Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381   2382   2383  2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392   2393  » »»

попадается географическое деление  города  на  стороны  (Старица),  чаще
встречается деление на слободы  (Москва,  Можайск,  Коломна,  Переславль
Рязанский) или приходы, указывающие на те отдельные мелкие поселения, из
которых сложился  город.  Иногда  посады  делились  на  улицы,  сотни  и
десятни. Каждое из этих делений представляло, по-видимому, до  некоторой
степени  самостоятельный  тяглый  союз,  которым  управляли  сотский   и
староста. В области хозяйственных интересов  объединение  П.  общины  не
было  особенно  сильным.  Черная  П.  земля   считалась   собственностью
государя, но оставалась в общем владении П. тяглой общины. Потомственное
владение   дворовыми   местами   близко   подходило   к   праву   полной
собственности. Наследование в черных дворах было тоже, что  и  в  дворах
вотчинных и купленных; черные дворы - или, точнее, право на владение ими
-  покупались,  продавались  и  закладывались;   право   отчуждения   их
первоначально  имело  силу  не  только  в  случае  принадлежности  обоих
контрагентов к тяглому классу,  но  и  тогда,  когда  один  из  них  был
беломестцем. С течением времени это право, по  фискальным  соображениям.
ограничено  было  первым  из  указанных   случаев.   Передела   участков
собственно П. земли (в черте поселения), по-видимому,  не  существовало.
Очень мало также указаний на  существование  передела  пашенных  земель,
приписанных к посаду; немногие известия, какие имеются по этому вопросу,
указывают. что переделы (в Шуе, напр., в конце  XVII  в.)  производились
сообразно тяглу, какое несли отдельные члены общины (а не наоборот).  На
общинное нераздельное  владение  угодьями  и  пользование  промышленными
заведениями встречаются лишь кое-какие намеки. В  общем  посад  XVII  в.
представлял собою тяглую общину по преимуществу. Помимо тягла, в посадах
взимался еще оброк, который (до времен Уложения) выплачивали  не  только
П. тяглецы, но  и  другие  лица;  не  принадлежавшие  к  П.  общине,  но
владевшие в посаде лавкою или другим промышленным заведением. При  таких
условиях настоящей  мирской  раскладки  не  могло  быть.  Действительно,
размеры оброка, имевшего характер пропорционального промыслового налога,
фиксируются уже писцовыми книгами XVI в., и круговая порука на  него  не
распространяется, Отягощение податями и др.  повинностями  (П.  не  были
освобождены и от личной службы государству путем поставки даточных людей
в войска, постройки и поправки городских укреплений и  пр.;  на  них  же
лежал выбор голов  и  целовальников  в  кружечные  и  другие.  дворы,  с
ответственностью за недобор, неисправность и  злоупотребления  выборных)
становилось тем  чувствительнее,  что  более  богатые  члены  П.  общины
переводились в привилегированные сотни. Это влекло за собою  бегство  П.
людей из посадов в села - в крестьяне и в частную зависимость (кабалу) к
лицам богатым, что в  свою  очередь  еще  более  уменьшало  населенность
городов и отягощало положение оставшихся членов П. общины. Так, напр., в
Ярославле в 1668 г. было 3468 П.  людей,  а  через  10  лет  -  2862;  в
Костроме число их  в  10  лет  уменьшилось  с  1322  до  1044.  Не  имея
возможности  облегчить  тягло,   правительство   решило   прибегнуть   к
прикреплению П. людей к городам. В 1613 г.  велено  было  возвращать  П.
людей,  бежавших  из  Москвы,  хотя  еще  незадолго  пред  тем  П.  люди
переходили с одного посада на  другой,  и  такие  переходы  признавались
правительством. В 1619 г. состоялось постановление земского  собора,  по
которому все вообще ушедшие П. люди  подлежали  возвращению  на  прежние
места; тоже подтверждалось частными указами и распоряжениями 1638 и 1642
г., под угрозою наказаний. Указом 1648 г. установлено было  обязательное
возвращение на прежнее место жительства всех П.  людей  с  1613  г.,  за
исключением разве тех, которые "ожились" в Москве. Наконец,  в  Уложении
1649  г.  окончательно  формулировано  прикрепление  П.  людей  к  месту
жительства, где их застал этот законодательный  акт.  Уложение  признает
законным вывоз из уезда на посад  тяглецов,  бежавших  в  крестьяне  или
холопы, возвращает подговоренную девку тяглого отца, вместе с ее мужем и
детьми, а также беглых бобылей, поженившихся во время бегов, на  прежнее
место жительства,  зачисляет  в  тяглецы  как  зятя  тяглеца,  по  месту
жительства последнего, так и вольного человека  -  по  его  жене,  вдове
умершего  тяглеца.  Указом  1658  г.,  под   угрозою   смертной   казни,
запрещается переход из одного посада в другой. Тоже начало  проводить  и
законодательство  Петра  Великого.,  запрещая  купцам  и  ремесленникам,
платящим подать и отправляющим повинности, оставлять под каким бы то  ни
было предлогом посады и слободы и записываться в чьи-либо крестьяне  или
закладчики, а временные отлучки их допуская не иначе как  по  паспортам.
Жалованная грамота  городам  1785  г.  разумеет  под  П.  шестой  разряд
городских обывателей, а именно тех из старожилов, или поселившихся,  или
родившихся в городе, которые не внесены в первые пять  частей  городовой
обывательской книги (т. е. не отнесены ни к  купечеству,  ни  к  цеховым
ремесленникам)  и  кормятся  в  том  городе  промыслом,  рукоделием  или
работою. В позднейших узаконениях, особенно же в Своде Законов, название
П.  вытесняется  термином  мещане  (XX,  340).  Ср.   Чечулин,   "Города
московского. государства в ХVI в.  "  (СПб.,  1889);  Лаппо-Данилевский,
"Организация прямого обложения в московском. государстве" (СПб.,  1890);
Милюков, "Спорные вопросы финансовой истории  московского.  государства"
(СПб., 1892).
   Посейдон (Poseidwn; много вариантов - Posoidan и др.) -  в  греческой
мифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует  из
корня pot, встречающегося в греческих словах potoV, potizw,  potamoV,  в
лат. poto и т.  д.  П.  олицетворял  собою  элемент  влаги,  окружающий,
поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на  всем  протяжении
греческого мира как исконный национальный бог.  В  эпосе  П.  -  владыка
моря, сын Крона и Реи (по Гомеру - младший  брат  Зевса,  по  Гезиоду  -
старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями  и
богатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его
дворец находится на дне морском, близ Эг  (Aigai),  на  северном  берегу
Пелопоннеса; там  же  было  и  другое  место  его  культа  (ахейского  и
ионического) - Гелика, позднее  уничтоженная  землетрясением  (некоторые
предполагали гор. Эги на берегу  Евбеи  или  Эолиды,  против  Митилены).
Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит  на  колесницу,
запряженную быстроногими  златогривыми  конями  с  бронзовыми  копытами;
морские чуда прыгают  около  его  колесницы,  сопровождая  его  шествие.
Символы его могущества - трезубец, бык, дельфин  и  конь.  Трезубцем  он
укрощает гигантов,  волнует  море,  колеблет  землю,  вызывает  из  скал
источники; triaina - первоначально острога (гарпун) рыболова  при  охоте
на дельфинов или тунцов - соответствует  в  его  руках  молнии  в  руках
Зевса. Бык (черный) - животное,  посвященное  П.  -  олицетворяет  собой
ярость и бурную силу потока; в  связи  с  этим  эпитет  П.  -  taureoV;,
состязания быков, устраивавшиеся  в  честь  П.  (в  Фессалии  и  Ефесе),

Страницы: «« « 2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381   2382   2383  2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392   2393  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь