Более прагматич. изложение патрологич. материала дал Дом Геми Селлье,  в
"Histoire generale des anteurs sacres et ecclesiastiques" (Париж, 1729 -
1763; в 1860 - 1865  гг.  это  сочинение,  исправленное  и  дополненное,
корпорацией католических богословов, издано вновь). К  этому  сочинению,
как необходимому для патрологов и в  настоящее  время  пособию,  следует
присоединить   Тильемона   ("Memoires   pour   servir    a    l'histoire
ecclesiastique des six premiers siecles", П., 1693). В XVIII в.  для  П.
наступает период монографий. В 1789 - 99 гг. бенедиктинец  Люмпер  издал
прагматический курс П. : "Histoire theologique et critique  de  la  vie,
des ecrits et de  la  doctrine  des  ss.  Peres  et  d'autres  ecrivains
ecclesiastiques", ограничивающийся лишь тремя  первыми  веками.  Бюсс  в
1828 г. издал "Esquisse de l'histoire de la litterature chretienne"  (до
XV в.). Все это - труды католиков; протестанты игнорировали эту область;
лишь W. Cave, в 1677 г.,  издал  "Scriptorum  ecclesiasticorum  historia
Iitteraria" (Жен. 16949; Оксф., 17403;  Базель,  1741  -  5)  и  написал
"Lives of  the  most  eminent  Fathers  of  the  first  four  Centuries"
(Оксфорд, 1840). Первое из этих сочинений Т. Watton продолжил до XVII в.
Менее  замечательно   сочинение   Казимира   Oudin:   "Commentarius   de
scriptoribus ecclesiasticis" (1722; до IV в.). Одною из главнейших задач
патрологов было издание самых текстов творений св. отцов  в  подлиннике.
На  первом  месте  между  такими   изданиями   должен   быть   поставлен
"Patrologiae cursus completus" аббата Миня, состоящий из 161 тома  серии
греческой и 222 томов латинской. В новейшее время в этом издании найдено
множество неисправностей и недостатков; но оно навсегда останется цепным
по обширному ученому материалу, собранному,  в  prolegomena,  почти  для

Страницы: «« « 2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208  2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь