Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402  2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411   2412  » »»

взаимные правоотношения между индивидами.  4)  Публичное  право,  как  и
всякое другое,  нуждается  в  судебной  охране.  Наряду  с  уголовной  и
гражданской  юстицией,  в  правовом  государстве  необходимо  существует
административная юстиция; последняя, по самой  своей  природе,  является
функцией судебной, а  не  административной  власти.  Установленное  выше
понятие  правительственной  власти  является  таким  образом,   основным
началом,  определяющим  юридическую   природу   современного   правового
государства.  Ср.  Otto  Mayer,  "Deutsches  Verwaltungsrecht";  Sarwey,
"Allgemeines  Verwaltungsrecht";  Laband,  "Staatsrecht  des   deutschen
Reiches"; Jellinek, "Gesetz und  Verordnung";  Aucoc,  "Conferences  sur
l'Administration et le Droit administratif"; SaintGirons, "Essai sur  la
separation des pouvoirs"; Kopкунов, "Указ и Закон".
   Вл. Гессен.
   Православие - название христианского вероисповедания,  к  которому  в
настоящее  время  принадлежат  церкви  русская,   греческая,   сербская,
черногорская, румынская, славянская в австрийских владениях, греческая и
сирская   во   владениях   Typции   (патриархаты    константинопольский,
антиохийский, александрийский и иерусалимский), абессинская. Название П.
- orJodoxia - в первый раз встречается у христианских писателей  II  в.,
когда  появляются  первые  формулы  учения  церкви  христианской  (между
прочим, у Климента Александрийского), и означает  веру  всей  церкви,  в
противоположность  разномыслию  еретиков  -  гетеродоксии  (eterodoxia).
Позже слово П. означает совокупность догматов и установлений  церкви,  и
его  критерием  признается  неизменное  хранение  учения  И.  Христа   и
апостолов, как оно изложено в Св. Писании,  Св.  Предании  и  в  древних
символах  вселенской  церкви.  Название   "orJodoxuV",   "православная",
осталось за  церковью  восточною  со  времени  отделения  от  ее  церкви
западной,  усвоившей  себе  название  церкви  кафолической.   В   общем,
нарицательном смысле названия "ортодоксия",  "ортодоксальный"  усвояются
ныне  нередко  и  другими  христианскими  вероисповеданиями;   например,
существует "ортодоксальное  лютеранство",  строго  следующее  вероучению
Лютера.
   Склонность к  отвлеченному  мышлению  о  предметах  высшего  порядка,
способность  к  тонкому  логическому  анализу  составляли   прирожденные
свойства греческого народного гения. Отсюда понятно, почему греки скорее
и  легче,  чем  другие  народы,  признали  истинность   христианства   и
воспринимали его  целостнее  и  глубже.  Начиная  со  II  в.  в  церковь
вступают,  в  постоянно  увеличивающемся  числе,  люди  образованные   и
научные; с того же времени  церковь  заводит  ученые  школы,  в  которых
преподаются и мирские науки по образцу  школ  языческих.  Между  греками
христианами является масса ученых, для которых догматы веры христианской
заменили философемы античной философии и сделались  предметом  столь  же
усердного изучения.  Возникавшие,  начиная  еще  с  конца  1  в"  ереси,
усиливавшиеся скомбинировать  новоявившееся  учение  христианское  то  с
греческой философией, то с элементами разных восточных культов,  вызвали
необычайную энергию мысли в богословах  восточной  церкви.  В  IV  в.  в
Византии богословием интересовалось все общество и даже  простой  народ,
на рынках и площадях рассуждавший о догматах, подобно тому,  как  прежде
на городских площадях спорили риторы и софисты. Пока догматы не были еще
формулированы в символах, для личного суждения существовал  сравнительно
большой простор, что повело к появлению новых ересей. Тогда выступают на
сцену вселенские соборы (см.). Они не создавали новых верований, а  лишь
выясняли и излагали в кратких и точных выражениях  веру  церкви,  в  том
виде, в каком она существовала  изначала:  они  охраняли  веру,  которую
хранило и церковное общество, церковь в полном составе.  Решающий  голос
на соборах принадлежал епископам или уполномоченным ими заместителям, но
право совещательного голоса (jus  consultationis)  имели  и  клирики,  и
простые миряне, особенно философы и богословы,  которые  даже  принимали
участие в соборных прениях, предлагали возражения и  помогали  епископам
своими указаниями. "У нас - говорят восточные  патриархи  в  послании  к
папе Пию IX (1849  г.)  -  ни  патриархи,  ни  соборы  не  могли  ввести
что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело
церкви, т. е. народ церковный, который всегда желает содержать веру свою
неизменною и согласною с верою отцов своих". Таким образом  православный
Восток соорудил величественное здание христианского  вероучения.  В  842
г., по случаю окончательного  восстановления  иконопочитания,  составлен
был в Константинополе чин П, совершаемый ежегодно в  неделю  православия
(см. XX, 831). Анафематизмы этого чина и составляют формулу П., как веры
церкви (pistiV thV ekklhsiaV). До XI в. весь христианский мир  составлял
одну  церковь  вселенскую.  Церковь  западная  на   вселенских   соборах
принимала деятельное участие в охране древней веры церкви и в  созидании
символического   церковного   учения;   незначительные    обрядовые    и
канонические разности  не  отделяли  ее  от  восточной.  Лишь  с  XI  в.
некоторые местные мнения западные - не литургические только, как  учение
об опресноках, но и догматические,  как  учение  о  filioque,  произвели
разделение  церквей  восточной   и   западной.   В   последующее   время
своеобразное учение  западной  церкви  о  размерах  и  характере  власти
римского  епископа   вызвало   окончательный   разрыв   между   церквами
православною и западною.  Около  времени  разделения  церквей  в  состав
православной церкви вошли новые народы - славянские, в том  числе  народ
русский. И на Руси были моменты столь же сильного устремления общества в
сторону богословия, как в Византии, в века соборов:  во  времена  Иосифа
Волоцкого, позже - во времена Лихудов, в Москве и других  городах,  и  в
домах, и на улицах, и во всех  общественных  местах,  все  рассуждали  и
спорили о вопросах веры, в то время возбужденных  ересями.  "Со  времени
установления чина П. в восточной церкви. говорит один русский  богослов,
П. означает в сущности не  что  иное,  как  послушание  или  повиновение
церкви, в которой имеется все уже учение, потребное для христианина. как
сына церкви,  так  что  в  безусловном  доверии  к  церкви  православный
христианин находит  окончательное  успокоение  духа  в  твердой  вере  в
безусловную истинность того, чего нельзя  ему  уже  не  признавать,  как
истины,  о  чем  более  нет  надобности  рассуждать  и  нет  возможности
сомневаться".  Для  ученого   богословствования   православная   церковь
предоставляет своим членам широкий простор;  но  в  своем  символическом
учении  она  дает  богослову  точку  опоры  и  масштаб,  с  которыми   и
рекомендует сообразовать всякое религиозное  рассуждение,  во  избежание
противоречия с "догматами", с "верою церкви". В этом смысле П. никого не
лишает права читать Библию (как лишает мирян этого права  католичество).
чтобы извлекать из ее более подробные сведения о  вере  церкви;  но  оно
признает  необходимым  руководствоваться  при   этом   истолковательными

Страницы: «« « 2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402  2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411   2412  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь