Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2452   2453   2454   2455   2456   2457   2458   2459   2460  2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470  » »»

больше в силу своей богословской компетенции; здесь  он  говорит  не  ex
cathedra, голос его здесь не  непосредственный  голос  самой  церкви,  и
проповедь  его  не  часть  богослужения  церковного,  а  частное  личное
отправление  им  своей  пастырской  обязанности.  Поэтому  в  экстренных
надобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах и
лицам,    не    имеющим    священства,    но     имеющим     достаточный
богословско-образовательный  ценз,  каковы  ,например,   готовящиеся   к
священству студенты духовных академий и семинарий.
   Следует   упомянуть   также   об   одном   чрезвычайном   явлении   в
проповеднической практике церкви - о сказывании П. в храме мирянами. Это
исключение из общего правила делается иногда, по  особенному  разрешению
местного епископа, под  его  непосредственным  и  ближайшим  надзором  и
руководством,  для  лиц,  выдающихся  проповедническими  дарованиями   и
готовящихся к священному сану.  В  III  веке  местный  епископ  позволил
проповедывать мирянину Оригену ради  его  великих  дарований.  У  нас  в
России митрополит московский поручил объяснение катехизиса  на  литургии
юноше-студенту Левшину (впоследствии -  митрополит  московский  Платон);
его преемник - студенту Дроздову (впоследствии -  митрополит  московский
Филарет).   Основание   для   подобных   исключений,   равно   как   для
существовавшего  в  русских  духовных  академиях  и  семинариях   обычая
поручать ученикам старших  классов,  для  того  посвященным  в  стихарь,
произносить свои опыты П. в академических и семинарских  церквах,  можно
находить в обычае древней церкви  упражнять  готовящихся  к  пастырскому
служению  в  составлении   и   произношении   П.,   о   каковом   обычае
свидетельствует одно  слово  св.  Астерия  Амасийского  "Об  образе  св.
Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на  Востоке
в IV в." Н. И.  Барсова,  Харьков,  1888).  Эти  школьные  упражнения  в
проповедничестве, которым, впрочем, не присваивалось названия П.  (logoV
wmilia), замененное названием EkjrasiV: (собеседование), введены были  в
христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий,  по
подражению языческим риторическим  школам.  В  этом  же  обычае  древних
церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай  Киева,  по
которому профессоры киевской акад. из мирян произносят П.  в  храмах  на
так назыв. пассиях, вечерних богослужениях двух недель  великого  поста.
Подробнее см. "Гомилетика", Я. К.  Амфитеатрова  (Киев,  1857);  Барсов,
"Учение о существе  или  природе  христианской  литургийной  П."  (СПб.,
1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885).
   Н. Б - в.
   Просвещение (Aufklarung) - культурно-  исторический  термин,  которым
обозначается преимущественно умственное движение на зап. Европы в  XVIII
в. (siecle des lumieres). В связи с этим термином стоят другие,  каковы:
просветители,    просветительная    литература,    просвещенный     (или
просветительный) абсолютизм.  Как  синоним  П.  употребляется  выражение
"философия ХVIII века". В истории нового времени  П.  принадлежит  очень
важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма  XIV  -
XV   веков   ,   как   чисто    светского    культурного    направления,
характеризующегося притом индивидуализмом  и  критическим  отношением  к
традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи  гуманизма  эпохой  религиозной
реформации и католической реакции, когда в жизни Зап. Европы снова взяли
перевес теологические  и  церковные  начала.  П.  является  продолжением
традиций  не  только  гуманизма,  но  и  передового   протестантизма   и
рационалистического  сектантства  XVI  и  XVII  вв.,   от   которых   он
унаследовал идеи политической свободы и свободы  совести.  С  наибольшим
удобством  переход  от  идей  реформационной  эпохи  к  идеям  эпохи  П.
наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в.,  когда  получил  свое
развитие деизм, бывший завершением религиозной  эволюции  реформационной
эпохи  и  началом  так  называемой   "естественной   религии",   которую
проповедовали просветители XVIII в. В частности, как  на  родоначальника
просветительной литературы XVIII в., можно смотреть  на  Локка.  Подобно
гуманизму и протестантизму, и П. в разных  странах  получало  местный  и
национальный характер. Общеевропейское  значение  в  XVIII  в.  получила
французская  просветительная  литература  в  лице  Вольтера,  Монтескье,
Руссо, Дидро и др. писателей . Общая их черта - господство рационализма,
направившего  свою  критику  во  Франции  на  вопросы  политического   и
социального характера, тогда как немецкие просветители этой  эпохи  были
более заняты разрешением  вопросов  религиозных  и  моральных.  Основным
стремлением  П.  было  найти  путем  деятельности  человеческого  разума
естественные  принципы   человеческой   жизни   (естественная   религия,
естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов
и  т.  п.).  С  точки  зрения  таких  разумных  и   естественных   начал
подвергались  критике   все   исторически   сложившиеся   и   фактически
существовавшие формы и отношения (положительная  религия,  положительное
право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые
должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный  абсолютизм
и французская революция).  В  начале  XIX  в.  П.  вызвало  против  себя
реакцию,  которая,  с  одной  стороны,  была  возвращением   к   старому
теологическому  миросозерцанию,  с  другой  -  обращением   к   изучению
исторической  деятельности,  которая  была  в  большом  пренебрежении  у
идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного
характера П. Из этих попыток наиболее  замечательная  принадлежит  Канту
("Beantwortung der Frage: was ist Aufklarung?", 1784). П. не есть замена
одних  догматических  идей   другими   догматическими   же   идеями,   а
самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению
просветительство. Историческая  литература  о  П.  весьма  обширна.  Ср.
Геттнер,  "История  всеобщей  литературы   ХVIII   в.";   Laurent,   "La
philosophie du XVIII siecle et le christianisme"; Lanfrey, "L'eglise  et
la philosophie du XVIII siecle"; Stephen, "History of english thought in
the XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands  geistige,  sittliche  und
gesellige Zustande" и др.
   Я. К.
   Просвирняк, просвирник  -  русское  название  нескольких  родов  сем.
мальвовых, основанное на виде плода. Так, П. зовут род Lavatera  Tourn.,
отличающийся от рода Malva L. только сростным,  3-раздельным  подчашием,
L, thuringiaca L. - рожа собачья или полевая,  кукольник  -  многолетнее
растение с нижними  5-лопастными  и  верхними  8-лопастными  листьями  и
довольно крупными розовыми цветами; распространено  в  южной  и  средней
России,  севернее  иногда  встречается  занесенным.  L.  trimestris   L.
однолетнее растение с розовыми или белыми цветами; иногда  разводится  в
цветниках.
   В. Тр.

Страницы: «« « 2452   2453   2454   2455   2456   2457   2458   2459   2460  2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь