Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2370   2371   2372   2373   2374   2375   2376   2377   2378  2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387   2388  » »»

средних веков (монастырские клуатры) и эпохи Возрождения.
   А. С - в.
   Порто-Ново (Porto-Novo, Adjare) -  главный  гор.  провинции  того  же
имени, в французской. колонии Дагомее, на Невольничьем берегу  Западной.
Африки. Вывоз  пальмового  масла  и  кокосовых  орехов,  Королевство  П.
основано в XVIII в.; в 1861 г. было занято англичанами  и  обратилось  к
защите Франции, которая установила над ним временный протекторат в  1863
г., а с 1883  г.  -  и  постоянный.  Дружеское  расположение  короля  П.
позволило  французам.  при  открытии  войны  с  Беганцином  Дагомейским,
сделать  П.  своим  операционным  базисом.  В  189З  г.  П.  соединен  с
Дагомейской колонией.
   Порт-о-Пренс (Port-au-Prince или Le Port Republicain) - главный город
и порт республики. Гаити  на  западном.  берегу  Гонаивского  залива,  в
нездоровой, болотистой местности. Дома по большей  части  деревянные  и,
вследствие частых землетрясений (1751, 1770, 1830, 1842), в  совершенном
упадке. Лицей, коллегия, несколько ланкастерских школ; таможня, монетный
двор. Пристань хорошая и, за исключением периода с августа  по  октябрь,
когда свирепствуют  ураганы,  совершенно  безопасная.  На  С  от  города
находится еще маленькая гавань, называемая. внутренней, могущая  вмещать
2  корабля.  Гавань  защищена  фортами.  Торговля  большей   частью   во
французских и немецких руках. Главные предметы вывоза: синее  и  красное
дерево, хлопок, кофе, какао, мед, апельсинная  корка,  гваякская  смола.
Ввозятся, кроме мануфактурных товаров, мясо,  мука,  сахар  и  алкоголь.
Правильное пароходное сообщение с Европой и Америкой. Движение  судов  в
1895 г. - 198 пароходов и 80 парусных судов,  в  335847  регистр.  тонн.
Ввезено товаров (1895) 52775 тонн .Жителей около 60000 (1895).
   Портрет  -  изображение  того  или  другого  человека,  произведенное
средствами   живописи,   гравирования   или    скульптуры    (а    также
фотографическое). П. может считаться  вполне  удовлетворительным,  когда
воспроизводит оригинал в точности, со  всеми  чертами  его  внешности  и
внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе,  с
наиболее свойственною ему экспрессией. Удовлетворение  этого  требования
входит в круг. задач искусства и может приводить к  высокохудожественным
результатам,  если  исполняется  даровитыми  мастерами,   влагающими   в
копирование действительности свой личный вкус и чувство природы.  Смотря
по величине изображения, живописные портреты могут быть головные  (когда
изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и  во
весь  рост;  в  отношении  позы  представленной   фигуры,   они   бывают
профильные, "с лица" (en face), в  три  четверти  поворота  направо  или
налево (en trois quarts) и так наз. an profil perdu, т. е.  изображающие
лицо с затылка, так что видна только часть профиля. Такое же  разделение
существует  и  для  П.,  рисованных  карандашом,   писанных   акварелью,
гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом  (как  напр.  на
медалях и монетах); собственно же скульптурные П. делаются в виде гермов
(одна голова с шеей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и  статуй
(целая фигура,  с  головы  до  ног).  Портретное  искусство  возникло  в
глубокой древности; еще за много веков до Р.  Хр.  оно  было  в  большом
употреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и  каменные
статуи, найденные в значительном числе в погребальных  постройках  этого
народа. У древних греков долгое время  П.  в  строгом  смысле  слова  не
существовало; хотя и было  в  обычае  награждать  победителей  на  играх
постановкою их статуй на публичных местах,  однако,  то  были  идеальные
фигуры,  лишь  в  общих  чертах.  Эллинские  республики  даже  запрещали
общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические
   П.,  находя  их  могущими   развивать   в   гражданах   тщеславие   и
противоречащими принципу равенства между ними. Только в V в. до  Р.  Хр.
впервые явились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в
числе произведений Димитрия Алопекского,  жившего  во  времена  Перикла.
Реалистическое  направление  окончательно   утвердилось   в   портретной
скульптуре при Александре Македонском, благодаря Лизиппу  и  его  брату,
Лизистрату, который первый стал формовать маски с  натуры.  Впоследствии
П. размножились не только в  пластике,  но  и  в  живописи,  при  чем  в
последней достигли уже до большего совершенства, как мы можем  судить  о
том по многочисленным доскам с изображением  лиц  покойников,  находимых
при саркофагах греко-египетских мумий. Из Греции любовь к П.  перешла  к
римлянам, которые к прежним родам пластических  портретных  изображений,
статуе и герму, прибавили новый род - бюст. От римской  эпохи  дошло  до
нас огромное количество портретных изваяний  реалистичных  и  идеальных,
исполненных  приезжими  в  вечный  город  греческими  художниками  и  их
римскими учениками, в том  числе  поражающих  своею  экспрессивностью  и
совершенством технического исполнения (каковы напр. две  сидящие  статуи
поэтов Менандра  и  Позидипа,  статуи  Эврипида,  Демосфена,  полководца
Фокиона, имп. Августа и др. в Ватиканском музее, Софокла, в  Латеранском
музее, Аристокла и Помпея, в Палаццо-Спада, Пиндара и Aнакреона, в вилле
Боргезе, в Риме, и пр.). В Средние века портретный род  как  скульптуры,
так и живописи находился почти в полном упадке, и только с  наступлением
эпохи  Возрождение  занял  видное  место  среди  других   художественных
отраслей. В Италии его воскресили прежде всего  скульпторы  -  Дезидерио
да-Саттиньяно, Мино даФьезоле, Росселлино, Л. делла-Роббиа, Донателло  и
пр., быстро  достигшие  до  блестящих  результатов  в  своем  стремлении
воспроизводить  человеческую  физиономию  верно   с   действительностью,
определенно выражать характеры и, в тоже время,  соблюдать  благородство
стиля. Значительно позже их выступили на тот же путь живописцы, но зато,
в период полного расцвета итальянского искусства, явилась целая  фаланга
даровитых и гениальных художников. которые возвели П. на степень  высоко
изящной картины, увековечивающей всю сущность характера данного  лица  в
момент самого яркого ее  выражения.  Рафаэль,  С.  дель-Пьомбо,  Тициан,
Джорджоне, Тинторетто и толпа других мастеров  прославились  столько  же
своими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чем итальянцы,
в XV  ст.,  весьма  успешно  возделывали  П.  в  натуралистическом  духе
нидерландские живописцы, во главе которых стоят  братья  ван-Эйки  и  Г.
Мемлинг. В следовавшем после них развитии нидерландской  живописи  и  по
разделении ее на самостоятельные фламандскую  и  голландскую  школу,  П.
приобретал все большее и большее значение в деятельности художников и  в
связи с общим направлением этих школ совершенствовался, главным образом,
в  отношении  колорита  и  светотени.  Величайшими  портретистами  между
фламандцами были Рубенс и ван-Дейк, а между голландцами - Рембрандт,  Ф.
Гальс, ван-дер-Гельст и Терборх. Из  старонемецких  живописцев  особенно
знамениты,  как  портретисты,  А.  Дюрер  и  Г.  Гольбейн  Мл.  Наиболее
выдающимися представителями П. в  цветущую  пору  испанской  школы  были

Страницы: «« « 2370   2371   2372   2373   2374   2375   2376   2377   2378  2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387   2388  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь