Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455  2456   2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465  » »»

устройстве их особенно озаботилась Великобритания. Благодаря им и своему
флоту, она господствует над движением в проливах, берега которых было бы
трудно или бесполезно укреплять, напр.,  над  Гибралтарским  проливом  -
посредством Гибралтара, над П.  Баб-ель-Мандеб  -  посредством  Адена  и
Перима и т. д.  Вблизи  П.  часто  возникали  большие  торговые  города.
Существует мнение, что вообще такое положение благоприятно для  торговли
(Константинополь, Копенгаген);  но  для  того  нужно  еще  много  других
условий. В Гибралтарском П., напр., нет  большого  города,  а  вблизи  -
только Кадис, торговля которого не имеет ничего общего с проходящими  по
П. судами; в Суэцком  канале  -  искусственном  проливе,  через  который
проходит огромное количество судов - нет  крупного  города,  а  торговля
недалекой от него Александрии -  важнейшей  гавани  Египта  -  не  имеет
ничего общего с движением на дальний Восток через Суэцкий  канал.  Точно
так же никто, кроме местных жителей, не предполагает, чтобы на Панамском
канале должен был возникнуть большой город.
   А. В.
   Пролог -  часть  драмы.  В  греческой  трагедии  под  этим  названием
разумелась часть пьесы, предшествующая первой  песне  хора,  пароду.  П.
Эсхила и Софокла  прямо  указывают  на  то  положение  действующих  лиц,
развитие которого является содержанием драмы. Они органически  входят  в
действие и соединяют в себе все  условия  драмы,  как  по  отношениям  и
настроениям  лиц,  участвующих  в  них,  так  и   по   форме   изложения
(обыкновенно -  диалог).  У  Еврипида  в  П.  дается  сухое  и  холодное
изложение событий,  предшествующих  началу  драматического  действия,  а
иногда и указание на развязку пьесы. Форма изложения в П.  Еврипида,  по
большей части, монологическая и притом от лица какого-нибудь божества. В
древнейшей  римской  комедии  П.  представлял  собой  более  или   менее
подробное изложение сюжета, точки его отправления  и  развития.  Нередко
сюда же присоединялась просьба к зрителям о ласковом приеме актеров.  Во
время  Теренция  основанием  пролога  служило  воззвание  о   милостивом
внимании к автору, или к распорядителю спектакля, или к тому  и  другому
вместе. Здесь помещались и нападки на  литературных  противников  поэта.
Дошедшие до нас П. комедий Плавта не принадлежат ему; они  написаны  для
посмертных     представлений     и     отличаются     многословием     и
бессодержательностью.
   А. М - н.
   В средневековой мистерии П. переходил в  проповедь  или  молитву.  П.
одной moralite  начала  XVI  в.  сообщает,  как  автор,  перенесенный  в
преддверие ада,  подслушал  разговор  Сатаны  с  Люцифером  о  средствах
соблазнить людей: его пьеса разоблачит  происки  нечистого.  У  англичан
название П. носил иногда  актер,  который,  выходя  на  авансцену  перед
опущенным занавесом, произносил  монолог  в  виде  личного  обращения  к
зрителям. У Шекспира в роли П. выступает то хор,  то  (в  "Генрихе  IV")
"молва", вся покрытая нарисованными  языками.  Характер  монолога  имеют
также П. Мольера  к  "Амфитриону"  и  "Мнимому  больному",  Расина  -  к
"Эсфири" (П. - Piete) и т.  д.  Но  уже  у  итальянских  комедиантов  П.
является в виде сцены, напр. между директором театра и  актером:  прием,
употребленный Г„те в одном из прологов к  "Фаусту".  Под  пером  Г„те  и
Шиллера (П. к "Лагерю  Валленштейна")  П.  становится  содержательной  и
интересной в теоретическом отношении формой. Поэт то  переносит  зрителя
путем П. в  ту  атмосферу,  в  которой  развивается  интрига  драмы,  то
приводит ее в связь с высшими началами, правящими жизнью, и тем сообщает
личной драме широкий, универсальный смысл. Таковы П. на небе к "Фаусту",
П. "Дон Жуан" Толстого: они не столько подготавливают  будущие  события,
сколько  освещают  их,  раздвигают  сцену,  перенося  мысль  зрителя  от
реального мира, изображенного здесь, к его сверхчувственным основам. Как
подражание драме и в эпических произведениях (больших поэмах и  романах)
вступительная часть, рассказывающая о событиях, предшествовавших  началу
главного произведения, называется прологом.
   Ар. Г Прометей (PromhJeuV, Prometheus) - в  греческой  мифологии  сын
титана Иапета и Климены (по др. Азии, Фемиды), или Урана и Климены,  или
Эвримедонта и Геры, брат Атланта, Менойтия, Эпиметея, супруг Гезионы (по
др. Аксиофеи, Пандоры), отец Девкалиона, Геллена, Лика,  Химерея.  П.  в
первоначальных представлениях - космическое божество  огня,  родственное
Гефесту (PurjoroV JeoV); так, в Афинах он почитался совместно с Гефестом
и Афиной в академии (между Колоном и столицей), где в честь  него  стоял
алтарь и  статуя  рядом  со  статуей  Гефеста;  тут  же  ,возле  статуй,
находился их общий жертвенник. Уже рано в мифах и  сказаниях  на  первый
план  выступает  этическое  значение  П.;  оценив  важность   огня   как
необходимого фактора культуры, древние греки приписали появление его  на
земле "промыслителю" своему -  П.,  который  с  этого  времени  сделался
гением человечества, духовным его просветителем  и  учителем.  Некоторые
(Kuhn, Baudry, Decharme, Wecklein)  считают  мифологическое  имя  П.  не
специально греческими, а  индо-германским,  сближая  слово  PromhJeuV  с
санскритским pramathyus (=тот, кто трет - подраз. дерево  о  дерево  для
добывания огня) и pramantha (= палка, которую вращали  в  ступице  диска
для извлечения огня).  По  такому  представлению  П.  первоначально  был
виновником появления огня на  земле  посредством  pramantha  -  атрибут,
которому в греческом мифе  соответствует  narJhx(=ferula,  шпильник),  в
стволе которого П. перенес огонь с неба. На это сопоставление указывает,
между  прочим,  прозвище  индийского  бога   Агни-Прамати   и   название
Турийского  Зевса  -  PromanJeuV.Как  бы  то  ни  было,   греческий   П.
гесиодовских  и  позднейших   сказаний   -   благодетель   человечества,
олицетворение человека во всеоружии  его  духовных  даров,  -  человека,
ищущего совершенства, истины,  бессмертия  и  дерзающего  поравняться  в
своем духовном совершенстве с богами. Он  -  тип  человека  в  борьбе  с
природой.  противопоставляющего  ее  титаническим,  слепым   силам   ум,
хитрость, изобретательность.  Гесиодовские  сказания  о  П.  сводятся  к
следующему. Когда боги уславливались с людьми в  Меконе  (у  Сикиона)  о
том, какие почести должны воздаваться им, богам, П.. как посредник между
обеими сторонами и промыслитель человеческого рода, разделил  жертвенное
животное на две половины: мясные части и съедобные внутренности завернул
в шкуру, а кости и  худшие  остатки  покрыл  жиром,  полагая,  что  боги
выберут ту  часть,  которая  с  виду  пожирнее.  Зевс,  однако,  заметил
хитрость,  но   желая   иметь   предлог   для   наказания   ненавистного
человечества, выбрал худшую часть в жертву, и за это лишил  людей  огня.
Возникло, таким образом, сказание из попытки объяснить обычай  сожигания
в жертву богам худших частей животного; последующее поколение увидело  в
этом обычае оскорбление божества и приписало его мятежнику П., с  именем
которого вообще связывается установление жертв. Когда люди остались  без

Страницы: «« « 2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455  2456   2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь