|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 » »» творениями св. отцов церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на
личное разумение самого христианина, как это делает протестантство. П.
не возводит учения человеческого, не содержащегося в Св. Писании и
Предании, на степень учета богооткровенного, как это делается в папстве;
оно не выводит новых догматов из прежнего учения церкви чрез
умозаключение (как католическое filioque). не разделяет католического
мнения о выше человеческом достоинстве личности Богоматери
(католическое. учение о ее "непорочном зачатии"), не приписывает святым
сверх должных заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости
человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник; непогрешимою
признается лишь церковь в ее целом составе, насколько она выражает свое
учение посредством вселенских соборов. П. не признает чистилища, так как
учит, что удовлетворение правде Божией за грехи людей принесено уже
однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божия. Принимая семь
таинств, П. "усвояет тем должное значение телесной нашей природе, как
составной части существа человека, освященной воплощением Сына Божия", и
в таинствах видит не знаки только благодати, но самую благодать; в
таинстве евхаристии видит истинное тело и истинную кровь Христовы, в
которые пресуществляются хлеб и вино. Благодать Божия, по учению П.,
действует в человеке, вопреки мнению реформатов, не неодолимо, а
согласно с его свободною волей; наши собственные добрые дела вменяются
нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг
Спасителя. Православные молятся святым, почившим, веруя в силу их молитв
пред Богом; почитают нетленные останки святых (мощи) и иконы. Не одобряя
католического учения о церковной власти, П. признает, однако, церковную
иерархию с ее благодатными дарованиями, и допускает значительную долю
участия в делах церкви со стороны мирян, в звании церковных старост,
членов церковных братств и приходских попечительств (см. А.С. Павлов,
"Об участии мирян в делах церкви", Казань, 1866). Нравоучение
православия также имеет существенные отличия от католичества и
протестантства. Оно не дает послабления греху и страсти, как католицизм
(в индульгенциях); оно отвергает протестантское учение об оправдании
одной верой, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых
делах. В отношениях церкви к государству П. не желает ни властвовать над
ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как
протестантство; оно стремится сохранить полную свободу деятельности,
оставляя прикосновенною самостоятельность государства в сфере его
власти, благословляя всякое его мероприятие, не противное учению церкви,
вообще действуя в духе мира и согласия, а в известных случаях принимая
от государства помощь и содействие. Два весьма важных вопроса являются
доселе нерешенными окончательно ни в символическом учении правосл.
церкви, ни в науке богословской. Во-первых - вопрос о вселенском соборе.
Митрополит московский Филарет (умер 1867 г.) думал, что собор вселенский
в настоящее время хотя и возможен, но не иначе, как под условием
предварительного воссоединения церквей восточной и западной. Гораздо
более распространено противоположное мнение, по которому православной
церкви присуща во всей полноте вся юрисдикция не только каноническая, но
и догматическая, какой она обладала от самого начала. Соборы русской
церкви, на которых присутствовали и восточные патриархи (напр.
московский собор 1666-67 г.) по справедливости могут быть названы
вселенскими (см. письмо А. С. Хомякова к редактору "L'union Chretienne",
во II т. его соч., о значении слов "кафолический" и "соборный"), Этого
не сделано только "по смиренномудрию" православной церкви, а отнюдь не
по признанию невозможности вселенского собора после разделения церквей
восточной и западной. Правда, во времена, следовавшие за семью
вселенскими соборами, внешние историч. условия православного Востока не
были благоприятны для процветания религиозной мысли и для созвания
вселенских соборов: одни из православных народов отживали, другие -
только что начинали тогда жить исторической жизнью. Тяжелые политические
обстоятельства, в каких доселе находится православный Восток, мало
оставляют ему и поныне возможности для деятельности религиозной мысли.
Тем не менее есть много новых фактов в истории П., свидетельствующих о
продолжающейся законоположительной деятельности церкви: таковы послания
восточных патриархов о вере православной, писанные в ответ на запросы
западных церквей и получившие символическое значение. Они решают многие
важные догматические вопросы учения церковного: о церкви, о божественном
промысле и предопределении (против реформатов), о Св. Писании и Св.
Предании и др. Послания эти составлены на соборах поместных, но одобрены
всеми восточными церквами. Другой важный вопрос, который является доселе
нерешенным ни в символическом учении православной церкви, ни в ее
научном богословии, относится к тому, как понимать с православной точки
зрения столь распространенное на Западе учение о развитии догматов.
Митрополит Филарет московский был против термина "развитие догматов", и
его авторитет сильно повлиял на наше богословие. "В некоторых ваших
студенческих сочинениях", писал он к Иннокентию, ректору киевской акд.,
в 1836 г., "говорят, что догматы развились в течение нескольких веков,
как будто их не преподали Иисус Христос, апостолы и священные книги, или
бросили тайно малое семечко. Соборы определяли догматы известные и
определением ограждали от лжеучений вновь возникающих, а не догматы
развивали вновь" ("Христ. Чтение", 1884). "После 1800 лет существования
христианской церкви дают для ее существования новый закон - закон
развития", писал он по поводу прошения англиканина Пальмера о
воссоединении его с православной церковью. Напомнив об анафеме, которой
подвергает апостол Павел даже ангела с небес, который благовестил бы
иначе, чем как благовествуется о вере Христовой в Священном Писании,
митр. Филарет говорил: "когда предлагают развитие догматов, то как бы
говорят апостолу: возьми назад свою анафему; мы должны необходимо
благовествовать паче, по новооткрытому закону развития. Дело
божественное хотят подчинить закону развития, взятого от дерева и травы!
И если хотят приложить к христианству дело развития, как не вспомнят,
что развитие имеет предел?" По мнению А. С. Хомякова, движение в области
догматического учения, бывшее в IV в. и выразившееся как в деятельности
вселенских соборов, так и в научно-богословских творениях отдельных
отцов церкви (Афанасия, Василия Вел., двух Григориев и др.).
представляется не развитием догматов, а аналитическим развитием
православной догматической терминологии, что вполне соответствует словам
Василия Вел. : "диалектика - ограда для догматов". В этом же смысле
выражается преосв. Филарет, архиеп. черниговский, в своем "Догматическ.
Богословии": "слово человеческое только постепенно дорастает до высоты
богооткровенных истин". Формулирование церковной веры в новых символах -
Страницы: «« « 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |