Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456  2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466  » »»

огня, заступник их П. похитил его с очага  Зевса  (по  др.  с  солнечной
колесницы или из лемносского горна Гефеста) и перенес к людям  в  стволе
narJhx›a. За это Зевс решил отомстить людям созданием женщины  (Пандоры;
см.),  которая  вместе  с  Эпиметеем,  недальновидным  братом  П.,  была
виновницей всех человеческих бед и напастей,  а  П.  приковал  к  столбу
(Гесиод, "Qeogonia" и "Eria kai ›Hmerai"). Однако, позднее суждено  было
П. примириться с Зевсом через Геракла, который убил  орла,  прилетавшего
днем клевать печень П., и освободил страдальца. В Афинах  в  честь  него
был установлен праздник
   -  PromhJeia  с  факельным   бегом   (lampadhjoria,   lampadhdromia),
символизировавшим собою распространение  священного  огня  среди  людей.
Священный огонь возжигался на жертвеннике в академии и должен  был  быть
как можно  скорее  (отсюда  факельный  бег)  донесен  до  города,  чтобы
заменить собой оскверненный употреблением старый огонь. В литературе миф
о П. был излюбленным  сюжетом  древнего  и  нового  времени,  начиная  с
Эсхила, который первый увековечил идею П. мифа в  своей  трилогии  (быть
может, тетралогии - "PromhJeuV"), состоявшей из  трех  драм:  "PromhJeuV
DesmwthV"  (Прикованный  П),  "P.  loomenoV"  (Освобожденный  П.),   "P.
purjoroV"  (П.  огненосец)  и,  быть  может,  сатирической  драмы   ("P.
purcaeuV?"). До нас дошла одна  из  упомянутых  драм  -  "P.  DesmwthV".
Содержанием ее является наказание П. за похищение огня и самоотверженная
борьба его  с  неумолимо  суровым  Зевсом,  который,  олицетворяя  собой
мировой порядок, только что водворенный с низвержением титанов,  жестоко
наказывает  ослушника  своей  воли,  низвергая  его  в  конце  пьесы   в
преисподнюю вместе со скалой, к которой он был прикован. По Эсхилу, П. -
сын Фемиды,  титан,  первоначально  враг  Зевса.  Однако,  заметив,  что
хитростью и умом легче обеспечить себе победу, чем грубой силой, он,  не
будучи в состоянии убедить в этом братьев-титанов,  перешел  на  сторону
Зевса. Когда в борьбе с Кроносом  Зевс  вышел  победителем,  он  захотел
ознаменовать начало своей власти созданием  нового  человеческого  рода.
Тогда П., гений существовавшего человеческого  рода,  вступился  за  его
судьбу и передал ему с  огнем  ум,  изобретательность,  хитрость  -  для
борьбы с природой. Оскорбленный этим, Зевс решается  наказать  ослушника
своей воли и приказывает своим слугам - мощи и силе (KratoV и Bia)  -  с
помощью  Гефеста  приковать  мятежника  к  скале  в  Скифии  близ  моря.
Прикованный П. жалуется на жестокость и неблагодарность своего  мучителя
- Зевса, который, забыв оказанные им,  П.,  услуги  во  время  борьбы  с
титанами, теперь обрек своего прежнего союзника на долгие муки, и притом
за  содеянное  людям  добро.  Дочери  Океана  (хор)   приходят   утешать
страдальца и вместе с ним жалуются на жестокость Зевса.  Но  у  П.  есть
средство отомстить Зевсу: он знает от матери Фемиды  тайну,  от  которой
зависит судьба олимпийского владыки, и в сохранении этой тайны от  Зевса
видит средство заставить его смириться. Появление скиталицы Ио и рассказ
ее о своих страданиях, виновником которых был тот  же  Зевс,  еще  более
возбуждают  против  него  П.  Когда  приходит  вестник  Зевса  Гермес  с
требованием открыть  умалчиваваемую  тайну,  П.  решительно  и  надменно
отказывается сделать это. Тогда Зевс посылает гром и землетрясение и  П.
вместе со скалой,  к  которой  был  прикован,  проваливается  в  бездну.
Сюжетом следующей,  не  дошедшей  до  нас  драмы,  "P.  loomenoV",  было
примирение Зевса и П. После долгих мучений  под  землей,  П.  вместе  со
скалой опять очутился на земле, среди  Кавказских  гор.  Продолжительные
страдания измучили его: он ждет только одной  смерти.  Не  довольствуясь
этими страданиями узника, Зевс придумал новую пытку: он  послал  коршуна
(орла, который прилетал через день клевать  печень  П.,  как  вместилище
дурных страстей и желаний, и давал на день  отдых  страдальцу  лишь  для
того, чтобы исклеванная печень могла  снова  вырасти.  Но  вот  является
Геракл-освободитель и убивает коршуна. Тогда же приходят к П. получившие
свободу и примирившиеся с  Зевсом  титаны  и  убеждают  П.  смириться  и
открыть тайну  Зевса.  Так  закончилась  долгая  борьба  человечества  с
богами.  П.  был  освобожден  от  оков  и  вознесен  на  Олимп,  в  сонм
бессмертных, получив  дар  бессмертия  от  Хирона,  который  мучился  от
отравленной раны и жаждал смерти. Верховный владыка  неба  укрепил  свою
власть  и,  обеспечив  ей  бесконечное  существование,   становится   из
жестокого  и  неумолимого  -  милостивым  богом,  -  тем  Зевсом,  каким
представляли его набожные греки начала V в. и каким он является в драмах
Эсхила. Время жестокого режима и борьбы сменилось  безоблачным  периодом
примирения неба с землей и  человечество,  искупленное  страданиями  П.,
вкусило наконец дары мирной и культурной жизни. Идея Эсхиловой  трилогии
в том, что всякий прогресс должен искупляться страданием (Вейль), а весь
трагизм П. - в его  близорукости,  в  непонимании  высших  мудрых  целей
мироправителя:  вмешавшись  со  своей  человеческой  волей   в   высокие
божественные планы Олимпийца, он падает жертвой  этой  борьбы.  Новейшая
литературная критика неодинаково поняла  и  объясняла  пьесу  Эсхила,  и
главным  образом  потому,  что  рассматривали  ее  одну,  без  связи   с
остальными  пьесами   трилогии,   как   самостоятельное   художественное
произведение. Так, в Зевсе видели отвратительный образ тирана, а в П.  -
поборника свободы,  друга  людей  (Schutz)  или  истолковывали  П.,  как
идеального человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее  слепым
силам свою непоколебимую волю и духовную мощь (A. W. Schlegel).  Blumner
находил идею драмы в возвеличении  судьбы,  которая  осиливает  произвол
тирана, и борьбы, которая, сокрушая человека, возвеличивает его. Hermann
полагал, что Эсхил в  драме  П.  изобразил  Зевса  народных  сказаний  в
противоположность  тому  великому  Зевсу,  образ  которого   носился   в
религиозных представлениях лучших художников  первой  половины  V  века.
Welcker,  Schomann,  Well,  Werklein  объясняли  эту  драму  в  связи  с
остальными пьесами трилогии: по их мнению,  Эсхил  выразил  в  своем  П.
глубоко религиозную идею вечной, всемогущей,  справедливой  и  премудрой
власти Зевса, перед которой должны смириться даже такие сильные волей  и
умом  полубоги-полулюди,  как  П.;  стремления  П.,  не  смотря  на   их
симпатичность и возвышенность, односторонни и  все  величие  его  жертвы
ничто перед высшей волей Зевса. Schneider истолковывал идею Эсхила в том
смысле, что Зевс хотел сделать добро людям, не дав им огня, как средства
для  распространения  культуры,  так  как  видел  в  ней  залог   гибели
человечества: так что, по Schneider'y, Эсхил  был  провозвестником  идей
Руссо. Миф о Прометее обратил на себя внимание  ряда  великих  поэтов  -
Г„те, Байрона, Шелли. Прометей Г„те (1773 или 1774  г.)  -  бог,  равный
Зевсу, презирающий  Зевса,  потому  что  тот,  не  смотря  на  всю  свою
державную силу - подчинен, как и все, судьбе.  Гордость  и  богоподобная
сила П. - не в праздном и бесцельном могуществе, а в творческой энергии,
в живой деятельности, в  способности  переживать  страдания  и  радости.

Страницы: «« « 2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456  2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь