Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2364   2365   2366   2367   2368   2369   2370   2371   2372  2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381   2382  » »»

sacerdotes populi Romani, П. были свободны от  воинской  повинности,  от
податей и остальных гражданских тягостей. Их внешними  знаками  отличия.
кроме служебных, были toga praetexta и почетные  места  на  общественных
зрелищах. Кроме описанной  коллегия  П.,  которые  назывались  также  р.
maiores или Vestae, существовали еще pontifices minores, в  числе  трех,
состоявшие при коллегии р. maiores в качестве секретарей,  и  pontifices
Solis - коллегия, учрежденная в правление Аврелиана.  Списки  П.  изданы
Буше-Леклерком и Марквардтом, в нижепоименованных трудах.

   Литература. J. Gutherius, De veteri iure pontificio urbis Romae libri
quatuor" (в "Thesaurus" Graevil V т. l -  224);  Bosius,  "De  pontifice
maximo  Romae  veteris"  (включая  П.  времен  империи,   ib.,   225   -
З12);Huelliman,  "Jus  pontificium  der   Romer"(Бонн,   1837);Ambrosch,
"Studien und Andeutungen im Gebiet des altromischen Bodens  und  Cultus"
(Бреславль,  1839);  его  же,.  Quaestionum  pontificalinm   prooernium"
(Бреславль, 1847 - 1851); Rubino;  "De  augurum  et  pontificum  numero"
(Марбург, 1852); Lubbert, "Commentationes pontificales (Берлин.,  1859);
Bardt,    "Die    Priester    der    vier    grossen    Collegien    ans
romischrepublicanischer  Zeit"  (Берл.,  1871);   Bouche-Leclercq   "Les
pontifes  de  l'ancienne  Rome"  (Пар.,  1871);  его  же,  "Manuel   des
Instilutums  Romaines"  (1886,  стр.  510  -   531);   Lange,   Romische
Alterlumer"(l, стр. 345 - 376 и passim 1876);  Schwede,  "De  pontificum
collegii pontificisque maximi  in  republica  potestate"  (Лпц.,  1875);
Habel, "De pontificum Romanorum inde a. b Augusto  usque  ad  Aorelianum
coudicione publica" (Бреславль, 1888); Waif, "Der  Altromische  pontifex
maximus (1861); Mommsen, "Romisebes Staatsrecbt" (11 т., 18  -  70,  Б.,
1877); Marquardt, Die Rom. Staatsverwaltung" (III т.,  234  -  321,  Б.,
1885); Madvig D. Verfassung u. Verwaltung des  Romischen  Staates"  (II,
612 - 633, Лпц., 1883); Виллемс, "Римское государственное право"  (Киев,
1888, 1 вып., 348 - 354); Modeslow, "Der Gebrauch der Schrift tinier den
Romischen   Konigen"   (Берд.,   1871);   Mommsen,   "Der   Kaiseriliche
Oberponticat" (Zeitschrift f. Numismatk", 1, 238 -  244,  1874);  Smith,
"Dictionary of Greek and Roman autiquities" (II вып., 460 - 463, Лондон,
1891).
   H. Обнорский.
   Понтоппидан - (Генрих Pontoppidan) - датский беллетрист, род. в  1857
г. Обратил на себя внимание собранием повестей "Stakkede Vinger" (1881),
в которых он является наблюдательным и талантливым рассказчиком сцен  из
народного быта. Подчиняясь в  первых  своих  литературных  произведениях
влиянию  Кьелланда,  П.,  в  позднейших  обнаруживает  более   яркий   и
оригинальный талант.  Главные  его  труды:  "Sandige  Menighed"  (1883),
"Landsbybilleder" (1884), романы "Ung  Elskov",  "Mimoser",  lsbjornen",
"Spogelser"  и  "Natur",   (1885   -   90),   "Fra   Hytterne"   (1887),
"Folkelivsskildringer" (1888  -  90);  два  лучших  его  произведения  -
рассказы "Skyer" (1889) и роман Мulа" (1891).
   Понятие  -  логический  термин,  обозначающий  известную  ступень   в
развитии интеллектуальной деятельности  человека.  Память  воспроизводит
представление  объекта  в  том  виде,  в  каком  объект  был  воспринять
сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на  сумму  его
качеств и подмечая общие  объектам  качества,  создает  некоторое  общее
представление,   которое    обозначается    словом.    Номиналистическое
направление в логике не отличает общего  представления  от  П..  заменяя
главу о П. главою об именах;  но  ежели  наше  познание  касается  самых
вещей, а не наших идей о вещах, то следует различать П.  от  слова,  при
чем П. является научным термином для обозначения результата  методичного
исследования предмета - исследования, в котором выражается самая природа
его. В этом  смысле  можно  сказать,  что  цель  науки  есть  правильное
определение того П., которое составляет предмет ее (напр. П. жизни  -  в
биологии). От общего представления, обозначаемого  словом,  П.,  в  этом
смысле, отличается тем, что из него  выделены  все  случайные  элементы,
существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение.
От категории в аристотелевском и кантовском смысле  П.  отличается  тем,
что в категориях (этих высших, определяющих П. - предикабилиях) мыслится
лишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как  условие
возможности  бытия  самого  предмета,  между  тем  как  в  П.   предмета
определяется  самое  содержание  его  с  существенной   стороны.   Общее
представление возникает путем отвлечения  и  ограничения,  П.  возникает
путем определения и разделения. С  термином  П.  связана  жаркая  борьба
направлений (номиналистического и реалистического), которая, в различных
видоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направление
вполне разобщает П.  с  предметом,  низводя  П.  до  минимума  значения,
второе, напротив, отождествляет П. с самым предметом и видит в  развитии
П. развитие предметного мира. - Формальная логика в главе о П.  трактует
об определении  и  разграничении  и  о  взаимном  их  отношении.  Логика
отличает объем П от его содержания, причем не совсем  точно  утверждает,
что объем П. находится в обратном отношении к содержанию Под содержанием
П. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., тем  больше,
при этом брать признаков,  тем  меньше  окажется  количество  предметов,
имеющее все признаки; наоборот, самое  бедное  по  содержанию  П.  будет
охватывать собою наибольшее количество предметов.  Дробишь  ("Logik",  2
изд.,  стр.  190  -  200)  показывает  неточность  обычной  формулировки
отношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в более
точных математических терминах.  По  степени  общности,  П.  могут  быть
разделены на общие  и  единичные,  родовые  и  видовые;  это  разделение
поддается в значительной мере специализации, определяемой характером тех
объектов, к которым относятся П. От  общих  П.  отличают  собирательные,
приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко  всем  взятым  вместе.
Отвлеченное  П.  противополагается  конкретному  в   том   смысле,   что
отвлеченное обозначает собою признак, конкретное - предмет. Это  деление
П. в известном отношении совпадает  с  делением  их  на  соозначающие  и
несоозначающие: первые указывают прямо на предмет и косвенно на  признак
его, вторые - только на предмет или только на признак.  Далее  П.  могут
быть  разделены  на  положительные  и  отрицательные,  относительные   и
абсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить о
высших и низших, о подчиненных и соподчиненных  (т.  е.  нескольких  П.,
подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить  о
тождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д.  Ежели
говорят о П. взаимно пересекающихся, то при этом имеют в виду как объем,
так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаются
графически.  См.  Милль,  "Система  логики",  V   кн.   (об   именах   и

Страницы: «« « 2364   2365   2366   2367   2368   2369   2370   2371   2372  2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381   2382  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь