Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387  2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397  » »»

подряда и П., повидимому, указывается разнородное содержание, не  смотря
на объединение в один договор (для подряда  -  предприятие,  совершаемое
иждивением подрядчика, для П. - просто обязанность "поставить известного
рода  вещи"),  а  также  в  виду  особого  характера  русского  договора
купли-продажи,  допускают  возможность   П.   определенных   вещей   без
осложняющих  условий  предприятия  и  своего  иждивения.  Соглашение   о
купле-продаже по русскому праву переносит собственность на покупателя, а
вместе с  ней  и  риск  за  погибель  вещи,  почему  возможно  допустить
заключение договора  купли-продажи  лишь  на  индивидуально-определенные
вещи.  Хотя  закон  и  говорит  о  возможности   купли-продажи   "вещей,
подлежащих измерению и вывешиванию" (ст. 1515) а об обязанности продавца
"передать покупщику проданное имущество той  самой  доброты,  какой  оно
должно быть... по обоюдному согласию) утвержденных образцов" (ст. 1516),
однако, он не содержит постановления подобного французскому, по которому
купля-продажа вещей, определяемых счетом, мерою и  весом,  не  переносит
немедленно собственности  на  покупщика  и  оставляет  риск  за  них  на
продавце. Договором П. и удовлетворяется, таким образом, в русском праве
потребность  купли-продажи  вещей  заменимых,   которая   не   переносит
собственности, а  порождает,  подобно  римско-германской  купле-продаже,
обязанность  передать  вещи   к   определенному   сроку,   составляющему
необходимое условие П. (ст. 1742). От запродажи в таком случае  отличают
П. тем, что первую рассматривают как предварительный договор  с  римской
конструкцией,  каков  он  и  есть  на  самом  деле.  Для  этого  взгляда
затруднением   является   лишь   требование   письменной    формы    для
действительности П. (по прим. 1-му к  ст.  1742  требуется  явка  его  у
нотариуса, но сенат не признает этого требования обязательным,  запрещая
лишь словесные договоры  о  П.).  Третье  мнение,  разделяемое  судебной
практикой, усматривает  разницу  между  П.  и  продажею  движимости  (П.
недвижимости не может быть) в том, что  поставщик  во  время  заключения
договора  не  предполагается  и  часто  не  бывает   собственником   тех
предметов, которые он обязуется поставить,  тогда  как  продавать  можно
только имущество, принадлежащее продавцу на праве собственности, хотя бы
оно и не  находилось  во  время  заключения  сделки  в  руках  продавца;
отличительный признак П. заключается в том, что она всегда  предполагает
между заключением и исполнением договора известный промежуток времени, в
отличие от купли-продажи, где такого промежутка может и не быть.  Те  же
самые признаки, однако, судебная  практика  выставляет  и  как  различие
между  куплей  продажей  и  запродажей.  В  случаях  столкновения   этих
договоров  сенат  принужден,  поэтому,  прибегать  к  частным  признакам
различия. "Поставка - говорит он -  есть  в  существе  ничто  иное,  как
особый вид продажи такого движимого имущества,  которое  при  заключении
договора или вообще еще не находится во владении продавца  (поставщика),
или должно еще быть им приобретено, или находится в его владении, но  не
в том виде, как оно условленно к сдаче покупщику  (заказчику)  и  должно
быть им изготовлено из владеемого материала в том виде,  как  принято  к
сдаче". Этим П. соединяется с  обязанностями,  возникающими  из  личного
найма,  или  сливается  с  подрядом.  Невозможность  точного  различения
названных договоров зависит, как уже было указано в ст.  Купля  продажа,
от неудачной конструкции этого договора в русском и  французском  праве.
По  прусскому  праву   П.   (Lieferungsvertrag)   налагает   обязанность
"заготовить  вещь  согласно  определенному  уговору  и  передать  другой
стороне за денежную цену" - определение более  ясное,  чем  русское,  но
также подающее повод к спорам. Остзейское определение  договора  П.,  по
которому "одна из  сторон  принимает  на  себя  обязательство  доставить
другой определенную вещь  за  известную  цену"  (ст.  4019),  совсем  не
отличает П. от купли-продажи,  постановления  о  которой;  согласно  ст.
4022, и определяют подробности  договора.  Присоединение  к  обязанности
доставить вещь обязанности совершения других  действий  по  отношению  к
вещи обращает П. в подряд (ст.  4023).  Русская  судебная  практика,  за
отсутствием подробных определений в законе, также применяет к П. правила
о купле-продаже, за исключением  постановлений  о  немедленном  переходе
права собственности и риска на покупщика, с момента  соглашения.  Другие
законодательства  не  знают  особых  постановлений  о  договоре  П.  Ср.
рефераты Юренева и Рихтера ("Журн. Гражд. и Угол. Права" 1881.. јј  5  -
6) и ст. Змирлова (там же, 1882, ј 3); Dernburg, "Lehrbuch  des  Preuss.
Privatrechts" (II, 156).
   В. Н.
   Пострижение (волос) - церковный обряд.  Совершается,  во-первых,  над
ново крещенными после таинства миропомазания,  в  знаменование  рабства,
которым обязывается постриженный относительно  Христа  (в  греко-римском
мире  стриженее  волос  служило  признаком  рабства).   Во-вторых,   при
посвящении в чтеца и певца архиерей постригает посвящаемого крестовидно,
в знак отделения его  от  общества  простых  верующих.  В  -третьих,  П.
является основным действием посвящения в монашество и его  степени.  При
посвящении  так  называемых.  новоначальных  ,  после  чтения  покаянных
тропарей  и  молитв  о  постригаемом,  совершается   крестообразное   П.
посвящаемого, с произнесением слов: "во имя Отца и  Сына  и  Св.  Духа";
затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд  называется
<последованием в одеяние рясы и камилавки", Введение во  вторую  степень
совершается посредством обряда, называемого последованием малыя схимы, а
также сочетанием. Обряд  делится  на  две  части:  оглашение  (увещание,
произнесение обетов,  наставление  давшему  обеты)  и  самое  П.  Игумен
испытывает твердость постригаемого троекратным повелением подать ножницы
и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их
и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз,  игумен  крестовидно
постригает  посвящаемого  и  нарекает  ему  новое  имя,  напоминая   тем
окончательное отречение его от мира. После П. посвящаемый  облачается  в
хитон, параман,  рясу,  пояс,  мантию,  камилавку,  клобук,  сандалии  и
получает вервицу. Обряд П. велико схимников носит название  последования
великия схимы,  и  отличается  от  обряда  малой  схимы  только  большею
продолжительностью и торжественностью. После удостоверения  в  твердости
намерения принять  великую  схиму,  посвящаемый  приемлет  П.,  при  чем
получает новое имя и облекается в схимнические одежды (кукуль и аналав).
   Постулат (от лат. postulare - требовать) - термин, употребляемый  как
в логике, так и в математике и философии; соответствует аристотелевскому
aithma,  обозначающему  положение,  которое,   не   будучи   доказанным,
принимается в  силу  теоретической  или  практической  необходимости  за
истинное (см. "Вторая Аналитика", 1 кн., гл. X). Аристотель отличает  П.
от гипотезы и от определения. П. может быть положение, которое вовсе  не
подлежит доказательству и тем не менее принимается  за  истинное.  Общую

Страницы: «« « 2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387  2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь