Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2411   2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419  2420   2421   2422   2423   2424   2425   2426   2427   2428   2429  » »»

всеобщим; только в 1457 г. папа Калликст III сделал его  повсеместным  в
западной церкви и установил  для  него  чин  богослужения,  отправляемый
доныне. В праздник П. Господня освящаются виноград и колосья пшеницы,  а
в России - в тех местах, где виноград не  растет  -  освящаются  яблоки.
Обычай этот несомненно древний, являясь продолжением подобного же обычая
церкви ветхозаветной (Исх. XXIII, 19; Лев. XXIII, 10; Числ. XVIII, 12  -
13). Предписания касательно этого обычая  изложены  уже  в  3-м  правиле
апостольском  (сравн.  28  прав.  VI  вселенск.  соб.).  См.  прот.   Г.
Дебольский,  "Дни  богослужения  православной   кафолической   восточной
церкви"  (т.  1,  СПб.,  1882);  П.  Лебедев,  "Наука   о   богослужении
православной  церкви"  (М.,  1890);  прот.  К.  Никольский,  "Пособие  к
изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888).
   Прерафаэлиты - группа английских художников и поэтов,  образовавшаяся
в начале  50-х  годов  XIX  ст.  с  целью  борьбы  против  условности  в
английском искусстве первой половины века, против академических традиций
и слепого подражания  классическим  образцам.  Название  "прерафаэлитов"
должно было обозначать духовное  родство  с  флорентийскими  художниками
эпохи раннего Возрождения и такое же,  как  у  последних,  благоговейное
следование природе. Членами братства П. сделались художники и  писатели,
имена которых стали с тех пор  знамениты:  Данте-Габриэль  Россети,  его
брат  Вилльям,  Гольман  Гент,  Джон-Эверет  Милле,  скульптор   Вульнер
Коллинс. На выставке 1855 г. появились первые картины, подписанные тремя
условными буквами Р. R. В. (Pre-Raphaelite Brotherhood).  Лучшим  из  их
произведений была  картина  Г.  Гента:  "Светоч  Мира".  Она  изображала
смелую, спокойную  и  свободную  фигуру  Христа,  стоящего  с  зажженным
фонарем в руках, в саду, у закрытой двери, и стучащегося в нее уверенным
движением руки. Выше всего художники братства  ставили  одухотворенность
замысла. Они отождествляли искусство с религией и  смотрели  на  картину
как бы на молитву религиозно настроенной души,  выражающуюся  символами.
Они  считали  искусство  служением  Богу  и  полагали,  что  содержанием
художественных произведений должно служить преимущественно все  то,  что
говорит  об  отношении  человека  к  вечности,  о  божественной   тайне,
открывающейся душе человека только посредством  символов.  В  начале  П.
предпочитали евангельские сюжеты, как более других позволяющие  выражать
религиозное  и  мистическое  настроение,  причем  избегали  в   живописи
церковного  характера  и  трактовали  Евангелие  символически,  придавая
особое  значение  не  исторической  верности  изображаемых  евангельских
эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, напр.,  в  "Светоче
Мира", Гента, в виде Спасителя, с ярким светильником в руках,  изображен
таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть  в  закрытые
человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого  жилища.
В понимании П. символ отличается от простой  аллегории  тем,  что  живет
своей собственной  жизнью.  П.  старались  воспроизводить  с  величайшей
добросовестностью  и  точностью  всякий  предмет,   всякую   подробность
внешнего мира, прежде всего изображать  жизнь  и  правду,  а  затем  уже
показывать, что таится за внешностью предметов и жизненных явлений.  Они
стремились внести в искусство этическое содержание не путем нравоучений,
а исканием истины в природе. Кроме религиозных сюжетов, они занимались и
историческими  темами,  добиваясь  величайшей  точности  в   изображении
фактических  подробностей.  Некот.   (Гук,   Льюис,   Линнель   и   др.)
разрабатывали  пейзаж,  внося  в  него  то  же   изумительное   изучение
частностей. Пейзажисты этой школы известны  в  особенности  изображением
облаков, унаследованным ими  от  предшественника  этой  школы,  Тернера.
Большое значение для П. имел Джон Рескин, повлиявший своими  книгами  (в
особенности "Modern Painters") на развитие эстетического вкуса в Англии;
он уяснил значение Тернера и  привел  в  систему  идеи  П.  относительно
искусства. Он был не созидателем искусства П.,  но  его  толкователем  и
товарищем его первых деятелей.  Рескину  принадлежит  ясное  определение
художественных целей прерафаэлитства. "Легко управлять кистью",  говорит
он, "и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью;  этого
может добиться всякий после нескольких лет труда.  Но  изображать  среди
трав и растений тайны созидания и сочетаний,  которыми  природа  говорит
нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую  тень  взрыхленной
земли, находить во всем, что кажется самым  мелким,  проявление  вечного
божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим
и незрящим - таково назначение художника. Этого требует от него Бог".  В
этих словах заключается вся суть искусства П.; они стремились  разрушить
рамки  условности  и  одухотворить  искусство  религиозным  и  этическим
содержанием. Братство П. распалось, как только миссия его была окончена,
т. е. выражен протест  против  условности  во  имя  правды  и  понимания
искусства как  служения  религиoзно-нравственной  идее.  Члены  братства
пошли каждый своим путем; но и после его распада продолжала  развиваться
группа художников и поэтов, примкнувших к  эстетическому  миросозерцанию
П. Преемниками их явились Бернье-Джонс, Уатс, Моррис, Вальтер Крэн и др.
Ср.  J.  Ruskin,  "Praeraphaelitism"  и  "Modern  Painters";  R.  de  la
Sizeranne, "La peinture auglaise contemporaine";  Ernest  Chesneau,  "La
Peinture Anglaise"; З. Венгерова, "Литературные характеристики".
   З. Венгерова.
   Прерии - так наз. безлесные равнины в Сев. Америке. В широком  смысле
слова область П. на Ю ограничена мексиканской растительной областью,  на
З - CьeppaНевадой и Каскадными горами, на С -  линией  от  озера  Малого
Виннипега до устья р. Колумбии; в более тесном смысле слова П.  занимают
зап. часть штатов Охайо и Индиана, южную часть  Мичигана  и  Висконсина,
почти всю территорию Иллинойса и Айовы и северную часть  Миссури  (часть
бассейнов Миссисипи и Миссури). П. представляют слегка волнистую степную
равнину, постепенно повышающуюся с В на З  по  направлению  к  Скалистым
горам, местами почти пустынную. Подпочву образуют горизонтальные  пласты
песчаников,  мергелей  меловой  и  третичных  отложений;   изредка   они
обнажаются в виде  группы  скал  и  хребтов;  в  общем  же  они  покрыты
наносными отложениями ледяного периода, песками  и  л„ссом.  Минеральные
богатства заключаются в соляных источниках и каменном угле.  Особенности
климата в П.: прозрачность воздуха, безоблачность  в  течение  некоторых
периодов  года,  безросные  ночи  и  частые  миражи.  Растительный   мир
отличается крайним  однообразием  травянистых  видов  и  форм.  Наиболее
распространены: Unicola spicata. Spartina patens,  Hierochloa  flagrans,
Sesleria dactyloides,  Agropyrum  repens  (достигает  2  метр.  высоты);
Artemisia gnaphaloides, Opuntia  missouriensis,  Yucca  angustifolia  (в
степях  Миссури).  Вверх  по  р.  Миссури,  севернее   42ё,   появляются
кустообразные Shepherdia argentea и Eleagnus argentea. С  47ёс.  ш.  уже
растет Juniperus repens и communis. Выше устья Йеллоустона и  вплоть  до

Страницы: «« « 2411   2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419  2420   2421   2422   2423   2424   2425   2426   2427   2428   2429  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь