Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2363   2364   2365   2366   2367   2368   2369   2370   2371  2372   2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381  » »»

плебисцита Лабиена. С 14г.  выбор  жрецов  был  поставлен  в  формальную
зависимость от сената, действительную -  от  императора.  Правом  давать
постановления понтифики обладали не в полной  степени:  они  могли  лишь
совершать  некоторые  правовые  акты  -  adrogatio  (переход  в   другую
фамилию), detestatio sacrorum (отречение патриция от родового  культа  и
переход в плебейство), testamenta - в комиссиях по  куриям.  Собравшийся
народ не вотировал предложения, но был лишь  свидетелем  при  совершении
актов; председателем комиссий был pont. maximus. По  Моммзену,  П.  мог.
лишь делать устное заявление, но не давать постановления.  В  сакральном
судопроизводстве роль П. ограничивалась  подачей  мнения,  установлением
вины и т. п.  Право  налагать  наказание  pont.  maximus  имел  лишь  по
отношению к жрецам (фламины, жертвенный царь) и весталкам. Последних он,
вместе с коллегией, имел право приговорить к погребению заживо, в случае
нарушения обета целомудрия. Духовное имущество находилось в распоряжении
общины; П. могли лишь  распоряжаться  теми  суммами,  которые  поступали
специально в их кассу (arca pontificum) из штрафов  и  т.  п.  П.  имели
высшее наблюдение за культом отечественных богов и право авторизации  во
всех  вопросах  общественной  и  частной  религии.  Инсигниями  П.  были
simpulum (сосуд для  возлияний),  secespita  (жертвенный  нож),  dolabra
(секира), aspergillum (кропило), galerus  (особая  прическа  с  головным
убором),  apex  (конусообразная  шапочка).   При   священнодействиях   и
церемониях П. или сам был жрецом и священнослужителем,  или  фигурировал
при священнодействующем магистрате в качестве советника и  помощника.  В
первом  случае  П.,  как  жрец  высшего  ранга,  служил   олицетворением
отеческой  власти,  которая  была  неотделима  от  жреческой  в  области
домашнего  культа.  Государство  представляло  собой  громадную   семью,
духовный отец которой - pontifex - был свершителем фамильного культа так
называемых dii patrii, при чем весталки и фламиды считались как  бы  его
детьми. Regia (дворец), где заседала  коллегия  П.,  был  местом  культа
Януса, Юноны, Марса, Квирина, Сатурна,  общественных  пенатов  и  ларов.
Кроме регии, П. исполняли жреческие обязанности и  в  других  храмах,  в
разных частях города и по поводу разных случаев, так как  римские  храмы
не имели постоянного причта,  кроме  храмовых  сторожей  (aeditui).  Под
наблюдением П. происходило  принесение  искупительных  жертв  в  случаях
погрешностей против обрядовой стороны, допущенных  магистратами  и  др.,
нарушений божественного права, искупления продигий, произнесения обетов,
посвящения богам. П. указывали, какому божеству и когда  надо  молиться,
какие меры принимать для умилостивления богов в каждом данном  случае  и
т. п. На обязанности П. лежало составление  и  обнародование  календаря,
заключавшего в себе программу государственного богослужения. Как жрецы и
высшие блюстители культа, П. должны были  первые  знать  и  сообщать  во
всеобщее сведение, какие дни посвящены каким  богам,  какие  дни  должны
считаться неприсутственными, какие  дни  освящены  каким  воспоминанием,
когда следует  вставить  високосный  месяц  для  восполнения  солнечного
периода.  За  отсутствием  научных  познаний  и  вследствие   господства
суеверия,  они  плохо  исполняли  эту  задачу;  кроме  того,  они  часто
пользовались своей  прерогативой  в  политических  целях,  сокращая  или
удлиняя год для продления или сокращения срока магистратуры, контрактов,
судебных процессов и т. п. Поэтому в 1  в.  действительный  римский  год
значительно отстал от астрономического, и  Цезарь,  производя  в  46  г.
реформу календаря, должен быть принять  год,  следовавший  за  введением
реформы, в 445 дней. При распределении праздников  в  году,  П.  намечал
лишь  постоянные  (stalivae);  подвижные  (couceptivae)  и  чрезвычайные
(imperativae) устанавливались консулом и городским претором.  Далее,  П.
были  хранителями  религиозного  архива,  который  состоял  при   регии.
Документы, хранившиеся  в  этом  архиве,  носили  общее  название  libri
pontificum или pontificii, а порознь имели  следующие  наименования:  1)
album pontificum  -  хронологичесий  список  членов  коллегии;  2)  acta
pontificum - протоколы служебных  актов  коллегии;  3)  indigitamenta  -
формулы молитв  на  все  случаи  жизни;  4)  обрядовые  предписания;  5)
commentarii  pontificum  -  сборник   декретов   (decreta)   и   ответов
(responsa), составивших римское обычное право и  содержавших  толкование
на законы XII таблиц.  Они  имели  в  судах  силу  законов  и  сделались
источником права. В 200 г.  Aelius  издал  первый  трактат  по  римскому
праву, воспользовавшись комментариями П. В сборник входили  также  legis
actiones. 6) Fasti - календарь: 7) Fasticonsulares - списки консулов. 8)
Annales maximi - летопись, выставлявшаяся публично в  регии.  В  130  г.
прежние   летописные   доски   были   уничтожены,   вследствие    обилия
существовавшего в это время исторического материала; позднее  оставшийся
летописный материал был издан в 80 книгах.  9)  Leges  regiae  -  кодекс
сакрального  права.  К  религиозной  юрисдикции   относились   дела   по
заключению браков per  confarreationem,  по  составлению  завещаний,  по
совершению  заупокойных  обрядов.   Юрисконсультские   обязанности,   по
традиционной преемственности, до конца республики лежали на  П"  которые
были  и  богословами,  и  юристами,  и  давали  советы  в  области   как
сакрального, так и гражданского права. К  ним  обращались  все  желавшие
начать какое-нибудь гражданское дело (agere) за указаниями,  какой  надо
применить закон. какие совершить формальности;  с  этой  целью  коллегия
выделяла одного члена, который в течение года давал консультации частным
лицам. Legis actiones  были  изданы  в  304  г.,  вместе  с  календарем,
курульным эдилом Кн. Флавием. Значение  П.  в  области  юриспруденции  и
религиозного права было особенно велико в первое время республики, когда
еще патриции не были  уравнены  в  правах  с  плебеями.  Как  сторонники
патрицианской партии, П. играли значительную роль в  этой  борьбе,  пока
демократия не подорвала их влияния изданием fasti и  legis  actiones,  в
результате чего было допущение плебеев к понтификату (с З00 г.,  в  силу
Lex Ogulnia). Первым P. maximus из плебеев  был  в  254  г.  до  Р.  Хр.
Тиберий Коррунканий. Сильный удар  понтификату  был  нанесен  в  131  г.
консулом П. Лицинием Крассом, который, будучи вместе с тем P. maximus  и
не имея права покидать Италию, отправился с войсками  в  Азию.  С  этого
времени закон,  запрещавший  P.  maximus  выезжать  из  Италии,  не  раз
нарушался в 1-м в. носителями гражданской власти (напр. Цезарь,  в  сане
P. maximus, вел войну в Галлии). Вообще в 1-м в.,  с  разрушением  основ
республиканских учреждений, упал, на  время,  и  авторитет  понтификата.
Август, однако,  вновь  возвысил  значение  коллегии,  сделав  титул  P.
maximus императорским. Для исполнения текущих дел была учреждена (с  155
г.) должность промагистра, назначавшегося на год. Традиционное  уважение
к понтификату пережило язычество, и если Грациан в 382 г.  отказался  от
этого титула, то лишь  для  того,  чтобы  порвать  с  древней  религией.
Поздние титул P. maximus перешел к римскому первосвященнику - папе.  Как

Страницы: «« « 2363   2364   2365   2366   2367   2368   2369   2370   2371  2372   2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь