Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411  2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419   2420   2421  » »»

vi- (vibhid "разделять врозь"). Но затем  появились  глаголы  sam-bhid-,
"соединять", и vi-yuj-, "разделять", заменившие  собою  прежние  простые
глаголы.  Образования  эти  подобны  русскому   глаголу   "разъединять",
который, очевидно, образовался тем же путем, под влиянием "соединять". В
славянских языках П. в сложении с  глаголами  придают  глаголу  значение
совершенного вида; напр. делать -  сделать,  мереть  -  умереть.  То  же
явление свойственно и другим языкам, только  в  меньшей  степени;  напр.
лат. facere "делать", соnficere - "совершать, оканчивать" и т. п. См. В.
Delbruck, "Vergl. Synt. d. idg. Spr." (I, 643 - 774; 146 - 170).
   Д. К.
   Предопpeделeние  (praedeterminatio)  -  один  из  труднейших  пунктов
религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах,  о
природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Существа
нравственносвободные  могут  сознательно  предпочитать  зло   добру;   и
действительно, упорное и нераскаянное  пребывание  многих  во  зле  есть
несомненный  факт.  Но  так  как  все  существующее,  с   точки   зрения
монотеистической религии, окончательным образом  зависит  от  всемогущей
воли всеведущего Божества, то значит  упорство  во  зле  и  происходящая
отсюда гибель этих существ есть произведение той же  божественной  воли,
предопределяющей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели. Это
заключение  не  представляет  особенной  трудности  для  такой  религии,
которая - как (позднейший) ислам - видит в Божестве исключительно или по
крайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол,
требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской  идее
Божества выдвигается на первое место сторона внутренней  разумности  или
смысла (Логос) и любви, то П. ко злу  со  стороны  Божества  оказывается
здесь немыслимым. Некоторые отдельно взятые места у ап. Павла (Римл. IX.
11 след.) как будто выражают такой взгляд; но в контексте эти  выражения
допускают другое  толкование,  которого  и  держались  все  христианские
писатели до начала V в., когда идея абсолютного П. впервые появляется  у
блаж. Августина как реакция против пелагианства, дававшего  человеческой
свободе такое широкое значение,  при  котором  не  оставалось  места  не
только действию, но и предвидению  со  стороны  Божества.  Сам  Августин
сопровождал,  впрочем,  свое  учение  о  П.  различными   смягчительными
оговорками; но после его смерти вопрос обострился вследствие  возникшего
в монастырях южной Галлии спора о пределах  человеческой  свободы  между
ревностными учениками Августина и некоторыми последователями  восточного
аскетизма, которые, с добрым намерением отстаивая значение  нравственной
свободы, неосторожно признавали за нею первый шаг в деле спасения.  Видя
в этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с  большею
резкостью и определенностью, чем он  сам,  стали  выдвигать  характерные
пункты его учения, между прочим и  абсолютное  П.  Для  разрешения  этих
споров  было  точнее  определено   на   нескольких   поместных   соборах
православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог  хочет
всем спастись, а потому абсолютного П. или П.  к  нравственному  злу  не
существует:  но  истинное  и  окончательное  спасение  не   может   быть
насильственным и внешним.  а  потому  действие  благости  и  премудрости
Божией для спасения человека употребляет с этой целью все  средства,  за
исключением  тех,  которыми  упразднялась   бы   нравственная   свобода;
следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую  помощь
благодати для своего спасения, не могут быть  спасены  и  по  всеведению
Божию предопределены к исключению из царства Божия или  к  погибели.  П.
относится, след., лишь к необходимым последствиям зла,  а  не  к  самому
злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли  действию  спасающей
благодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же его
разъяснение доселе составляет одну из важнейших задач христианской мысли
и пока еще  не  привело  к  положительным  результатам.  Впрочем,  и  на
богословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности  в  IX  в.,
немецким монахом  Готшальком,  и  в  XVI  в.,  швейцарским  реформатором
Кальвином, который без всяких смягчений возобновил теорию абсолютного П.
(ко злу). К тому же тяготели и янсенисты, примыкавшие к Августину  через
Фому Аквинского, тогда как их противники, Иезуиты, подвергались упреку в
семи-пелагианстве.
   Вл. С.
   Предприятие.  -  Под  П.  подразумевается  такое  хозяйство,  ведение
которого рассчитано на извлечение дохода путем сбыта продуктов, в  форме
продажи или обмена. Этим признаком П.  отличается  от  натуральных  форм
хозяйства,  в  которых  производство  рассчитано   на   непосредственное
удовлетворение  потребностей  членов  хозяйства.  В  чистом  своем  виде
натуральные формы  хозяйства  встречаются  все  реже  и  реже,  так  как
хозяйства постепенно вовлекаются все более в систему обмена.  Даже  наше
русское крестьянское  хозяйство,  хотя  и  сохраняет  еще  много  следов
натуральной системы, но производит продукты и на сбыт, для  приобретения
на выручаемые суммы предметов, не производимых в  самом  хозяйстве,  или
хотя бы для уплаты налогов. Сбыт  произведений  на  сторону  сопряжен  с
риском. Последний свойственен и натуральным формам хозяйства, но причины
его  в  обоих   случаях   различны.   В   натуральном   хозяйстве   риск
обуславливается только причинами естественными,  например,  зависимостью
от  урожаев;  в  сложной  хозяйственной  системе,  в  которой  хозяйства
принимают  форму  П.,  риск  обуславливается  конкуренцией,   случайными
обстоятельствами  (так  называемыми  элементами  конъюнктуры),   разными
видами  спекуляции  и  вообще  успешностью  деятельности  владельца  или
хозяина  П.,  так  называемого  предпринимателя.  Третьим   существенным
признаком П. является то, что в основании его лежит обладание, в большем
или меньшем количестве, средствами производства, именуемыми - в  широком
(народнохозяйственном) смысле - капиталом. Без последнего в  современной
хозяйственной системе нельзя себе и представить сколько-нибудь  развитой
формы П. Хозяйственная  деятельность,  хотя  бы  связанная  с  риском  и
выражающаяся  в  продаже   труда   или   услуг,   не   может   считаться
предпринимательской, если она ведется без капитала. Работа, исторически,
различно комбинируется с предпринимательской деятельностью, но в  чистом
виде   первая    прямо    противополагается    последней.    Предприятие
обуславливается наличностью известных юридических норм, главным  образом
гражданско-правовых - правом и дееспособностью предпринимателей. И та, и
другая обуславливаются, в свою очередь,  политическим  строем  общества,
например,  равноправностью  членов  его  или  существованием   различных
сословных прав и преимуществ. Даже в современной  хозяйственной  системе
начало равноправности и свободного выбора занятий  осуществлено  лишь  в
общих чертах; существуют различные  ограничения  относительно  обладания
теми  или  другими  видами  имуществ,  выбора  занятий,   выбора   места

Страницы: «« « 2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411  2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419   2420   2421  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь