|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 » »» представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом,
страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие
об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении
его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою
рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало на
вазу. стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдской
Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини - Афродита
мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее
оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдской
Афродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская,
александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлению
изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью,
почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство
могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные
эроты, нимфы, фавны и сатиры; изображая последних, П. удалился от
древней традиции, представлявшей их в виде полуживотных. Например, его
"Фавн", насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея,
вовсе не походил на получеловека полукозла , каким изображало его
древнее искусство; у П. это - грациозный, мечтательный юноша, с нежными
и мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна по
копии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая Аполлона
Савроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегося
стрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего времени
дошло несомненно оригинальное произведение П. - знаменитый Гермес. Эта
статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г, при
раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказался
сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец
Дионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки. При всем
том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле
гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного
юноши, без обычных его атрибутов - крылатой шапки и жезла. Гермес стоит,
облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на
левую, обвитую плащом, руку - малютку Диониса, он манит его каким-то
предметом, который держал в другой руке - по всей вероятности, кистью
винограда. В техническом отношении, статуя эта - верх совершенства;
такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой
трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений
греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следует
также признать женскую головку, находящуюся в собрании лорда
Ликонфильда, в Петворте, в Англии.
А. А. С.
Прая или Порто-П. (Praia) - гл. гор. О-ва Сант-Яго из группы островов
Зеленого Мыса в западной Африке (португальское владение), на юго-вост.
берегу о-ва. Торговля солью и лакмусом. Жит. 21000. Естеств. историч.
музей, обсерватория.
Прево д'Экзиль (Antoine-Francois Prevost-d'Exiles) - замечательный
франц. писатель (1697-1763), сын королевского прокурора; еще в детстве
обратил на себя внимание блестящими способностями; 16-и лет был
послушником у иезуитов. потом перешел в военную службу, но, не вынося
дисциплины, вернулся в орден, опять оставил его из-за несчастной любви и
поступил, 22 лет, в бенедиктинский орден св. Мавра, где вскоре
прославился как проповедник. Участвовал в ученых трудах бенедиктинцев;
один из томов сборника "Gallia Christiana" почти целиком написан им.
Наскучив жизнью в монастыре, П. снял монашеское платье, переселился в
Голландию, где издал "Memoires d'un homme de qualite" (1728 - 32), и
вступил в связь с молодой протестанткою, не решившись, однако, жениться
на ней, чтобы не нарушить монашеского обета. Переселившись в Англию, П.
предпринял издание "Le Pour et le Contre" - сборника заметок, рассказов,
анекдотов, где появились и самые известные из его произведений:
"Hisloire de М. Cleveland, fils naturel de Cromwell, philosophe
francais" (1732 - 39) и "Histoire du chevalier de Grieux et de Manon
Lescaut". Успех этих произведений доставил П. много врагов на родине.
Самый ожесточенный из них, аббат Лангле-Дюфренуа, нападал на П. главным
образом за его связь с протестанткою. Тем не менее, благодаря протекции
принца Конти и кардинала Буасси, П. получил позволение вернуться во
Францию (1734). Принц Конти назначил его своим милостынераздавателем и
секретарем. Он продолжал издавать "Le Pour et le Contre" и в 1735 г.
напечатал "Le Doyen de Killerine". Вследствие участия в истории с
каким-то журналистом, газета которого не понравилась двору, И. опять
должен был бежать в Бельгию, но вскоре вернулся и, по совету канцлера
d'Arecco, начал издавать коллекцию путешествий, под заглавием "Histoire
generale des voyages", частью переводя с английского, частью составляя
ее сам. В то же время он натурализовал во Франции романы Ричардсона
("Памелу", "Клариссу Гарло", "Грандисона"); Дидро впоследствии упрекал
П. в том, что он сильно сократил их. Во время наибольшего успеха его
сочинений П. постигла страшная смерть: он был поражен апоплексическим
ударом в лесу Шантильи, впал в беспамятство. был сочтен мертвым и
очнулся во время вскрытия, но немедленно умер от смертельного удара,
нанесенного ему скальпелем. П. написал около 200 томов; все написанное
им носит отпечаток большого таланта, хотя поспешность и неотделанность
замечается часто. У него богатое воображение, слог красивый, реализм
умерен большим вкусом и умением избегать пошлого или же изображать его
так, чтобы оно не вызывало ни отвращения, ни нечистых мыслей; в его
"Истории Манон Леско" "самый порок, оправданный любовью, ослепляет как
добродетель". Этот лучший из романов П. переведен и на русский язык,
между прочим - в "Новой Библиотеке" Суворина (СПб., 1892).
Предание священное (sacra traditio) - второй из двух первоисточников
христианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самого
И. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже -
написанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат: 1) символы
веры древнейших поместных церквей, каковы символы: церкви Иерусалимской,
записанный св. Кириллом Иерусалимским в надписаниях его огласительных
слов; церкви антиохийской, текст которого приводит в своем сочинении
против Нестория Иоанн Кассиан; церкви александрийской, помещенный
Александром, епископом александрйским, в его "Окружном послании" по
поводу ереси Ария; древний символ римской церкви, сохраненный блаж.
Иеронимом, и др. Все эти символы содержат в себе"апостольские догматы",
"апостольскую и непреложную веру церкви, которую церковь хранит по П. от
самого Господа через апостолов из поколения в поколение" (русский
перевод этих символов и исследование о них см. в издании проф. И. В.
Страницы: «« « 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |