Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419   2420  2421   2422   2423   2424   2425   2426   2427   2428   2429   2430  » »»

Скалистых гор преобладают солончаковые травы (Eurotia lanata, Sarcobatus
vermicularis). Лесная растительность встречается изредка по берегам  рек
(тополя, ивы, ильмы и разные кустарники Rosa, Cornus, Ribes, Amelanchier
и др. обвитые лианами). Весьма редки  хвойные  породы  (Pinus  flexilis,
Juniperus barbadensis). Туземные культурные растения - род риса (Zizania
aquatica), топинамбур (Helianthus tuberosus)  и  несколько  видов  бобов
употребляются в пищу индейцами. Фауна  П.  принадлежит  к  неарктической
области.   Типичные   виды:   бизон   (вымирает),    луговая    собачка,
антилопа-голул.  Происхождение   П.   старались   объяснить   различными
причинами.  Одни  приписывали  безлесность  песчаной  почве,  в  которой
древесные   корни   не   укрепляются   (Уайтней),    другие    объясняли
неблагоприятным составом кислот в  перегное  П.  (Лескер„)  и,  наконец,
некоторые  находили  причину  безлесности   в   климатических   условиях
(недостаток влаги) [Дана].
   Попытки облесения, однако, идут весьма  успешно.  Ср.  Schlagintweil,
"Die  Prarien  des  amerik.  Westens"  (Лпц.,  1876);  Berthault,   "Les
Prairies" (П., 1896).
   Прерогатива (от лат. centuria praerogativa - цeнтуpия, имевшая  право
предложения законов) - есть преимущественное право короны,  которым  она
пользуется помимо парламента. Так, П. короны  -  созывать  и  распускать
парламент, открывать и закрывать сессию, миловать преступников и т. д.
   Пресвитер (presbuteroV, presbyter) - древнейшее каноническое  (т.  е.
усвоенное древним церковным  законодательством  -  правилами  апостолов,
вселенских и поместных соборов, ) название второй степени  христианского
таинства священства (у нас в России ныне в церковных документах, в актах
государственных  и  церковноюридических,   а   также   в   общежитии   -
"священник").  Во  времена  апостолов  пресвитерами   часто   назывались
епископы и, наоборот, епископами - пресвитеры (см. Деян. XX,  17  -  18,
28; 1 Петр. V, 2; Тит. 1, 5, 7; 1 Тим. Ill, 1, 2, 7; V, 17 и др.), не  в
смысле обозначения иерархической степени тех и других; а лишь в  древнем
общенарицательном смысле слов "епископ" и "пресвитер", для  указания  на
личные качества, обозначаемые этими  словами  в  буквальном  их  смысле.
Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на  его  старческий
возраст и свойственную ему мудрость, его называли  пресвитером  (старец,
старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими  апостолами
и находились под их непосредственным  руководством.  хотя  и  без  права
посвящения  других  в  пресвитеры  или  диаконы,   называли   епископами
(надзирателями, управителями). В смысле возраста, пресвитерами  называли
себя даже апостолы Петр (1 Петр. V, 1) и Иоанн (2 Иоан. 1, 1; Иoaн. 1, 1
). Вероятно, к епископам и пресвитерам  относились  одинаково  и  другие
нарицательные названия, присваиваемые  в  книге  Деяний  и  в  Посланиях
апостольских лицам, стоявшим во главе той или другой  церковной  общины:
пастыри (poimeneV - Ефес. IV, 11), вожди (hgoumenoi - Евр. XIII, 7,  17,
24), предстоятели (proestomenoi, praepositi, antistites - l Сол. V,  12;
Римл. XII, 8), председатели (proedroi,  praesidentes),  иереи  (iereuV).
Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий  апостольских  и
творений св. отцов II и III в., были следующие:
   1) преподание благословения верным;
   2) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа;  в
его присутствии пресвитер занимал второе место;
   3) сказывание поучений, с благословения епископа, которому это  право
принадлежало главным образом;
   4) совершение таинств и священнодействий.
   В храме епископ восседал на  седалище  возвышенном  (tronus  celsus),
пресвитеры - на седалищах, стоявших ниже  (tronus  secundus).  Если  при
епископе сослужили несколько пресвитеров, то они образовывали около него
полукруг (corona ecclesiae, spiritualis corona, circuli presbyterii).  В
римских  катакомбах  найдены   фресковые   изображения   таких   соronae
ecclesiae, относящиеся к  древнейшему  времени.  При  посвящении  нового
пресвитера, пресвитеры,  во  время  руковозложения  епископского,  имели
право  возлагать  на  него  свои  руки  (соб.  каре.   IV).   Корпорация
пресвитеров   при   епископе   называлась   пресвитерия   (preVbuterion,
presbyterium,   presbuteion,   sunedrion   tou   presbuteriou,   senatus
ecclesiae, senatus Christi, consiliarii episcopi, consilium  ecclesiae).
Ha соборах П. занимали места во втором ряду, позади  епископов  (подписи
их имеются на многих соборных актах). На Западе без  собора  пресвитеров
епископ не  постановлял  ничего,  относящегося  к  церковной  дисциплине
(карфаг. соб. IV, 22, 23; соб. толедский VI). В отсутствии  епископа,  а
также по его смерти или по удалении его с  кафедры,  до  назначения  ему
преемника, пресвитерий исправлял его обязанности (кроме посвящений - см.
посл. Киприана, V, Х и XXI, послание Игнатия к антиохийцам).  В  средние
века на Западе пресвитерий заменен капитулом .Терминологически, в смысле
обозначения  именно  второй  степени  священства,  с   ее   специальными
обязанностями, название presbuteroV в первый раз встречается в.  Деяниях
апостол., XIV. 23, при  рассказе  о  поставлении  апост.  Павлом,  через
рукоположение  пресвитеров  во  все  церкви  Дервии,  Листры,  Иконии  и
Антиохии. Затем в посланиях к Тимофею и Титу говорится  о  рукоположении
пресвитеров епископами, каждым в своей епархии (1 Тим. V,  17,  19,  22;
IV, 14; 2 Тим. 1, 6). В избрании пресвитеров принимала участие и паства,
т. е. миряне. Климент Римский и Игнатий  замечают;  что  поставления  П.
"совершались с согласия всей церкви" (т. е. прихода,  для  которого  они
избирались). Климент Александрийский упоминает об  избирательном  списке
кандидатов на пресвитерство (eklogh), составлявшемся паствой. Участие ее
в выборе П. совершалось столь чинно, что император Александр Север  (III
в.) ставил выборы кандидатов на пресвитерство в христианских  общинах  в
пример для выбора гражданских чиновников.  Лаодикийский  собор  (IV  в.)
отменил участие паствы в выборе П. (см. Павлов,  "Об  участии  паствы  в
делах церкви", Казань, 1866). Участие мирян  в  избрании  кандидатов  на
пресвитерство не означало участия их в посвящении их:  оно  было  только
свидетельством о их достоинствах и качествах; благодать, характеризующую
пресвитерство,  преподавало  лишь  руковозложение  епископа.  По  мнению
протестантских ученых, П. и епископ имели сначала одну и ту же степень и
достоинство; различие между ними появилось лишь в III в.; название  "П."
указывает на достоинство, а "епископ"  -  на  должность,  совмещенные  в
одном лице. Это мнение имело свои зачатки еще в IV в., но тогда же  было
отвергнуто церковью. Чем  дальше,  тем  подробнее  выясняется  в  учении
церкви и в  творениях  св.  отцов  значение  пресвитерства,  как  второй
степени священства. Отцы церкви  IV-го  и  последующих  веков  (Григорий
Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним, Григорий Двоеслов и др.) в  своих
творениях подробно  разработали  богословское  учение  о  священстве.  В

Страницы: «« « 2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419   2420  2421   2422   2423   2424   2425   2426   2427   2428   2429   2430  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь