Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2369   2370   2371   2372   2373   2374   2375   2376   2377  2378   2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387  » »»

но встречается еще на капителях и портиках некоторых церквей,  в  смысле
отрицательных примеров, долженствующих возбудить отвращение к пороку.  В
эпоху Возрождения  порнографическая  нагота  снова  нашла  применение  в
живописи и скульптуре. Таланты итальянских художников сумели, однако, до
известной  степени  смягчить   впечатление   реализма   своих   созданий
неподражаемою грацией. за которою как  бы  не  ощущалась  непристойность
темы. Рафаэль Санцио, напр., оставался великим и. чистым даже в наиболее
реальных из своих произведений  ("Рождение  Венеры",  "Венера  и  Амур",
"Раненая Венера", "Венера извлекающая из ноги занозу", "Венера и Адонис"
и  т.  д.).  Из  итальянских  художников  эпохи  Возрождения,   особенно
увлекшихся П., наиболее известны  Пьетро  Либери  и  Агостино  Карраччи,
эстампы которых сохранились в весьма небольшом числе.  К  тому  же  роду
искусства принадлежат гравюры Джакопо Каральо - серия снимков с  картины
"Любовные похождения богов", принадлежащей, как полагают, кисти  Пьерино
дель Вага. С картин подобного содержания существует много других гравюр,
сделанных  в  XVI  столетии   художниками   немецкими   и   голландскими
(Альтдорфер, Альдегревер, Израэль ван Мекенен, Франц. Врун, Теодор Бри и
проч.). Голландская живопись считает в своей среде несколько художников,
рисовавших  сцены  порнографического  характера.  Между  ними   особенно
известны  Стен  (Jan  Steen),  Франц.  Миерис   и   Виллем   Миерис   (в
Флорентийской и Дрезденской галереях). Наиболее  характерная  из  картин
Стена "Оргия", представляющая собою яркую сатиру на общественные  нравы,
находится в амстердамском музее Ван дер Гоопа. В XVIII в. П. невозбранно
овладевает   искусством   во   Франции;   единственной    преградой    к
распространению ее крайностей  в  эту  эпоху  был  значительно  развитый
изящный вкус  общества.  Из  многочисленных  произведений  Ватто,  Буше,
Бодуэна немало таких, которые могут быть прямо отнесены к П. (см. "L'Art
du XVIII siecle" брат.  Гонкур).  Даже  знаменитый  обаятельною  грацией
Гр„з, не был чужд подчинению вкусам своих  современников.  Гораздо  ярче
порнографический  элемент  выразился  в  произведениях   Фрагонара,   но
громадный талант и  соблюдение  известных  границ,  налагаемых  чувством
изящного,  спасают  репутацию  художника  в  этом  смысле.   Современное
французское искусство, в сравнении с  искусством  прошлого  века,  менее
грешит порнографией; не смотря на  снисходительность  в  этом  отношении
цензуры второй империи, во французском  искусств  новейшего  времени  не
замечалось уже прежнего  загромождения  области  изящного  непристойными
произведениями. Художественная и литературная критика сильно  восставала
против преобладания эротизма в искусстве, приравниваемого ею к П.
   Порпора (Nicolo Porpora) - известный  профессор  пения  и  композитор
1687 - 1766,  ученик  Гpeкo,  автор  опер:  "Basilio,  re  di  Oriente",
"Berenice", "Flavio Anico Olibrio", "Siface", "Arianna e  Tesco",  "Sant
Angiolo", Annibale", "II trionfo di Camillo"; написал также иного  месс,
кантат, симфоний, псалмов и мотетов. Он открыл в Неаполе школу пения, из
которой  вышли  такие  знаменитые  певцы,  как   Фаринелли,   Кафарелли,
Порпорино. С 1729 г. П. стоял во главе итальянской оперы в  Лондоне,  но
английской публике, привыкшей  к  произведениям  Генделя,  оперы  П.  не
особенно  нравились.  Последние  годы  жизни  П.  провел  в  Вене,   где
познакомился с Гайдном, и в  Неаполе.  .  См.  "Biografia  degli  nomini
illustri del regno di Napoli" (Неаполь, 1819).
   Портал - в  романской  и  готической  архитектуре,  более  или  менее
роскошно орнаментированный вход в  церковь,  замок,  ратушу  или  другое
значительное здание. В больших храмах,  главный,  обыкновенно  западный,
фасад имел три П., из которых средний соответствовал  среднему  нефу,  а
остальные два - боковым нефам; кроме  того  устраивалось  по  порталу  с
северной и южной сторон храма, на концах трансепта. В  романском  стиле.
П. представляет собою постепенно суживающуюся вовнутрь  большую  нишу  в
стене, с прямыми вертикальными боковыми откосами и полуциркульным сводом
вверху,  также  скошенным  вовнутрь;  в  глубине  этой  ниши   находится
двустворчатая дверь, ведущая во внутренность храма. Откосы ниши с той  и
другой  стороны  разделаны  в  виде  ряда   полу   колонок,   снабженных
свойственными стилю  базами  и  капителями;  точно  также  и  верх  ниши
представляет ряд  дугообразных  валов,  опирающихся  своими  концами  на
означенные полуколонны. Валы по большей части  обильно  орнаментированы;
иногда орнамент покрывает также и стержни полуколонн.  Дверь  в  глубине
ниши имеет по большей части  четырехугольную  форму,  так  что  над  нею
образуется полукруглое пространство, так называемый тимпан,  обыкновенно
занятый  рельефным  изображением  какого-либо  религиозного  сюжета.   В
готическом стиле, П. становятся еще обширнее и  роскошнее;  в  некоторых
церквах три П. западного  фасада  близко  соприкасаются  между  собою  и
занимают почти весь его низ. Свод ниши и  тимпан  принимают  стрельчатую
форму. Полуколонны откосов превращаются в связки полуколонн и украшаются
рядами статуй святых, стоящих на кронштейнах и осененных балдахинчиками;
на своде, вместо валов, являются плоские  или  впалые  дуги,  к  которым
прилеплены ряды бюстов. Тимпан занят рельефами,  расположенными  в  виде
фризов и представляющими иногда до сотни фигур,  или  же  одним  цельным
рельефом, изображающим какой-либо религиозный сюжет,  по  большей  части
родословие Богородицы (так наз. "Древо Иессеево"). Дверное отверстие  П.
чаще  всего  разделяется   пополам   вертикальною   стойкою,   так   что
представляет, собственно говоря, не одну, а две соседние и парные двери;
к стойке приделана также  статуя  на  кронштейне  и  под  балдахином.  К
наиболее красивым П. позднероманского стиля принадлежат так  называемые.
Золотые ворота фрейбергского собора, очень похожий на  них  северный  П.
бамбергского собора., вход в  Schottenkirche  в  Регенсбурге,  Галлусовы
врата базельского соб.,  западный  П.  собора.  св.  Стефана  в  Вене  и
некоторые др. из готических П. особенно  замечательны,  во  Франции,  П.
соборов шартрского,  амьенского,  реймского  и  парижской  Богоматери  и
церкви. св. Трофима, в Арли, а в Германии - пять П. кельнского  собора.,
из представляющих же переход от готики к стилю Возрождения - изящный  П.
собор в Комо.
   А. С - в.
   Портик (лат. роrticus, греч. stoa) - крытая галерея. открывающаяся  с
одной стороны, с двух или со всех сторон на открытый воздух, с колоннами
и столбами, поддерживающими крышу или  непосредственно,  или  с  помощью
лежащего на них архитрава или же  арок,  перекинутых  с  одной  из  этих
подпор на другую. Если такая галерея  открыта  с  одной  стороны,  то  с
другой,  противоположной,  она  ограничивается  стеною  или   совершенно
глухою, или имеющею двери и  окна.  П.  введен  в  архитектуру  древними
греками и был заимствован от них римлянами; у тех  и  других  он  служил
местом, в котором  можно  было  сидеть  и  прогуливаться,  укрывшись  от
палящих лучей солнца и от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве

Страницы: «« « 2369   2370   2371   2372   2373   2374   2375   2376   2377  2378   2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь