|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 » »» изображением креста. Такой вид П. имела уже в IV в., о чем ясно говорит
Епифаний Кипрский. Север Александрийский называет просфоры кружками,
автор "Разговоров", изданных под именем св. Цезария, выражается, что
тело И. Христа, его органы и члены; находятся на небе, а на алтаре
имеется - "круг". Григорий Вед. называет эти хлебы коронами. Сурий, в
жизнеописании св. Отлиара (VIII в.), говорит, что когда открыли могилу
этого святого, то нашли у него под головою маленькие хлебы в виде
кружков (panis rotularis). О церкви восточной также известно, что в ней
П. имела вид кружка с изображением креста. У сирийцев и египтян печать
евхаристийного хлеба представляла нисколько больших (по средине) и много
маленьких изображений креста в форме decussata-X, нередко с надписью
кругом agioV iscuroVa. Такие же изображения встречаются сначала и в
западной церкви- с крестами + и X. Были приносимы евхаристийные хлебы с
печатью приносившего лица. В нынешнем столетии в катакомбах Рима была
найдена (Rossi, Bullet, 1865 г.) печать назначенная, судя по всем
данным, для оттисков на евхаристийных хлебах: на ней значатся слова:
Eulogia Euporiw (Евпорий - имя приносителя). На Западе очень рано стали
заботиться о том, чтобы евхаристийные хлебы были возможно меньшого
объема. Один из соборов толедских уже узаконяет mоdica oblata. Для этой
цели, по словам Мабильона ("De azymo"), была изобретена еще до XII века
где-то на Западе железная машинка, дававшая определенный размер и вид
евхаристийному хлебу, доведенному в течение времени до вида нынешних
католических облаток. Такая операция возможна была только над хлебом
пресным (опресники), но не над квасным, подымающимся и увеличивающимся в
объеме во время печения, почему она и не могла распространиться на
Востоке, где евхаристийный хлеб употреблялся только квасный. Имея везде
вид круга, евхаристийный хлеб отличался в разных местах различными
деталями фермы, почему арльский собор (еще в VI в.) постановил, чтобы
внешний видь евхаристийного хлеба был совершенно одинаков во всех
церквах целой провинции. Изготовлением облаток для евхаристии на Западе
занимались монахи в м-рях, при пении свящ. песней. Это производство в
XIV в. описано подробно у Мартена ("De antiquis mouachor. ritibus". II,
8). У Сирмонда ("Disquisitio de azymo", П., 1651) собраны образцы
печатей на евхаристийных хлебах у греков, сирийцев, александрийцев и в
западных церквах. В православной церкви просфора ныне состоит из двух
наложенных один на другой кружков, из которых на верхнем имеется
упомянутая выше древнейшая печать, изображающая четырехконечный крест. В
виде исключения, высшею властью разрешается некоторым церквам особенно
монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с
изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен
храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб. имеет для просфор печать
с изображением Преображения Господня и т. п.). Для единоверческих
церквей дозволена печать с осьмиконечным крестом. Просфоры должны быть
изготовляемы из лучшей пшеничной (а отнюдь не другой какой-либо) муки,
замешаны на чистой воде, а не на молоке, без всякой примеси, не должны
быть помазываемы чем-либо, напр. маслом или яйцами, должны быть сделаны
из квасного теста, а не из пресного; чтобы не были черствые или
"зацвелые", т. е. начавшие плесневеть. Для прихожан, желающих принести
от себя просфору на проскомидию о здравии или молитве о своих присных,
просфоры продаются в церкви же перед литургией.
Н. Б-е.
Протагор из Абдеры (480-411)- один из главнейших софистов. Для
успешности практических занятий риторикой, составлявшей для него, как и
для всех софистов, главную задачу, он считал необходимым и теоретическое
изучение языка, и мышления. В своих не дошедших до нас книгах по
грамматике он разбирал вопросы о надлежащем употреблении различных
элементов и форм речи, а в соч. по логике, если верить сообщению Диогена
Лаэрэтя (IX кн.), он первый исследовал способы доказательств. Впрочем.
по свидетельству Аристотеля (Rhetor. П.) цель всех этих изучений
состояла в том, чтобы "худшее рассуждение сделать лучшим". Такая цель
имела принципиальное оправдание в субъективизме П., выраженном в его
знаменитой формуле; что "человек (в смысле каждого лица) есть мера всех
вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии". Для обоснования такого
принципа Н. примыкает к философии Гераклита, указывавшего на непрерывную
подвижность или текучесть всего существующего. В действительности нет
никаких пребывающих вещей и постоянных определенных свойств; а только
безостановочное движение и изменение. Те ощущения, в которых нам дается
все для нас существующее и вне которых мы ничего не знаем, суть лишь
моменты встречи двух движений: от ощущаемого и от ощущающего. Из
различия в скорости этих движений происходят различия и в качествах
ощущений, а следовательно, и все разнообразное содержание душевной жизни
и внешнего мира, ибо как душа сводится всецело к ощущениям; так и все
вещи дают нам о себе знать лишь в ощущении как действительном
соотношении внешнего движения с внутренним. Если таким образом ничто нам
доступное не существует само по себе, то нет смысла говорить и о том,
что хорошо, или справедливо само по себе. Противоречащее этому указание
П., что правда и стыд суть общий дар богов, которым снабжены все люди,
имело, очевидно, лишь риторический характер. Более серьезно и согласно с
точкою зрения П. его заявление, что он ничего не знает о богах,
приводимая же им причина этого незнания: "по неясности предмета и
краткости человеческой жизни" - имеет опять житейски-разговорный, а не
философский характер. Учение П. вдвойне неудовлетворительно:
принципиальное отрицание всего, кроме единичных или моментальных
чувственных состояний в их данной наличности, во-первых, не проведено до
конца теоретически, оставлены несогласные с принципом догматические
понятия внешнего движения, как чего-то объективно существующего, затем -
воспринимающего, или ощущающего субъекта, а также тех чувственных
органов, от которых идет другое движение навстречу внешнему, -все это
величины постоянные, обуславливающие собою данные наличные чувственные
состояния, но не сводимые на них без логического остатка; а с другой
стороны принцип чувственной наличности, очевидно, не дает основания и
объяснения ни для какой связной и систематической деятельности, хотя бы
такой, которою занимались софисты, ибо всякая такая деятельность, кроме
пребывающего единства сознания, заключает в себе еще свойства
предусмотрительности и целесообразности, не сводимые к наличности
чувственных процессов. П., занимаясь за плату публичным и частным
преподаванием всякой "мудрости", разъезжал по всем греческим городам
Европы и Азии и много раз был в Афинах, где в 411 г., во время
реакционного правления "четырехсот", был обвинен в атеизме; из опасения
уголовного приговора спеша удалиться в Сицилию, он дорогою случайно
Страницы: «« « 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |