Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2455   2456   2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463  2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473  » »»

изображением креста. Такой вид П. имела уже в IV в., о чем ясно  говорит
Епифаний Кипрский. Север  Александрийский  называет  просфоры  кружками,
автор "Разговоров", изданных под именем  св.  Цезария,  выражается,  что
тело И. Христа, его органы и члены;  находятся  на  небе,  а  на  алтаре
имеется - "круг". Григорий Вед. называет эти хлебы  коронами.  Сурий,  в
жизнеописании св. Отлиара (VIII в.), говорит, что когда  открыли  могилу
этого святого, то нашли у  него  под  головою  маленькие  хлебы  в  виде
кружков (panis rotularis). О церкви восточной также известно, что в  ней
П. имела вид кружка с изображением креста. У сирийцев и  египтян  печать
евхаристийного хлеба представляла нисколько больших (по средине) и много
маленьких изображений креста в форме  decussata-X,  нередко  с  надписью
кругом agioV iscuroVa. Такие же  изображения  встречаются  сначала  и  в
западной церкви- с крестами + и X. Были приносимы евхаристийные хлебы  с
печатью приносившего лица. В нынешнем столетии в  катакомбах  Рима  была
найдена (Rossi, Bullet,  1865  г.)  печать  назначенная,  судя  по  всем
данным, для оттисков на евхаристийных хлебах:  на  ней  значатся  слова:
Eulogia Euporiw (Евпорий - имя приносителя). На Западе очень рано  стали
заботиться о том,  чтобы  евхаристийные  хлебы  были  возможно  меньшого
объема. Один из соборов толедских уже узаконяет mоdica oblata. Для  этой
цели, по словам Мабильона ("De azymo"), была изобретена еще до XII  века
где-то на Западе железная машинка, дававшая определенный  размер  и  вид
евхаристийному хлебу, доведенному в течение  времени  до  вида  нынешних
католических облаток. Такая операция возможна  была  только  над  хлебом
пресным (опресники), но не над квасным, подымающимся и увеличивающимся в
объеме во время печения, почему  она  и  не  могла  распространиться  на
Востоке, где евхаристийный хлеб употреблялся только квасный. Имея  везде
вид круга, евхаристийный  хлеб  отличался  в  разных  местах  различными
деталями фермы, почему арльский собор (еще в VI  в.)  постановил,  чтобы
внешний видь  евхаристийного  хлеба  был  совершенно  одинаков  во  всех
церквах целой провинции. Изготовлением облаток для евхаристии на  Западе
занимались монахи в м-рях, при пении свящ. песней.  Это  производство  в
XIV в. описано подробно у Мартена ("De antiquis mouachor. ritibus".  II,
8). У Сирмонда  ("Disquisitio  de  azymo",  П.,  1651)  собраны  образцы
печатей на евхаристийных хлебах у греков, сирийцев, александрийцев  и  в
западных церквах. В православной церкви просфора ныне  состоит  из  двух
наложенных один  на  другой  кружков,  из  которых  на  верхнем  имеется
упомянутая выше древнейшая печать, изображающая четырехконечный крест. В
виде исключения, высшею властью разрешается некоторым  церквам  особенно
монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с
изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен
храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб. имеет для просфор  печать
с изображением  Преображения  Господня  и  т.  п.).  Для  единоверческих
церквей дозволена печать с осьмиконечным крестом. Просфоры  должны  быть
изготовляемы из лучшей пшеничной (а отнюдь не другой  какой-либо)  муки,
замешаны на чистой воде, а не на молоке, без всякой примеси,  не  должны
быть помазываемы чем-либо, напр. маслом или яйцами, должны быть  сделаны
из квасного теста,  а  не  из  пресного;  чтобы  не  были  черствые  или
"зацвелые", т. е. начавшие плесневеть. Для прихожан,  желающих  принести
от себя просфору на проскомидию о здравии или молитве о  своих  присных,
просфоры продаются в церкви же перед литургией.
   Н. Б-е.
   Протагор из  Абдеры  (480-411)-  один  из  главнейших  софистов.  Для
успешности практических занятий риторикой, составлявшей для него, как  и
для всех софистов, главную задачу, он считал необходимым и теоретическое
изучение языка, и мышления.  В  своих  не  дошедших  до  нас  книгах  по
грамматике он  разбирал  вопросы  о  надлежащем  употреблении  различных
элементов и форм речи, а в соч. по логике, если верить сообщению Диогена
Лаэрэтя (IX кн.), он первый исследовал способы  доказательств.  Впрочем.
по  свидетельству  Аристотеля  (Rhetor.  П.)  цель  всех  этих  изучений
состояла в том, чтобы "худшее рассуждение сделать  лучшим".  Такая  цель
имела принципиальное оправдание в субъективизме  П.,  выраженном  в  его
знаменитой формуле; что "человек (в смысле каждого лица) есть мера  всех
вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии". Для обоснования такого
принципа Н. примыкает к философии Гераклита, указывавшего на непрерывную
подвижность или текучесть всего существующего.  В  действительности  нет
никаких пребывающих вещей и постоянных определенных  свойств;  а  только
безостановочное движение и изменение. Те ощущения, в которых нам  дается
все для нас существующее и вне которых мы ничего  не  знаем,  суть  лишь
моменты встречи  двух  движений:  от  ощущаемого  и  от  ощущающего.  Из
различия в скорости этих движений  происходят  различия  и  в  качествах
ощущений, а следовательно, и все разнообразное содержание душевной жизни
и внешнего мира, ибо как душа сводится всецело к ощущениям;  так  и  все
вещи  дают  нам  о  себе  знать  лишь  в  ощущении  как   действительном
соотношении внешнего движения с внутренним. Если таким образом ничто нам
доступное не существует само по себе, то нет смысла говорить  и  о  том,
что хорошо, или справедливо само по себе. Противоречащее этому  указание
П., что правда и стыд суть общий дар богов, которым снабжены  все  люди,
имело, очевидно, лишь риторический характер. Более серьезно и согласно с
точкою зрения П.  его  заявление,  что  он  ничего  не  знает  о  богах,
приводимая же им  причина  этого  незнания:  "по  неясности  предмета  и
краткости человеческой жизни" - имеет опять житейски-разговорный,  а  не
философский   характер.   Учение   П.    вдвойне    неудовлетворительно:
принципиальное  отрицание  всего,  кроме  единичных   или   моментальных
чувственных состояний в их данной наличности, во-первых, не проведено до
конца теоретически,  оставлены  несогласные  с  принципом  догматические
понятия внешнего движения, как чего-то объективно существующего, затем -
воспринимающего,  или  ощущающего  субъекта,  а  также  тех  чувственных
органов, от которых идет другое движение навстречу  внешнему,  -все  это
величины постоянные, обуславливающие собою данные  наличные  чувственные
состояния, но не сводимые на них без логического  остатка;  а  с  другой
стороны принцип чувственной наличности, очевидно, не  дает  основания  и
объяснения ни для какой связной и систематической деятельности, хотя  бы
такой, которою занимались софисты, ибо всякая такая деятельность,  кроме
пребывающего  единства  сознания,  заключает   в   себе   еще   свойства
предусмотрительности  и  целесообразности,  не  сводимые  к   наличности
чувственных процессов.  П.,  занимаясь  за  плату  публичным  и  частным
преподаванием всякой "мудрости", разъезжал  по  всем  греческим  городам
Европы и Азии и много  раз  был  в  Афинах,  где  в  411  г.,  во  время
реакционного правления "четырехсот", был обвинен в атеизме; из  опасения
уголовного приговора спеша удалиться  в  Сицилию,  он  дорогою  случайно

Страницы: «« « 2455   2456   2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463  2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь