|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 » »» больше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не ex
cathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, и
проповедь его не часть богослужения церковного, а частное личное
отправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренных
надобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах и
лицам, не имеющим священства, но имеющим достаточный
богословско-образовательный ценз, каковы ,например, готовящиеся к
священству студенты духовных академий и семинарий.
Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении в
проповеднической практике церкви - о сказывании П. в храме мирянами. Это
исключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешению
местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и
руководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и
готовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволил
проповедывать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас в
России митрополит московский поручил объяснение катехизиса на литургии
юноше-студенту Левшину (впоследствии - митрополит московский Платон);
его преемник - студенту Дроздову (впоследствии - митрополит московский
Филарет). Основание для подобных исключений, равно как для
существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая
поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь,
произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можно
находить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому
служению в составлении и произношении П., о каковом обычае
свидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского "Об образе св.
Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на Востоке
в IV в." Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения в
проповедничестве, которым, впрочем, не присваивалось названия П. (logoV
wmilia), замененное названием EkjrasiV: (собеседование), введены были в
христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, по
подражению языческим риторическим школам. В этом же обычае древних
церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, по
которому профессоры киевской акад. из мирян произносят П. в храмах на
так назыв. пассиях, вечерних богослужениях двух недель великого поста.
Подробнее см. "Гомилетика", Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов,
"Учение о существе или природе христианской литургийной П." (СПб.,
1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885).
Н. Б - в.
Просвещение (Aufklarung) - культурно- исторический термин, которым
обозначается преимущественно умственное движение на зап. Европы в XVIII
в. (siecle des lumieres). В связи с этим термином стоят другие, каковы:
просветители, просветительная литература, просвещенный (или
просветительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение
"философия ХVIII века". В истории нового времени П. принадлежит очень
важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV -
XV веков , как чисто светского культурного направления,
характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к
традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной
реформации и католической реакции, когда в жизни Зап. Европы снова взяли
перевес теологические и церковные начала. П. является продолжением
традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и
рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он
унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим
удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П.
наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил свое
развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной
эпохи и началом так называемой "естественной религии", которую
проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника
просветительной литературы XVIII в., можно смотреть на Локка. Подобно
гуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный и
национальный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получила
французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескье,
Руссо, Дидро и др. писателей . Общая их черта - господство рационализма,
направившего свою критику во Франции на вопросы политического и
социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были
более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основным
стремлением П. было найти путем деятельности человеческого разума
естественные принципы человеческой жизни (естественная религия,
естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов
и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал
подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически
существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное
право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые
должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный абсолютизм
и французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себя
реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому
теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению
исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у
идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного
характера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту
("Beantwortung der Frage: was ist Aufklarung?", 1784). П. не есть замена
одних догматических идей другими догматическими же идеями, а
самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению
просветительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср.
Геттнер, "История всеобщей литературы ХVIII в."; Laurent, "La
philosophie du XVIII siecle et le christianisme"; Lanfrey, "L'eglise et
la philosophie du XVIII siecle"; Stephen, "History of english thought in
the XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche und
gesellige Zustande" и др.
Я. К.
Просвирняк, просвирник - русское название нескольких родов сем.
мальвовых, основанное на виде плода. Так, П. зовут род Lavatera Tourn.,
отличающийся от рода Malva L. только сростным, 3-раздельным подчашием,
L, thuringiaca L. - рожа собачья или полевая, кукольник - многолетнее
растение с нижними 5-лопастными и верхними 8-лопастными листьями и
довольно крупными розовыми цветами; распространено в южной и средней
России, севернее иногда встречается занесенным. L. trimestris L.
однолетнее растение с розовыми или белыми цветами; иногда разводится в
цветниках.
В. Тр.
Страницы: «« « 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |