Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387   2388   2389  2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399  » »»

устранять  такую  пищу,  которая  раздражающим  и  возбуждающим  образом
действует на организм. В последующее время особое внимание церкви  к  П.
было вызвано появлением ересей, из которых одни  ставили  П.  наравне  с
высшими   нравственными    обязанностями    христианства    (монтанисты,
манихейство), а другие отрицали всякое значение постов (Аэрий, Иовиниан,
Вигилянций).  Учение  древней  церкви  о  постах  суммировано  гангрским
собором,  который  подвергает  анафеме  как   тех,   кто   без   крайней
необходимости для здоровья нарушает П., установленные  церковью,  так  и
тех,  кто  осуждает  собрата,  с  благословением   вкушающего   мясо   в
дозволенное время. Позже на Востоке церковное значение П. было  усилено;
грех нарушения установленного П. был приравниваем к ереси.  Этот  взгляд
на П; перешел в Россию вместе с христианством; отсюда  берет  начало  то
особое уважение к П., какое существует  доселе  в  русской  церкви  и  в
русском  народе.  На  Западе  периодически  являлись  попытки   ослабить
авторитет древне-церковного учения о П.,  который,  все  более  и  более
усиливаясь,  привели  к  совершенному  отрицанию  П.  в   протестантстве
Законодательство   государственное,   на   Востоке    и    на    Западе,
покровительствовало  постам.  На  дни  великого  П.  закрывались  всякие
зрелища, бани, игры, прекращалась  торговля  мясом,  закрывались  лавки,
кроме  продававших  предметы  первой  необходимости,  приостанавливалось
судопроизводство;    к     этому     времени     приурочивались     дела
благотворительности. Рабовладельцы освобождали рабов от  работ  и  часто
отпускали  их  на  свободу.  Великий  П.  был  преимущественно  временем
проповеди в храмах. С появлением монашества П. сделался предметом одного
из монашеских обетов и принадлежностью монашеской жизни.  Монашествующие
на Востоке обязательно постились ежедневно до 9  часа  (3  часа  дня  по
нашему времени), в дни установленных П. - до вечера; иные - "постники" -
налагали на себя обет гораздо более  продолжительного  пощения.  Влияние
монастырей развивало в населении  любовь  к  постничеству.  Христианская
вечеря (соеnа) во время П. бывшая единственной  трапезой  в  продолжение
дня, резко отличала христиан от язычников, имевших привычку есть  часто.
Отличительные  черты  богослужения  великопостного  -  см.  в   "Постной
Триоди". Ср. ст. В. С. Соловьева, "Пост"  ("Правосл.  Обозрение",  1884,
1); "Посты", свящ. Воздвиженского (там  же,  1883);  в  "Христ.  Чтении"
подробно изложение богослужения четыредесятницы,  прот.  В.  И.  Барсова
(1842 и сл.); прот. А. И.  Парвов,  "Пост  четыредесятницы  по  древним.
правилам и обычаям" ("Христ. Чтение", 1863).
   Посты православной церкви разделяются на многодневные и  однодневные.
К числу многодневных принадлежат посты: 1) св. четыредесятницы; 2)  пост
ап. Петра и Павла, иначе называемый Петровым или апостольским.  Так  как
начало этого П. зависит от праздника Пасхи, то он бывает то  короче,  то
продолжительнее. При  наибольшей  продолжительности  он  обнимает  шесть
недель, при наименьшей - неделю с днем. Начало его восходит  к  глубокой
древности. Он  заповедуется  уже  в  Апостольских  постановлениях  ,  но
особенно часты упоминания  о  нем  становятся  с  IV  в.  (св.  Афанасий
Великий,  Амвросий  Медиоланский,  Лев  Великий).  3)  Успенский  П.  (в
просторечии - госпожинки), в честь Пресв. Богородицы, продолжается от  1
до  15  августа.  По  строгости  пощения  он  приближается  к  великому;
ослабляется  по  субботам  и  воскресным  дням,  а  также   в   праздник
Преображения  Господня.  Церковь  всегда  рассматривала  этот  пост  как
древнее установление, сохраняющееся по не писанному преданию. Древнейшее
упоминание  о  нем,  под  именем  поста  осеннего,  встречается  у  Льва
Великого. В древней церкви были разногласия касательно продолжительности
этого поста; поводом к ним служил праздник Преображения, так как в  этот
день некоторые разрешали себе  употребление  мясной  пищи.  Окончательно
устранены эти сомнения соборным определением 1166 г.  4)  Рождественский
пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней,  почему
называется также четыредесятницею. Другое название его филипповский пост
(в просторечии - филипповки), так как в  день  его  начала,  14  ноября,
празднуется память ап. Филиппа. По правилам воздержания он  приближается
к посту  апостольскому.  Строгость  его  особенно  усиливается  с  20-го
декабря, т. е. в дни пред празднества Рождества. Христова,  и  достигает
высшей степени в последний день, так называемый сочевник (сочельник). По
обычаю православных, в этот день П. хранится до вечерней  звезды.  Ясные
упоминания о рождественском. П. встречаются только с IV в. В  V  в.  Лев
Вел. называет его древним установлением и усвояет ему значение жертвы за
собранные плоды. Количество  дней  этого  поста  в  древности  в  разных
церквах  было  неодинаково.  Однообразный  порядок  в   этом   отношении
установлен на соборе константинопольском 1166. К  числу  однодневных  П.
принадлежат: а) пост в среду и пяток, установленный церковью по  причине
вспоминаемых в эти дни событий
   - предания Спасителя на страдания и смерть и самых страданий и смерти
Его. В древней церкви среда и пяток были известны под именем дней  П.  и
стояния, так как в эти дни верующие, как бы стоя на страже, проводили  в
богослужении целую ночь. Пост в эти дни соблюдался до девятого (третьего
пополудни) часа. В среды  и  пятки  некоторых  седмиц  П.,  по  правилам
церкви, не имеет места. Таковы: седмица пасхальная, рассматриваемая  как
один светлый день, седмица Пятидесятницы; так называемые. святки, т.  е.
период времени в двенадцать дней от Рождества. Христова до  Богоявления,
кроме последнего дня (крещенского сочевника); седмица мытаря и  фарисея;
седмица сырная,  б)  П.  в  праздник  Воздвижения  Креста  Господня,  14
сентября; в) П. в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя  Господня
Иоанна, 29 августа, и г) П. в навечерие Богоявления Господня, 5 января.
   Потебня (Александр  Афанасьевич)  -  известный  ученый,  малоросс  по
происхождению и личным симпатиям, род. 10 сентября 1835 г., в  небогатой
дворянской семье Роменского у.,  Полтавской  губ.,  учился  в  радомской
гимназии  и  в  харьковском  университете  по   историко-филологическому
факультету. В университете П. пользовался советами и пособиями П.  и  Н.
Лавровских и находился отчасти под влиянием проф. Метлинского,  большого
почитателя малорусского языка и поэзии, и студента Неговского, одного из
наиболее ранних и усердных собирателей малорусских песен. В молодости П.
также собирал народные песни: часть их вошла в "Труды этн.- ст. эксп.  "
Чубинского. Не долго пробыв учителем русской словесности в харьковской 1
гимназии, П.. по защите магистерской диссертации: "О некоторых  символах
в славянской народной поэзии" (1860), стал читать лекции  в  харьковском
университете, сначала в качестве адъюнкта, потом в качестве  профессора.
В 1874  г.  защитил  докторскую  диссертацию:  "Из  записок  по  русской
грамматике". Состоял председателем харьковского историко-филологического
общества и членом корреспондентом академии наук. Скончался в Харькове 29
ноября 1891 г. Весьма прочувствованные  его  некрологи  были  напечатаны

Страницы: «« « 2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387   2388   2389  2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь