Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2194   2195   2196   2197   2198   2199   2200   2201   2202  2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212  » »»

Evangelium Johanns" в "Theol. Jarb." (1849); Baur, "Das  Christen.  thum
und die christliche Kirche der ersten  Jarhund.";  архим.  Тоанн,  "Опыт
курса  церк.  законоведения"  (т.  I);  Горский,  "Совершил  ли  И.  Хр.
еврейскую П." ("Прибавление к творсв. отцов", 1853); о том же статьи  Д.
А. Хвельсона и Н. Н. Глубоковского в "Христ. Чтении"; И. Покровский "П."
(СПб., 1868).
   Н. Б-в.
   Богослужение воскресению Христову начинается уже в  великую  субботу,
но во всей торжественности оно открывается на утрени. После  полунощницы
бывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы  встретить  Христа  вне
его,  подобно   муроносицам,   встретившим   воскресшего   Господа   вне
Иерусалима. Во время утрени,  при  словах:  "друг  друга  обымем,  рцем,
братие", бывает целование. Часы в день П. состоят не из  псалмов,  а  из
пасхальных песнопений. На литургии, совершаемой  в  самые  ранние  часы,
читается Евангелие от Иоанна  (I,  1-17)  о  божестве  И.  Христа.  Если
литургия совершается  собором  священников,  то  Евангелие  читается  на
различных языках, в знак  того,  что  большая  часть  народов  на  земле
признают воскресшего своим Богом  и  Господом.  На  вечерне  в  день  П.
читается Евангелие о явлении Господа апостолам в вечер  дня  воскресения
(Иоанн. XX, 19). Пасхальные песни принадлежат большей частью св.  Иоанну
Дамаскину;  они  составлены  им  на  основании  древних  отцов   церкви,
преимущественно Григория Богослова, Григория Нисского и др. Богослужение
в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при  открытых  царских
вратах, в ознаменование того, что воскресением  И.  Христа  открыт  всем
доступ  на  небо.  При  пасхальном  целовании  и  приветствии   (Христос
воскресе!) верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот,
по преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ
перед  императором  Тиверием,  поднесла  ему  в  дар,  красное  яйцо   с
приветствием Христос Воскресе! и с этих слов начала свою проповедь  (см.
Константин Экономид, "О начале обыкновения употреблять красные  яйца  во
время П.", перевод с греческого, 1826). Яйцо  служит  символом  гроба  и
возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской,  оно
знаменует возрождение наше кровью Иисуса Христа.  К  пасхальным  обрядам
относится также благословение артоса и яств, особенно сыра  и  яиц,  как
пищи, которую с этого времени  дозволяется  вкушать.  Существует  обычай
приготовлять в домах хлеб, как бы домашний артос кулич), и носить его  в
день П. в притвор церкви для освящения, вместе с сыром и яйцами. Во  всю
светлую седмицу  бывает  целодневный  звон,  в  знак  торжества  церкви,
празднующей  победу  И.  Христа  над  смертью  и   адом.   Праздник   П.
продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания  И.  Христа  на
земле по воскресении. В отдание П. служба совершается подобно тому,  как
в отдании дванадесятых праздников. Ср, П. Лебедев, "Наука о богослужении
православной  церкви"  (М.,  1890);  П.  Левашев,  "Обычай  употребления
красных яиц в праздник св. Пасхи" (СПб.,  1895);  прот.  К.  Никольский,
"Пособие к изучению  Устава  Богослужения  православной  церкви"  (СПб.,
1888);  прот.  Д.  Смолодович,  "Литургика  или  наука  о   богослужении
православной восточной католической церкви" (Киев, 1868).

   II.  Пасха  (греч.  pasca  от  евр.  pesakh;  также  chagh-hamazzoth,
"праздник oпpеcнoкoв"; eorth tvn aVumwn, solemnitas azymorum) - один  из
трех великих праздников  иудейских,  установленный  в  память  чудесного
избавления евреев от рабства египетского. Праздник этот  был  назван  П.
(от евр. pesach - прохождение, пощада)  для  обозначения  того  момента,
когда  ангел  погубляющий,  видя  кровь  агнца  на  дверных  косяках   и
перекладинах, проходил мимо  и  щадил  первенцев  еврейских  (Исх.  XII,
12-13). П. продолжалась семь дней, с вечера 14 по 21  месяца  авива  или
нисана,  соответствующего  последней  половине  нашего  марта  и  первой
половине апреля. В десятый день этого  месяца  глава  каждого  семейства
должен был выбрать и отделить однолетнего агнца (из овец или  коз),  без
порока, который должен был быть заклан вечером в 14-ый  день,  а  кровью
его помазаны оба  косяка  двери  и  верхняя  перекладина.  Впоследствии,
вместо помазания косяков дверных, священники кропили  жертвенной  кровью
жертвенник во дворе скинии или храма (2 Парал. XXX,  16-17;  XXXV,  11).
Мясо животного, вместе с внутренностями,  должно  быть  испечено,  а  не
сварено, и съедено с горькими травами (в воспоминание горестной жизни  и
тягостного рабства в Египте); кости агнца не  должны  быть  раздроблены;
мясо должно быть все съедено, а остатки сожжены (Исх. XII,  6-10).  Есть
должны были с особенной  поспешностью,  стоя,  опоясанные,  обутые  и  с
посохами  в  руках,  как  готовые  к  быстрому   отшествию   (ib.   1l).
Впоследствии, когда евреи водворялись в земле Обетованной,  они  ели  П.
неспешно и "возлежа" (см. Mф. XXVI, 20; Иоанн.  XIII,  4-5;  Лук.  XXII,
14-15). В первый и седьмой дни П. был праздничный покой от всяких  работ
и собирались  священные  собрания  (исх.  XII,  16;  Лев.  XXIII,  7-8).
Ежедневно, в продолжение всего праздника, сжигались великолепные  жертвы
(Числ. XXVIII,  19,  24).  К  отличительным  особенностям  праздника  П.
относилось употребление евреями только опресночных хлебов, а не  кислых,
под опасением истребления из среды Израиля (Исх. XII, 15, 19). Опресноки
должны были напоминать еврейскому народу о его  призвании  быть  народом
чистым, святым, свободным от  порчи  квасом  египетским,  т.  е.  чуждым
нравственного растления египетского.  В  таинственном  смысле  опресноки
изображали чистоту духовной жизни во Христе, т. е. что  христиане  через
пасху - Христа -  будут  очищены  от  ветхой  закваски  греха  и  должны
праздновать новую П. "в бесквасии чистоты и истины" (1 Кор. V, 7-8).  По
изъяснению Св. Писания Нового Завета, агнец пасхальный, как жертва Богу,
преобразовал И. Христа, который есть "Агнец Божий, вземляй  грехи  мира"
(Иоанн, I,  29),  от  сложения  мира  "заколенный"  (Апокал.  XIII,  8),
принесший себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и
смерти (1 Кор. V, 7). Заклание агнца и  вкушение  его  были  прообразами
страдания и смерти И. Христа и вкушения тела  и  крови  Его  в  таинстве
евхаристии. Несокрушение костей агнца преобразовало  непребитие  голеней
И. Христа на  кресте  (Иоанн.  XIX,  33-36).  В  настоящее  время  евреи
празднуют П. восемь дней, в течение которых они воздерживаются в пище от
всего "квасного" и имеющего с ним какую-либо связь. Вечером 13-го нисана
еврей производит обследование дома, с целью собрать  имеющиеся  на  лицо
остатки квасного хлеба, которые на другой день  сжигаются.  Праздничными
днями  считаются  собственно  лишь  два  первых  и  два  последних  дня;
остальные четыре дня - это "праздничные  будни",  в  которые  работа  не
возбраняется. В  первые  два  вечера  совершается  особая  торжественная
трапеза, с символическими обрядами, напоминающими  о  рабстве  евреев  в
Египте, об  избавлении  от  него,  о  жертвоприношении.  По  приходе  из

Страницы: «« « 2194   2195   2196   2197   2198   2199   2200   2201   2202  2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь