Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448   2449  2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457   2458   2459  » »»

поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с  наукой  .Противоположение
научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает  отношения  между
поэзией  и  П.  Это  противоположение  яснее  всего  определено   Вильг.
Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в
том виде, в  каком  она  доступна  внутренним  и  внешним  чувствам,  не
заботясь о том, что  собственно  делает  ее  действительностью,  и  даже
намеренно отталкивая от себя  этот  вопрос.  Переработав  это  наглядное
проявление действительности в образ, она воплощает в  нем  художественно
идеализованное целое.  П.,  напротив,  доискивается  в  действительности
именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми  она  с  ним
связана; связав, затем, отвлеченной формулой факт с фактом и  понятие  с
понятием, она представляет  их  объективную  связь  в  форме  идеи"  ("О
различии организмов еtс".). Нельзя противополагать  поэзию  и  П.  ни  с
точки зрения различия субъективности и  объективности  -  разница  здесь
только в степени, - ни с точки зрения их влияния на чувство-эстетический
и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и  П.,
- ни с точки зрения их материала -  мир  ирреальный  в  некоторых  своих
построениях доступен именно  только  П.,  науке,  а  не  поэзии:  таковы
математические учения о  многомерных  пространствах,  более  далеких  от
того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные  измышления
самого необузданного поэта-фантаста. В виду этого сходства поэзии и П. и
по  целям  (познание)  и  по  материалу  (мир  реальный  и   идеальный),
невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых,  по
требованию  и  для  удовлетворения  собственно   мыслящей   силы   души,
воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с  целью
исследовать истину в области того и другого мира". В  этом  определении,
выставленном старой эстетической теорией, нет ничего,  что  не  было  бы
свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы -  вместе  с
иным пониманием слова поэзия - проводит между  ними  более  определенное
различие: это - отождествление поэзии со стихами, которое  собственно  и
подало повод к  выделению  П.  (prorsa,  т.  е.  oratio  proversa,  речь
свободно  стремящаяся  вперед,  в  то  время  как  стих  должен   всегда
возвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с  тем  и
словесных  произведений.  С  точки  зрения  науки,   которая   знает   и
художественные романы и даже "стихотворения" в П., и  дидактические  (т.
е. прозаические) произведения в стихах, такое деление  принято  быть  не
может,  но  в  обыденной  речи,  за  отсутствием  других  терминов,  оно
держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая  речь  не  так
"свободна",  как  это  может  казаться  с  первого  раза:  ее  структура
подчинена своим законам, более сложным  и  менее  уловимым,  чем  законы
стихотворного ритма, но тем не менее несомненным.  В  ней  нет  рифмы  и
однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней  симметрии  и
последовательности.  На  своеобразие  прозаического  ритма  указывает  с
особенной очевидностью не столько дурная,  негармоническая  П.,  сколько
попытки дать П. стихотворный ритм (так наз. "рубленная П."), действующая
самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование
-  летопись,  записки,  биография,  характеристика,  некролог,  история;
описание  -  ученое  и  художественное,   путешествие;   рассуждение   -
аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская -  политическая,
судебная,  академическая,  духовная,  спич),   которым   в   современных
учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни
дидактических достоинств; то, что в ней есть научного,  заимствовано  из
логики, остальное - мертвое наследие старинной риторики.
   Ар. Г.
   Прозектор (в буквальном смысле производящий вскрытие или  упражняющий
учащихся  в  производстве  их)  -  ученая   должность,   соответствующая
ассистентству, при кафедрах, связанных с изучением  анатомии,  хирургии,
гистологии, зоологии и др. При больших больницах полагаются по штату  П.
для вскрытия трупов, с целью  проверки  прижизненного  диагноза,  и  для
производства гистологических исследований.
   Прозелиты.  -  Слово  прозелит  (еврейск.  гейр  и  гейрим,  от   гур
пребывать,  странствовать,  приютиться,   обитать   где-либо)   означает
чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт.  XXIII,  4;
Исх. II, 22; XXII, 21 Числ. IX, 14; XV, 29 - 30; XXXV, 15; 1 Пар.  XXIX,
15; Псал. XXXVIII,  13;  Иep.  XXII,  3;  Зах.  VII,  10)  У  семидесяти
толковников слово это переводится  различно,  в  особенности  же  словом
proshlutV  и  другими  подобными  (paroicoV;prepidhmoV,xenoV,   geiwraV,
ioudaizonteV)ProshlutoV;  (от  prosercomai  -  прихожу)   -   собственно
пришелец, потом всякий переходящий из одной земли  в  другую,  от  одной
общины к другой, особенно из  одной  веры  в  другую,  новообращенный  в
какую-либо веру. Так, в особенности  назывались  новообращенные  в  веру
иудейскую из язычников (Матф. XXIII, 15; Деян. II, 10, VI, 5; ХIII, 43 и
др.). Пришельцы и иноземцы жили среди иудеев или израильтян  со  времени
самого исшествия их из Египта (Исх. XII, 38; Лев. XXIV, 10 -  16;  Числ.
XI, 4; 1. Нав. VI, 24; VIII, 35). В последующее время, при  возрастающем
благосостоянии  Израиля,  число  их  увеличивалось  (2  Пар.  II,   17).
Некоторые яз  П.  принимали  обрезание  и  потому  могли  участвовать  в
жертвоприношениях  и  праздновании  Пасхи,  со  временем  они   вступали
совершенно в общество израильское (исх. XII, 44, 48; Числ. XV, 14 - 16).
П., всецело принявшие веру иудейскую, назывались П.  правды,  П.  сынами
завета,  совершенными  израильтянами.  Другие   пришельцы   пользовались
покровительством  законов,  служили  в  войске,  при  дворе,   в   числе
телохранителей царских (ср. 2 Цар. XI, 6; XV, 18; XXIV, 16; 1  Цар.  XI,
39, 46 и пр.), но, по-видимому, не  принимали  всецело  закона  Моисеева
(Числ. X, 29, Суд. 1, 16; IV, 11; 1 Цар. XV, 6;  Иерем.  гл.  ХХХV).  По
преданиям иудейским ,этим  П.  вменялось  в  обязанность  соблюдать  так
назыв. Ноевы законы. Они не принимали обрезания,  но  вместе  с  иудеями
посещали  храм  иepycaлимский,  приносили  жертвы  через  священников  и
пользовались некоторыми правами; такие П. назывались П.  врат.  Название
это, может быть, заимствовано из выражения: "пришлец, который в  жилищах
твоих", по еврейски - "во вратах твоих" (Исх. XX, 10; Второз.  XIV,  21;
XXIV, 14), а может быть, произошло от того, что эти  П.  могли  доходить
только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился, когда между иудеями
стало ослабевать соблюдение  отечественных  законов  и  распространились
нравы языческие, как это было по смерти Симона Праведного (ум. 1981г. до
Р. Хр.), при первосвященнике Иасоне, когда много являлось отступников от
веры (1 Маккав. 1, 11; 2 Мак. IV, 7 - 20). Такое  отступничество  должно
было возбудить усиленную ревность  в  истинных  поклонниках  Иеговы.  Со
времен Маккавеев  особенно  сильно  стала  расти  ревность  к  обращению
язычников в иудейскую веру, и число  П.  стало  умножаться.  Так  ,Иоанн

Страницы: «« « 2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448   2449  2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457   2458   2459  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь