|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 2459 » »» поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой .Противоположение
научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает отношения между
поэзией и П. Это противоположение яснее всего определено Вильг.
Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в
том виде, в каком она доступна внутренним и внешним чувствам, не
заботясь о том, что собственно делает ее действительностью, и даже
намеренно отталкивая от себя этот вопрос. Переработав это наглядное
проявление действительности в образ, она воплощает в нем художественно
идеализованное целое. П., напротив, доискивается в действительности
именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми она с ним
связана; связав, затем, отвлеченной формулой факт с фактом и понятие с
понятием, она представляет их объективную связь в форме идеи" ("О
различии организмов еtс".). Нельзя противополагать поэзию и П. ни с
точки зрения различия субъективности и объективности - разница здесь
только в степени, - ни с точки зрения их влияния на чувство-эстетический
и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и П.,
- ни с точки зрения их материала - мир ирреальный в некоторых своих
построениях доступен именно только П., науке, а не поэзии: таковы
математические учения о многомерных пространствах, более далеких от
того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные измышления
самого необузданного поэта-фантаста. В виду этого сходства поэзии и П. и
по целям (познание) и по материалу (мир реальный и идеальный),
невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых, по
требованию и для удовлетворения собственно мыслящей силы души,
воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с целью
исследовать истину в области того и другого мира". В этом определении,
выставленном старой эстетической теорией, нет ничего, что не было бы
свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы - вместе с
иным пониманием слова поэзия - проводит между ними более определенное
различие: это - отождествление поэзии со стихами, которое собственно и
подало повод к выделению П. (prorsa, т. е. oratio proversa, речь
свободно стремящаяся вперед, в то время как стих должен всегда
возвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с тем и
словесных произведений. С точки зрения науки, которая знает и
художественные романы и даже "стихотворения" в П., и дидактические (т.
е. прозаические) произведения в стихах, такое деление принято быть не
может, но в обыденной речи, за отсутствием других терминов, оно
держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая речь не так
"свободна", как это может казаться с первого раза: ее структура
подчинена своим законам, более сложным и менее уловимым, чем законы
стихотворного ритма, но тем не менее несомненным. В ней нет рифмы и
однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней симметрии и
последовательности. На своеобразие прозаического ритма указывает с
особенной очевидностью не столько дурная, негармоническая П., сколько
попытки дать П. стихотворный ритм (так наз. "рубленная П."), действующая
самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование
- летопись, записки, биография, характеристика, некролог, история;
описание - ученое и художественное, путешествие; рассуждение -
аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская - политическая,
судебная, академическая, духовная, спич), которым в современных
учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни
дидактических достоинств; то, что в ней есть научного, заимствовано из
логики, остальное - мертвое наследие старинной риторики.
Ар. Г.
Прозектор (в буквальном смысле производящий вскрытие или упражняющий
учащихся в производстве их) - ученая должность, соответствующая
ассистентству, при кафедрах, связанных с изучением анатомии, хирургии,
гистологии, зоологии и др. При больших больницах полагаются по штату П.
для вскрытия трупов, с целью проверки прижизненного диагноза, и для
производства гистологических исследований.
Прозелиты. - Слово прозелит (еврейск. гейр и гейрим, от гур
пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает
чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт. XXIII, 4;
Исх. II, 22; XXII, 21 Числ. IX, 14; XV, 29 - 30; XXXV, 15; 1 Пар. XXIX,
15; Псал. XXXVIII, 13; Иep. XXII, 3; Зах. VII, 10) У семидесяти
толковников слово это переводится различно, в особенности же словом
proshlutV и другими подобными (paroicoV;prepidhmoV,xenoV, geiwraV,
ioudaizonteV)ProshlutoV; (от prosercomai - прихожу) - собственно
пришелец, потом всякий переходящий из одной земли в другую, от одной
общины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный в
какую-либо веру. Так, в особенности назывались новообращенные в веру
иудейскую из язычников (Матф. XXIII, 15; Деян. II, 10, VI, 5; ХIII, 43 и
др.). Пришельцы и иноземцы жили среди иудеев или израильтян со времени
самого исшествия их из Египта (Исх. XII, 38; Лев. XXIV, 10 - 16; Числ.
XI, 4; 1. Нав. VI, 24; VIII, 35). В последующее время, при возрастающем
благосостоянии Израиля, число их увеличивалось (2 Пар. II, 17).
Некоторые яз П. принимали обрезание и потому могли участвовать в
жертвоприношениях и праздновании Пасхи, со временем они вступали
совершенно в общество израильское (исх. XII, 44, 48; Числ. XV, 14 - 16).
П., всецело принявшие веру иудейскую, назывались П. правды, П. сынами
завета, совершенными израильтянами. Другие пришельцы пользовались
покровительством законов, служили в войске, при дворе, в числе
телохранителей царских (ср. 2 Цар. XI, 6; XV, 18; XXIV, 16; 1 Цар. XI,
39, 46 и пр.), но, по-видимому, не принимали всецело закона Моисеева
(Числ. X, 29, Суд. 1, 16; IV, 11; 1 Цар. XV, 6; Иерем. гл. ХХХV). По
преданиям иудейским ,этим П. вменялось в обязанность соблюдать так
назыв. Ноевы законы. Они не принимали обрезания, но вместе с иудеями
посещали храм иepycaлимский, приносили жертвы через священников и
пользовались некоторыми правами; такие П. назывались П. врат. Название
это, может быть, заимствовано из выражения: "пришлец, который в жилищах
твоих", по еврейски - "во вратах твоих" (Исх. XX, 10; Второз. XIV, 21;
XXIV, 14), а может быть, произошло от того, что эти П. могли доходить
только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился, когда между иудеями
стало ослабевать соблюдение отечественных законов и распространились
нравы языческие, как это было по смерти Симона Праведного (ум. 1981г. до
Р. Хр.), при первосвященнике Иасоне, когда много являлось отступников от
веры (1 Маккав. 1, 11; 2 Мак. IV, 7 - 20). Такое отступничество должно
было возбудить усиленную ревность в истинных поклонниках Иеговы. Со
времен Маккавеев особенно сильно стала расти ревность к обращению
язычников в иудейскую веру, и число П. стало умножаться. Так ,Иоанн
Страницы: «« « 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 2459 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |