Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 2379 2380 2381 2382 » »» sacerdotes populi Romani, П. были свободны от воинской повинности, от податей и остальных гражданских тягостей. Их внешними знаками отличия. кроме служебных, были toga praetexta и почетные места на общественных зрелищах. Кроме описанной коллегия П., которые назывались также р. maiores или Vestae, существовали еще pontifices minores, в числе трех, состоявшие при коллегии р. maiores в качестве секретарей, и pontifices Solis - коллегия, учрежденная в правление Аврелиана. Списки П. изданы Буше-Леклерком и Марквардтом, в нижепоименованных трудах. Литература. J. Gutherius, De veteri iure pontificio urbis Romae libri quatuor" (в "Thesaurus" Graevil V т. l - 224); Bosius, "De pontifice maximo Romae veteris" (включая П. времен империи, ib., 225 - З12);Huelliman, "Jus pontificium der Romer"(Бонн, 1837);Ambrosch, "Studien und Andeutungen im Gebiet des altromischen Bodens und Cultus" (Бреславль, 1839); его же,. Quaestionum pontificalinm prooernium" (Бреславль, 1847 - 1851); Rubino; "De augurum et pontificum numero" (Марбург, 1852); Lubbert, "Commentationes pontificales (Берлин., 1859); Bardt, "Die Priester der vier grossen Collegien ans romischrepublicanischer Zeit" (Берл., 1871); Bouche-Leclercq "Les pontifes de l'ancienne Rome" (Пар., 1871); его же, "Manuel des Instilutums Romaines" (1886, стр. 510 - 531); Lange, Romische Alterlumer"(l, стр. 345 - 376 и passim 1876); Schwede, "De pontificum collegii pontificisque maximi in republica potestate" (Лпц., 1875); Habel, "De pontificum Romanorum inde a. b Augusto usque ad Aorelianum coudicione publica" (Бреславль, 1888); Waif, "Der Altromische pontifex maximus (1861); Mommsen, "Romisebes Staatsrecbt" (11 т., 18 - 70, Б., 1877); Marquardt, Die Rom. Staatsverwaltung" (III т., 234 - 321, Б., 1885); Madvig D. Verfassung u. Verwaltung des Romischen Staates" (II, 612 - 633, Лпц., 1883); Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1888, 1 вып., 348 - 354); Modeslow, "Der Gebrauch der Schrift tinier den Romischen Konigen" (Берд., 1871); Mommsen, "Der Kaiseriliche Oberponticat" (Zeitschrift f. Numismatk", 1, 238 - 244, 1874); Smith, "Dictionary of Greek and Roman autiquities" (II вып., 460 - 463, Лондон, 1891). H. Обнорский. Понтоппидан - (Генрих Pontoppidan) - датский беллетрист, род. в 1857 г. Обратил на себя внимание собранием повестей "Stakkede Vinger" (1881), в которых он является наблюдательным и талантливым рассказчиком сцен из народного быта. Подчиняясь в первых своих литературных произведениях влиянию Кьелланда, П., в позднейших обнаруживает более яркий и оригинальный талант. Главные его труды: "Sandige Menighed" (1883), "Landsbybilleder" (1884), романы "Ung Elskov", "Mimoser", lsbjornen", "Spogelser" и "Natur", (1885 - 90), "Fra Hytterne" (1887), "Folkelivsskildringer" (1888 - 90); два лучших его произведения - рассказы "Skyer" (1889) и роман Мulа" (1891). Понятие - логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринять сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее представление, которое обозначается словом. Номиналистическое направление в логике не отличает общего представления от П.. заменяя главу о П. главою об именах; но ежели наше познание касается самых вещей, а не наших идей о вещах, то следует различать П. от слова, при чем П. является научным термином для обозначения результата методичного исследования предмета - исследования, в котором выражается самая природа его. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильное определение того П., которое составляет предмет ее (напр. П. жизни - в биологии). От общего представления, обозначаемого словом, П., в этом смысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы, существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение. От категории в аристотелевском и кантовском смысле П. отличается тем, что в категориях (этих высших, определяющих П. - предикабилиях) мыслится лишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условие возможности бытия самого предмета, между тем как в П. предмета определяется самое содержание его с существенной стороны. Общее представление возникает путем отвлечения и ограничения, П. возникает путем определения и разделения. С термином П. связана жаркая борьба направлений (номиналистического и реалистического), которая, в различных видоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направление вполне разобщает П. с предметом, низводя П. до минимума значения, второе, напротив, отождествляет П. с самым предметом и видит в развитии П. развитие предметного мира. - Формальная логика в главе о П. трактует об определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логика отличает объем П от его содержания, причем не совсем точно утверждает, что объем П. находится в обратном отношении к содержанию Под содержанием П. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., тем больше, при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов, имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию П. будет охватывать собою наибольшее количество предметов. Дробишь ("Logik", 2 изд., стр. 190 - 200) показывает неточность обычной формулировки отношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в более точных математических терминах. По степени общности, П. могут быть разделены на общие и единичные, родовые и видовые; это разделение поддается в значительной мере специализации, определяемой характером тех объектов, к которым относятся П. От общих П. отличают собирательные, приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе. Отвлеченное П. противополагается конкретному в том смысле, что отвлеченное обозначает собою признак, конкретное - предмет. Это деление П. в известном отношении совпадает с делением их на соозначающие и несоозначающие: первые указывают прямо на предмет и косвенно на признак его, вторые - только на предмет или только на признак. Далее П. могут быть разделены на положительные и отрицательные, относительные и абсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить о высших и низших, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких П., подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить о тождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д. Ежели говорят о П. взаимно пересекающихся, то при этом имеют в виду как объем, так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаются графически. См. Милль, "Система логики", V кн. (об именах и Страницы: «« « 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 2379 2380 2381 2382 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |