Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398  2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408  » »»

или меньшее соответствие между  размером  П.  и  стоимостью  оказываемой
услуги (ценой крепостного акта, суммой векселя,  ценностью  иска),  хотя
многие гербовые П. взимаются в случаях, где нет на лицо никакой денежной
ценности и характер услуги со стороны государства весьма  сомнителен.  В
переходных  формах  ко  второй  категории  П.  общим  признаком   служит
известный особый  момент  взимания  -  пользование  случаем  обнаружения
ценности имущества. Это особенно заметно в П.  со  страхуемых  имуществ.
Страхование есть акт предусмотрительности со стороны владельцев  частных
имуществ,    гарантирующий    их    от    возможных    убытков;    такая
предусмотрительность должна быть  поощряема  государством,  иногда  даже
прямо принуждающим к ней граждан (например, земское обязательное от огня
страхование). Этому  противоречит  обложение  добровольного  страхования
особой П., т. е. в данном случае просто налогом. Объяснением  его  может
служить только факт ясного обнаружения ценности  страхуемого  имущества,
которым государство стремится воспользоваться, нередко тормозя страховою
П. развитие  страхового  дела.  Тоже  самое  можно  сказать  и  о  П.  с
пассажирских билетов: сама по себе стоимость билета уже  выражает  собою
плату  за  пользование  средствами  сообщения,  включающую  в  себе,   в
большинстве   случаев,   некоторую   прибыль   и    потому    являющуюся
частно-хозяйственным источником дохода. Государственный сбор  с  тех  же
билетов представляет  собою  налог,  близкий  к  П.  лишь  тем,  что  он
уплачивается  только  пользующимися  железными  дорогами   (все   равно,
частными или  казенными).  Возвышая  стоимость  проезда,  П.  эта  может
приводить к сокращению пользования железными дорогами,  что  опять  таки
нежелательно. Не смотря на указанные недостатки, у этого  вида  П.  есть
горячие приверженцы, которые выставляют  следующие  общие  доводы  в  их
пользу  или  следующие  их  достоинства,  частью   фискального,   частью
практического характера.  Момент  взимания  П.  очень  удобен,  так  как
плательщик П.. совершая оплачиваемое ими действие, напр. тот или  другой
акт,  получая  наследство  и  т.  д.,  имеет  в  это   время   платежную
способность. Для взимания П.,  далее,  не  требуется  особого  персонала
сборщиков, а следовательно и специального расхода по взиманию П. :  они,
взимаются  теми  же  лицами,  которые  свидетельствуют   или   совершают
какие-либо  акты  или  другие  действия.  Размер  П.,  при  этом,  легко
определяется  при  помощи   заранее   составленных   тарифов,   табелей,
расписаний и т. п. Плательщики  П.  как  бы  сами  заинтересованы  в  их
уплате, ибо  без  этого  не  может  состояться  сделка,  акт.  получение
наследств и т. п.;  недоимки,  поэтому,  тут  менее  возможны,  чем  при
налогах. Соображения эти справедливы только отчасти; так  например,  они
применимы  к  получению  наследств,  потому  что  это  есть  несомненное
приобретение новых ценностей.  И  тут,  однако,  уплата  П.  может  быть
затруднена невозможностью реализовать хотя бы часть  ценности  имуществ,
особенно при разделе наследства. Далее, к числу  прямых  недостатков  П.
следует отнести их неравномерность  и  то,  что  они  далеко  не  всегда
соразмеряются  с  имуществами  и  доходами  плательщиков.  Это  особенно
заметно в судебных П., ложащихся не одинаковым бременем  на  неодинаково
состоятельные тяжущиеся стороны; всякая  тяжба,  при  том,  сопряжена  с
риском проигрыша. Неравномерны  даже  чисто  имущественные  П.  -  напр.
крепостные:  имущества,  чаще  переходящие  из   рук   в   руки,   несут
значительные уплаты, от которых свободны имущества, остающиеся в одних и
тех же руках. Главным недостатком большинства П. следует  признать  тот,
что они вообще уплачиваются с капитальной стоимости  имуществ,  а  не  с
доставляемого ими  дохода,  который  является  естественным  и  разумным
основанием  обложения  налогами,  особенно  прямыми.  Из   сопоставления
указанных достоинств и недостатков П. можно сделать тот.  заключительный
общий вывод, что они  не  должны  играть  существенной  роли  в  составе
источников государственного дохода, а могут существовать лишь в качестве
источника  дополнительного.  Фактически  П.  и  являются  именно   таким
дополнительным источником в большинстве бюджетов современных государств,
играя  сравнительно  большую  роль  там,  где   значительнее   и   живее
гражданский  оборот,  как   напр.   в   большинстве   западноевропейских
государств ;в сравнении с Россией. В России П.  доставляют  в  настоящее
время около  70  миллионов.  руб.,  в  том  числе  около  30  миллионов.
гербовых, судебных и канцелярских П., около 18 миллионов. с  переходящих
имуществ, около 10 миллионов.  с  железнодорожных  пассажиров  и  грузов
большой скорости, около 3 миллионов. с застрахованных от огня имуществ в
около 7 миллионов все остальные П.
   В. Яроцкий.
   Праведники или праведные  -  на.  церковном  языке  название  святых,
пребывавших в мире не в  отшельничестве  или  монашестве,  а  в  обычных
условиях  семейной  и  общественной  жизни,   и   в   частности   святых
ветхозаветных,  напр.  "праведный  Ной",  "праведные  Симеон  и   Анна",
"праведный Иов многострадальный" и пр. П. называются также лица,  местно
чтимые как святые, но еще не канонизованные церковью.
   Правительство.  -  I.  В  абсолютных  западно-европейских   монархиях
старого режима все без исключения функции государственной власти, как бы
они ни были  разнообразны  по  своему  содержанию,  имели  одну  и  туже
юридическую природу: все они  являлись  выражением  неограниченной  воли
монарха. Именно потому, что старый режим  отчасти  не  знал  характерных
признаков,  которыми  в  настоящее  время  отличаются  друг   от   друга
законодательная, правительственная и судебная власть, отчасти считал  их
несущественными, он мог всю совокупность  государственной  деятельности,
как вполне однородной, подводить  под  одну  категорию,  называть  одним
именем. В  государствах  старого  режима  правительство  издает  законы,
правит страною, творит суд. Правительство - это монарх. В руках  монарха
сосредоточиваются  все  нити   государственного   управления.   Конечно,
вследствие ограниченности  человеческих  сил,  монарх  фактически  не  в
состоянии   непосредственно   и   лично   осуществлять   всех    функций
государственной  власти.  По  общему  правилу,  он  оставляет  за  собою
наиболее важные из них; менее важные он передает  для  исполнения  своим
помощникам и слугам, которые творят или, по крайней мере, должны творить
его волю. Тем не менее, даже самый маловажный вопрос может быть разрешен
непосредственно монархом, если последний, по той или  иной  причине,  им
заинтересован.  Немецкие  публицисты  старого  режима   классифицировали
совокупность актов государственной  власти  по  их  объектам:  так,  они
различали  международное,  военное,  финансовое,  полицейское  и  т.  п.
верховенство. В понятие каждого верховенства входило как издание общих и
абстрактных  норм,  так  и   совершено   индивидуальных   и   конкретных
правительственных  действий,  касающихся  определенного  объекта.  Такая
классификация,  очевидно,  была  возможна   только   при   игнорировании

Страницы: «« « 2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398  2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь