Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2398   2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406  2407   2408   2409   2410   2411   2412   2413   2414   2415   2416  » »»

представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом,
страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее  точное  понятие
об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении
его на книдской монете: Афродита  изображена  совершенно  нагою,  правою
рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей  покрывало  на
вазу. стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений  и  копий  книдской
Афродиты  ближе  всего  передает  фигуру  и  позу  богини   -   Афродита
мюнхенского музея, хотя в этой статуе  далеко  нет  тех  совершенств  ее
оригинала, о которых  свидетельствуют  древние  авторы.  Кроме  книдской
Афродиты,  из  под  резца  П.  вышли  Афродиты:   косская,   феспийская,
александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлению
изображать нежное  юношеское  тело,  одухотворенное  любовною  страстью,
почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это  чувство
могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные
эроты, нимфы, фавны  и  сатиры;  изображая  последних,  П.  удалился  от
древней традиции, представлявшей их в виде полуживотных.  Например,  его
"Фавн", насколько можно судить о  нем  по  копии  капитолийского  музея,
вовсе не походил  на  получеловека  полукозла  ,  каким  изображало  его
древнее искусство; у П. это - грациозный, мечтательный юноша, с  нежными
и мягкими формами, прелестный, идеально  красивый.  Далее,  известна  по
копии, хранящейся в вилле  Альбано,  статуя  П.,  изображавшая  Аполлона
Савроктона, в виде юноши,  грациозно  изогнувшегося  и  прицеливающегося
стрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего времени
дошло несомненно оригинальное произведение П. - знаменитый  Гермес.  Эта
статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г,  при
раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению,  Гермес  оказался
сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен  исчезли;  младенец
Дионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой  руки.  При  всем
том,  это  произведение  дает  весьма  ясное   представление   о   стиле
гениального мастера. Божество изображено  в  виде  идеально  прекрасного
юноши, без обычных его атрибутов - крылатой шапки и жезла. Гермес стоит,
облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив  на
левую, обвитую плащом, руку - малютку Диониса,  он  манит  его  каким-то
предметом, который держал в другой руке - по  всей  вероятности,  кистью
винограда. В техническом отношении,  статуя  эта  -  верх  совершенства;
такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой
трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других  произведений
греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П.  следует
также  признать  женскую   головку,   находящуюся   в   собрании   лорда
Ликонфильда, в Петворте, в Англии.
   А. А. С.
   Прая или Порто-П. (Praia) - гл. гор. О-ва Сант-Яго из группы островов
Зеленого Мыса в западной Африке (португальское владение),  на  юго-вост.
берегу о-ва. Торговля солью и лакмусом. Жит.  21000.  Естеств.  историч.
музей, обсерватория.
   Прево д'Экзиль (Antoine-Francois  Prevost-d'Exiles)  -  замечательный
франц. писатель (1697-1763), сын королевского прокурора; еще  в  детстве
обратил  на  себя  внимание  блестящими  способностями;  16-и  лет   был
послушником у иезуитов. потом перешел в военную службу,  но,  не  вынося
дисциплины, вернулся в орден, опять оставил его из-за несчастной любви и
поступил,  22  лет,  в  бенедиктинский  орден  св.  Мавра,  где   вскоре
прославился как проповедник. Участвовал в ученых  трудах  бенедиктинцев;
один из томов сборника "Gallia Christiana"  почти  целиком  написан  им.
Наскучив жизнью в монастыре, П. снял монашеское  платье,  переселился  в
Голландию, где издал "Memoires d'un homme de qualite"  (1728  -  32),  и
вступил в связь с молодой протестанткою, не решившись, однако,  жениться
на ней, чтобы не нарушить монашеского обета. Переселившись в Англию,  П.
предпринял издание "Le Pour et le Contre" - сборника заметок, рассказов,
анекдотов,  где  появились  и  самые  известные  из  его   произведений:
"Hisloire  de  М.  Cleveland,  fils  naturel  de  Cromwell,   philosophe
francais" (1732 - 39) и "Histoire du chevalier de  Grieux  et  de  Manon
Lescaut". Успех этих произведений доставил П. много  врагов  на  родине.
Самый ожесточенный из них, аббат Лангле-Дюфренуа, нападал на П.  главным
образом за его связь с протестанткою. Тем не менее, благодаря  протекции
принца Конти и кардинала Буасси,  П.  получил  позволение  вернуться  во
Францию (1734). Принц Конти назначил его своим  милостынераздавателем  и
секретарем. Он продолжал издавать "Le Pour et le Contre"  и  в  1735  г.
напечатал "Le Doyen  de  Killerine".  Вследствие  участия  в  истории  с
каким-то журналистом, газета которого не  понравилась  двору,  И.  опять
должен был бежать в Бельгию, но вскоре вернулся и,  по  совету  канцлера
d'Arecco, начал издавать коллекцию путешествий, под заглавием  "Histoire
generale des voyages", частью переводя с английского,  частью  составляя
ее сам. В то же время он  натурализовал  во  Франции  романы  Ричардсона
("Памелу", "Клариссу Гарло", "Грандисона"); Дидро  впоследствии  упрекал
П. в том, что он сильно сократил их. Во  время  наибольшего  успеха  его
сочинений П. постигла страшная смерть: он  был  поражен  апоплексическим
ударом в лесу Шантильи,  впал  в  беспамятство.  был  сочтен  мертвым  и
очнулся во время вскрытия, но немедленно  умер  от  смертельного  удара,
нанесенного ему скальпелем. П. написал около 200 томов;  все  написанное
им носит отпечаток большого таланта, хотя поспешность  и  неотделанность
замечается часто. У него богатое  воображение,  слог  красивый,  реализм
умерен большим вкусом и умением избегать пошлого или же  изображать  его
так, чтобы оно не вызывало ни отвращения,  ни  нечистых  мыслей;  в  его
"Истории Манон Леско" "самый порок, оправданный любовью,  ослепляет  как
добродетель". Этот лучший из романов П. переведен  и  на  русский  язык,
между прочим - в "Новой Библиотеке" Суворина (СПб., 1892).
   Предание священное (sacra traditio) - второй из двух  первоисточников
христианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть  учение  самого
И.  Христа  и  апостолов,  преподанное  ими  церкви  устно,  а  позже  -
написанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат:  1)  символы
веры древнейших поместных церквей, каковы символы: церкви Иерусалимской,
записанный св. Кириллом Иерусалимским в  надписаниях  его  огласительных
слов; церкви антиохийской, текст которого  приводит  в  своем  сочинении
против  Нестория  Иоанн  Кассиан;  церкви  александрийской,   помещенный
Александром, епископом александрйским,  в  его  "Окружном  послании"  по
поводу ереси Ария; древний  символ  римской  церкви,  сохраненный  блаж.
Иеронимом, и др. Все эти символы содержат в себе"апостольские  догматы",
"апостольскую и непреложную веру церкви, которую церковь хранит по П. от
самого Господа  через  апостолов  из  поколения  в  поколение"  (русский
перевод этих символов и исследование о них см. в  издании  проф.  И.  В.

Страницы: «« « 2398   2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406  2407   2408   2409   2410   2411   2412   2413   2414   2415   2416  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь