Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2376   2377   2378   2379   2380   2381   2382   2383   2384  2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394  » »»

принесение  в  жертву  быков;  tauroi  назывались  в   Ефесе   мальчики,
прислуживавшие на празднике П. Дельфин символизирует  собой  спокойствие
водной стихии; в связи с этим находится представление земли,  покоящейся
на воде, и эпитеты бога gaihokoV, asjalioV. В символе  коня  сказывается
тоже бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе  быка.  Культ
П. был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии  выразились
в более или менее сильной степени: в  областях  с  богатыми  бассейнами,
долинами  и  ущельями,  следами  землетрясений  (древние   думали,   что
землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные
углубления) и при море - т. е. во всей Элладе, с материком и  островами.
П. чтили  в  Фессалии,  где,  по  преданию,  ударом  его  трезубца  была
образована Темпейская долина;  это  был  минийский  (эолический)  культ,
представители которого считались славными наездниками и мореплавателями.
Другим центром почитания П. был Коринф, перешеек (Истм), с  его  играми.
Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене; Калаврии (место
посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался как
бог рек и коней; в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный  храм
12 Ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о П.  примыкают  к  циклу
аттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый - героизированный
П.  На  афинском  акрополе  был  источник,  образованный,  по  преданию.
трезубцем П. (памятник его борьбы с  национальной  богиней  Аттики).  По
мере основания колоний культ П.  распространялся  все  шире  и  сделался
повсеместным. В некоторых местностях он слился с  туземными  культами  -
например. культ лелегокарийского П.  Основная  черта,  отличающая  П.  в
мифах - это властность, несокрушимая и бурная сила, которая  проявляется
нераздельно с его царственным величием. Он состязается  из-за  обладания
землей с Палладой (Афины, Трезен),  Гелиосом  (Коринф),  Герой  (Аргос),
Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы).  Та  же  дикая  и
необузданная сила отличает и его  потомство  (Полифем,  Антей,  Бузирис,
Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года - Посейдеон перед зимним
солнцеворотом). Посылая бури и крушения, П. также успокаивает  море  (П.
-asjalioV), так что в гаванях и на мысах он  почитался  как  покровитель
плавающих; все морские  занятия  (мореплавание,  торговля,  рыболовство,
война) состояли под его верховной властью.
   Как землеколебатель(enosikJwn), он  чтился  в  Спарте,  Арголиде.  на
Спорадских овах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины  и  образует
долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии
и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но  с
разрушительной  силой  он  соединяет  созидательную;  ему  приписывается
постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских  стен  при  Лаомедонте.
Внутри страны  ему  покланялись  как  богу  пресных  вод  -  рек,  озер,
источников и связанного с ними  плодородия  (П,  krhnoukoV,  epilimnioV,
jutamioV);в этом отношении П. разделяет свойства Диониса (на островах) и
Деметры,  которая,  по  одному  преданию,  от  него  произвела  на  свет
Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, П был покровителем
рода;  он  состоял  в  брачном  союзе  со  многими  нимфами  и  считался
родоначальником  многих  (преимущественно  Ионийских)  фамилий.   Весьма
важную роль в сказаниях и культе П. играл конь, сотворенный им из  скалы
ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт - сыновья П. - были вскормлены
кобыльим молоком. Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем;
его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом деме
Колон П. почитался,  как  усмиритель  коней  (П.  damaioV),  на  ряду  с
Палладой;  конные  состязания  происходили  и   на   истмийских   играх,
учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом воздвигались  на
мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях  искусства  П.
изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой  и
волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в  длинной
ионической  одежде  (известная  статуя  Лизиппа  на  Истме),   при   чем
приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда он
изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств  и
чудовищ, или на быке, или  на  коне.  Его  лицо  носило  большею  частью
выражение  гнева  и  возбуждения,   в   противоположность   олимпийскому
спокойствию Зевса. У римлян П. соответствовал Нептун (см.). Ср. Preller,
"Griechische Mytbologie" (1894, т. 1, 566 - 596). Welcker,  "Griechische
Gotterlehre"(T. 1, 622 - 643; т. II, 671 - 681); Panofka,  "Poseidon  u.
Dionisos" (Б., 1845); Gerhard, "Wesen, Ursprung und  Geltung  des  P.  "
(Б., 1851), Eschweiler, "De  nomine  mythologico  P.  "  (Рост.,  1869);
Overbeck, "Griechische Kunstmythologie"  (Лпц.,  т.  II,  1875);  Holba,
"Ueber das Wesen Poseidons" (1886).
   Н. О.
   Посидоний - математик и астроном, родился в Апамее в Сирии в 135  г.,
умер в Риме в 50 г. до Р. Хр. Жил долго в Родосе. Был учителем Цицерона.
Известен  второй  попыткой  определить  размеры  земного  шара   (первая
принадлежит Эратосфену). Звезда a Корабля Арго (Канопус)  по  оценке  П.
подымалась в Александрии на 1/48 долю окружности, т. е. 7 1/2, в  Родосе
же только показывалась на горизонте, а линейное расстояние  между  этими
городами  (которые  П.  считал  расположенными   на   одном   меридиане)
оценивалось моряками от 5000 до 3750 стадий. Отсюда окружность земли  от
240000 до 180000 стадий. К сожалению, точная величина стадии неизвестна.
Во всяком  случае,  метод  П.  уступает  методу  Эратосфена.  П.  считал
расстояние от земли до луны равным 52 1/8)  а  до  солнца  13098  земным
радиусам, что соответствует параллаксам в 65 '.9 и l5. "6 и представляет
баснословную для его  времени  точность;  но  совершенно  неизвестно  на
основании каких соображений получил он эти числа.
   Послание (epitre, Epistel) - литературная форма,  почти  вышедшая  из
употребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. П. было  жанром
очень  распространенным.  Содержание  его  весьма  разнообразно   -   от
философских   размышлений   до   сатирических   картин    и    эпических
повествований. Обращаясь к лицу известному или воображаемому,  автор  П.
говорит с ним в обычном эпистолярном стиле, который иногда повышается до
торжественности и пафоса, иногда - что более свойственно П. - понижается
до простого  и  дружественного  тона,  сообразно  с  лицом,  к  которому
обращено П. Особенно  свойственными  стилю  П.  старая  поэтика  считала
изящество, остроумие, легкость стиха. Наиболее употребительные размеры -
гекзаметр и александрийский стих, но допускаются и другие. Пушкин  часто
пользовался в П. оригинальным трехстопным ямбом.
   Классические литературы не  знали  П.  до  Горация,  создавшего  этот
литературный  жанр  и  давшего  образцы  его,  которые  долго  считались
неподражаемыми; некоторые из них  имеют  характер  обыкновенных  частных
писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них -

Страницы: «« « 2376   2377   2378   2379   2380   2381   2382   2383   2384  2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь