Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214  2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224  » »»

зависимости  с  строем  того  общества,  в  котором   питомцу   придется
действовать.  Аристотель  различает:  1)   физическое   воспитание,   2)
воспитание  неразумной  части   человеческой   души   или   нравственное
воспитаниe и 3)  воспитание  разумной  души  ил  умственное  воспитание.
Орудием  нравственного  воспитания  служит   привычка,   умственного   -
подражание. Он указывает образовательное значение  грамматики,  риторики
(в связи с мнемоникой), диалектики, математики,  графики  (рисования)  и
политики, которую мы бы теперь назвали  социологией.  В  основных  своих
воззрениях опирается на Платона  и  Аристотеля  Квинтилиан,  который,  в
своем "Наставлении  к  ораторскому  искусству",  поставил  себе  задачей
указать,  как  можно  подготовить  дельного  оратора;  но  так  как,  по
убеждению  Квинтилиана,  оратором  может  быть  только  образованный   и
благовоспитанный человек, то и взгляды Квинтилиана гораздо шире, чем это
представляется  по  заглавию  его  труда.  Способность   к   образованию
прирожденна человеку, как коню - его бег, хищному животному - лютость  и
т. п. Дать образование может, однако,  не  всякий,  а  только  тот,  кто
знаком с необходимыми для того приемами, а также с условиями психической
жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать  семейному,  так
как только  в  школе  могут  развиваться  социальные  чувства.  Телесное
наказание порождает только рабские наклонности и свидетельствует, прежде
всего,  о  полной  неспособности   воспитателя.   Образовательный   курс
Квинтилиана состоит из семи свободных искусств,  составляющих  так  наз.
александрийскую энциклопедию. Квинтилиан остался авторитетом по вопросам
воспитания и в средние  века,  и  в  эпоху  возрождения.  Правда,  блаж.
Иероним  написал  "Послание  к  Лете",  в  котором  дает   советы,   как
воспитывать дочь Леты, а блаж. Августин писал "о  воспитании  новичков",
желающих посвятить себя духовному званию; но эти произведения не имели в
последующие века никакого  влияния  и  отличаются  крайне  узкою  точкою
зрения. Так, Иероним восстает против музыки  и  желает,  чтобы  девочка,
едва научившись складам,  составляла  из  подвижных  букв  только  имена
апостолов и святых. Пренебрегая земной жизнью и заботясь  лишь  о  жизни
будущего века, первые  христиане  не  только  не  думали  о  гармоничном
развитии всех сторон человеческого существа, но  даже  считали  одну  из
этих сторон источником греха. Умерщвление  плоти  и  обуздание  страстей
поставлено было идеалом, к которому должен стремиться всякий христианин.
Такой взгляд тяготел и над средними  веками,  с  их  школами,  долго  не
покидавшими монастырской ограды. Возрождение наук  и  искусств  положило
конец  этой  односторонности.  Снова  сознанием  лучших  людей  начинают
владеть воспитательные идеалы древности. Воспитать человека для жизни  в
обществе,  человека  с  здоровым  духом  и   телом   -   такова   задача
гуманистической  П.,  имеющей  много  представителей,   особенно   среди
итальянских педагогов XIV - XV  вв.  (соч.  Вержерио  -  "О  благородных
нравах и свободных занятиях", Вежио - "О воспитании детей", и целый  ряд
других,   посвященных   воспитанию   княжеских   детей).    Оригинальные
педагогические взгляды испанца Вивеса , который,  наряду  с  беспощадной
критикой современной  ему  науки,  указывал  на  необходимость  заводить
благоустроенные школы, с хорошими учителями и с новыми программами.  Ему
же  принадлежит  и  первое  по  времени,  довольно  обширное  сочинение,
посвященное женскому образованию ("Об образовании женщины  христианки").
Многие гуманисты примкнули к реформации и стали деятельными  помощниками
Лютера в устройстве школ. Первое  место  здесь  принадлежит  Меланхтону,
написавшему несколько учебников, составившему первый школьный  уставь  и
подготовившему много дельных педагогов. Под его влиянием  такие  деятели
школы, как Штурм, Неандер, Троцендорф, положили начало той разновидности
в гуманистической П., которая ныне слывет под именем  классицизма  и  не
переставала иметь многих приверженцев на практике и в теории, особенно в
Германии. Унижая  родной  язык,  вводя  в  круг  предметов  преподавания
греческих и римских авторов, педагоги  классики  мало  помалу,  особенно
когда увлечение гуманизмом улеглось, отдалились  от  запросов  жизни.  В
виде реакции против них появилась  попытка  отказаться  от  традиционных
знаний и построить новую науку. Современники Бакона начинают  требовать,
чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера  к
правилу, от более близкого  и  знакомого  к  более  отдаленному.  Полным
выразителем новых требований является Амос Коменский,  но  и  ранее  его
Ратке (Ратихий) уже учил, что преподавание должно идти на родном  языке,
сообразоваться  с  естественным  ходом  развития   детей,   пользоваться
индуктивным методом и избегать принуждения. Горячо ратуя  за  то,  чтобы
усвоение знаний было как можно больше облегчено для учащегося, Коменский
указывает много дидактических приемов, вошедших в педагогический  обиход
настоящего времени. Золотым  правилом  для  учителей  Коменский  считает
наглядность.  0бразование  должно  начинаться  в  материнской  школе   и
продолжаться в народной, латинской и университете. Введя в  школу  массу
знаний  о   природе   и   человеке,   Коменский   сделался   основателем
реалистического направления в  П.  Другой  крупный  представитель  этого
направления, Локк, в  своих  "Мыслях  о  воспитании"  несравненно  более
Коменского принимает во  внимание  законы  развития  человека  и  делает
выводы, главным образом,  на  основании  данных  психической  жизни,  не
прибегая к помощи  авторитета  Св.  Писания  или  какихнибудь  случайных
соображений, как это было у  Коменского.  С  особенною  основательностью
Локк разбирает некоторые вопросы педагогической психологии, напр. вопрос
о привычке, о недостатках детей, о наказаниях  и  наградах,  о  значении
среды и др. Приобретению знаний Локк  отводить  второстепенное  место  и
потому лишь вкратце затрагивает вопросы дидактики и педагогики. Особенно
широкую известность педагогический натурализм получил благодаря Руссо  .
В своем "Эмиле" он требует  воспитания  согласного  с  природою,  считая
безрассудством прилаживаться к существующему социальному  строю.  Нечего
думать заранее о  какой-нибудь  определенной  профессии  или  положении:
"жить - вот  ремесло,  которому  я  хочу  научить  Эмиля".  Предоставить
питомца самому себе и вместе с тем не спускать с него глаз и,  незаметно
для него, окружать его подходящею обстановкою - такова  трудная  задача,
которая ставится воспитателю. Увлечение "Эмилем" отразилось  особенно  у
Базедова, с его филантропином, устроенным на совершенно новых началах: в
классах ученики вели себя как хотели; преподавание  шло  по  возможности
под открытым небом, среди природы; между ученицами  должно  было  царить
чувство товарищества. Не менее  был  увлечен  "Эмилем"  и  Песталоцци  ,
стремившийся построить свою систему воспитания  на  "физико-механических
законах" человеческой природы. Песталоцци всесторонне разработал  теорию
наглядного обучения, элементы  которой  находятся  уже  у  Коменского  и
Руссо. В то  же  время  он  -  творец  методики  элементарных  предметов
обучения (грамота, письмо, счет, рисование) и  пламенный  защитник  идеи

Страницы: «« « 2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214  2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь