Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457  2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467  » »»

Драматическая  поэма  Шелли  "Prometheus   unbound"   (1821)   -   "этот
увлекательный гимн к свободе в драматической форме" (Шерр) -  изображает
Прометея,  как  носителя  духовного  начала  и   разумной   свободы,   в
противоположность Зевсу, который  олицетворяет  собой  физический  закон
мира. П., по словам самого Шелли (Preface) -  тип  высшего  совершенства
нравственной  и  интеллектуальной  природы,  приводимой   к   лучшим   и
благороднейшим  целям   самыми   чистыми   и   истинными   побуждениями.
Демогоргон, свергающий в  конце  концов  Зевса  с  его  мирового  трона,
приводит  за  собой   век   свободы,   любви,   мягкости   (gentleness),
добродетели, мудрости, терпения: так,  благодаря  могучему  протесту  П.
миновало время деспотизма и  порабощения  духа.  Байроновский  П.  (лир.
стих. "Prometheus", 1816) - также воплощение высоких стремлений человека
к свободе, гордый и непримиримый  враг  тирании,  преступление  которого
было в том, что он старался уменьшать  сумму  человеческих  несчастий  и
возвышать человека. Из других поэтических произведений на эту тему можно
упомянуть еще трилогию "Promethee",  Эдгара  Кине  (1837),  и  драму  де
Сеневиля Минара (1843), "Promesthee Delivre". Кине и Менар изобразили  в
П. обновителя духовной жизни человечества (предшественника Христа).

   Литература. A. W. Schlegel, "Vorlesungen uber dramatische Kunst."  (1
т.); Blumner, "Die Idee des  Schicksals  in  den  Trag.  des  Aeschylus"
(Лпц.,  1814):  Weicker,   "Die   Aeschyleische   Trilogie   Prometheus"
(Дармштадт, 1824); G. Hermann, "De Aeschyli  Prometheo  Soluto"  (1828);
Toepelmann, "De Aeschyl. Prometheo" (Лпц., 1829);  J.  H.  Schmidt,  "De
"Pr. vincio" (Аугсбург, 1831); Heffter, " Prometheus"  ("Zeilschrift  f.
d. Alterw.", 1836, ј 53): Weiske, "Prometheus  und.  Sein  Mysthenkrels"
(Лпц.,  1842);  E.  v.  Lausaulx,  "Prometheus.  Der  Mythus  und  seine
Bedeutung" (Вюрнбург. 1843); G. Hermann, "De Prometheo Aeschyleo" (Лпц.,
1845); Schomann, "Uber den  Prometheus  des  Aeschylus"  ("Zeitschr.  f.
Alterw.", 1846, ј111), M. Carriere,  "Prometheus"  ("Deutsches  Museum",
1855,  ј  14);  Weicker,  "Griechische  Gotterlehre"  (II,  246  -  278,
Геттинген, 1859); Vischer, "Uber  die  Prometheustragodien  des  Aesch."
(Базель, 1859); Caesar, "Der Prometheus des Aeschylus" (Марбург,  1859);
Baudry, "Les Mylhes du feu et du breuvage releste" ("Revue  Germanique",
1861, p. 358);  Teuffel,  "Ueber  des  Aesch.  Prometheus  und  Orestie"
(Тюбинген, 1861); Markowitz, "De Aesch. Proinetheo" (Дюссельдорф, 1865);
Linzow, "Die Prometheussage"  ("Padag.  Arch.",  1.  866,  641  -  683):
Westphal, "Prolegomena zu AeschylusTragodien" (1869, p. 207. слл.);  Th.
Henry Martin, "La Prometheide" (Пар.,  1875);  Seelmann,  "De  Prometheo
Aeschyl." (Дессау, 1876), Patin, "Etudes sur les  tragiques  Grecs"  (I,
250 - 305. 1877); Herwig, "Das ethisch-religiose  Fundament  der  Aesch.
Tragodie" (Констанц, 1877); Holle, "Die Prometheussage"  (Берл.,  1879);
Eichhof, "Die Sage und Dichtung von  P."  (1879,  "Jahresbb.  f.  Klass.
Philol. u. Padag", 2 отд.); Flach, "Zur Prometheussage" (1881, "Jahresb.
f. Klass. Philol.", с. 817, слл.); Konitzer, "De fabulae  Prometheae  in
arte litterisque usu" (Галле, 1885); Decharme, "Mythologie de  la  Grece
antique" (1886, pp. 257 - 266); Kuhn, "Die Herabkunft des Feuers und des
Gottertranks"  (1886);  Schneider,  "Der   Prometheus   des   Aeschylos"
(Дуйсбург,  1889);  Wecklein,  "Aeschylus,  Prometheus"   (1893,   Лпц.;
введение); Preller, "Griechische Mythologie" (Б. 1894, pp.  91  -  102);
Weil, "La fable de Promethee", в его "Etudes sur le drame  Grec"  (Пар.,
1897).
   И. Обнорский.
   Промышленность. - Это слово употребляется в  более  широком  и  более
узком  смысле.  В  первом  смысле  под  ним   разумеют   вообще   всякую
хозяйственную деятельность человека,  которая  ведется  как  промысел  и
направлена на  создание,  преобразование  или  перемещение  материальных
предметов.    Таким    образом    говорят    о    добывающей,    горной,
сельскохозяйственной,  обрабатывающей  П.  В  более   тесном   и   более
употребительном смысле, промышленность обозначает обрабатывающую П.,  т.
е. переработку сырья в предметы,  годные  для  потребления.  В  этом  же
смысле употребляется и иностранное слово "индустрия". На  первоначальных
ступенях хозяйственного быта П. не обособляется  еще  от  других  сторон
экономической деятельности человека. При преобладании в древности и даже
в течение первой половины средних веков  натурального  хозяйства,  члены
семьи перерабатывали сырые  материалы  собственными  силами  или  трудом
рабов или крепостных (так наз. домашнее производство). По большей  части
эти изделия служили потребностям членов  того  же  хозяйства.  Только  в
немногих случаях более крупные  хозяйства  древности  и  средних  веков,
основанные на несвободном труде, занимались обработкой изделий  с  целью
продажи. Примером таких  промыслов  в  пределах  натурального  хозяйства
могут служить в древней Греции мастерские ламп, флейт, мечей,  шерстяных
тканей и др., в Риме - мастерские гончарных изделий, сукон.  Иногда  раб
или  крепостной  ремесленник  того  времени,  уплачивая   оброк   своему
господину, занимался производством изделий у  себя  на  дому  по  заказу
потребителей или же работал на дому у заказчика. Около половины  средних
веков происходит отделение П. от земледелия; оно возникает первоначально
в  городах,   отличавшихся   удобством   местоположения   и   сообщений,
безопасности от внешних нападений и пр. В результате  создается  впервые
вполне обособленная П. в форме городского ремесла. Это ремесло принимает
в средние века форму цеховой  П.  С  увеличением  сбыта  и  с  развитием
торгового оборота ремесло  все  более  специализируется;  прежние  цехи,
обрабатывавшие продукт во всех  его  стадиях  (напр.,  обработка  кож  и
выделка из них обуви, переработка металлов  в  разнообразные  предметы),
теперь распадаются на несколько цехов  (кожевенники  и  сапожники,  цехи
гвоздарей, ножевщиков,  шлемовщиков  и  т.  д.).  С  XVI  в.  начинается
дальнейшая эволюция ремесла. Возникают крупные государства, уничтожившие
внутренние заставы; благодаря новым географическим открытиям расширяется
международная  торговля,  появляются  крупные   ярмарки;   с   развитием
разделения занятий денежное хозяйство приобретает все большее  значение.
В результате район сбыта ремесленных изделий стал шире. Цеховые мастера,
сбывавшиe  прежде  свои  продукты  на  местном  рынке,   теперь   должны
отправляться  нередко  в  далекие  местности,   на   ярмарки   в   чужие
государства, так как их специальное производство  (напр.,  ножей,  шпор,
игрушек и т. д.) не могло найти себе сбыт в узких пределах города и  его
окрестностей. Далекие поездки требовали  больших  издержек  и  часто  не
окупались. Поэтому ремесленники поручают сбыт своих  изделий  одному  из
товарищей или кому-либо из  купцов,  отправлявшихся  в  далекие  страны.
Постепенно   эти   лица   приобретают   торговый    навык,    становятся
исключительными   посредниками   между   ремесленниками    и    далекими

Страницы: «« « 2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457  2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь