Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2465   2466   2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473  2474   2475   2476   2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483  » »»

на  себе  характер  искусственной  обработки.   Начинается   она   двумя
вступительными псалмами, дающими тон всему сборнику и составляющими  как
бы введение в него. Самые песни сложены  вполне  по  правилам  еврейской
поэзии и  представляют  собой  чередование  стихов  параллелизма,  часто
достигающих изумительной красоты и силы выражения.  Книга  псалмов  рано
сделалась (еще при  Давиде,  по  крайней  мере  -  в  некоторых  частях)
богослужебной книгой, которая употреблялась при богослужении в скинии, а
затем и в храме. Впоследствии П. получила  правильное  употребление  при
храмовом богослужении и регулярно прочитывалась или пелась  в  известные
периоды времени. Богослужебное употребление П. от  евреев  перешло  и  к
христианам, которые также рано стали употреблять ее в своих  молитвенных
собраниях (1 кор. XIV, 26; Кол. III, 16).
   В настоящее время все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм, а  каждая
кафизма на три славы, т. е. небольшие отделения, после которых  читается
трижды аллилуйя.  Псалтирь  читается  при  всяком  утреннем  и  вечернем
богослужении, так что вся прочитывается в каждую  неделю,  а  в  течение
вел. поста - два раза в неделю. П. служит первоисточником большей  части
вечерних и утренних молитв и  влияние  ее  чувствуется  во  всех  вообще
формах молитв. Как необходимая для богослужения книга, П. переведена  на
славянский язык, по свидетельству Нестора, еще свв. Кириллом и Мефодием,
и с того времени сделалась любимейшей книгой русского народа. Напечатана
по-слав. впервые в Кракове в 1491. Как книга, постоянно  употребляющаяся
при богослужении, П. получила еще распространенную форму, и в этом  виде
известна под названием Следованная - П.: это та же самая книга  псалмов,
но  в  соединении  с  Часословом,  т.  е.  сборником  молитв  и  псалмов
применительно к определенным временам богослужения. Следованная псалтырь
впервые напечатана по-слав. в  Сербии  в  1545  году,  затем  много  раз
печаталась в России и в нее постепенно вошло много  других  прибавлений,
имеющих своею целью сосредоточить в ней все необходимые богослужения.  В
некоторых  изданиях  помещаются  и  краткие  истолкования  на  важнейшие
псалмы, и такая П. называется толковой.
   Из древних комментариев П. известны толкования И. Златоуста  (есть  в
русск. перев.), Амвросия, Августина и др. Из новых  известны  толкования
Толюка, ДеВетте, Эвальда и др. В русской литературе прот.  Вишнякова  (в
журнале "Христ. Чтение"), епископа Феофана  (на  некоторые)  и  др.  При
толкованиях обыкновенно прилагаются и критич. введения (напр.,  у  прот.
Вишнякова), Псалмы перелагались почти всеми нашими поэтами XVIII в.,  из
поэтов XIX в. Хомяковым, Глинкой, Языковым и др.
   А. Л.
   Входя в состав каждого, даже самого краткого  чина  богослужения,  П.
сделалась  главной  учебной  книгой  древней  Руси.   Те,   которые   не
предназначались для  должностей  церковно-служительских,  ограничивались
изучением простой П., без тех прибавлений, какие находятся в следованной
(см. выше) П.. Следованная  была  ,большей  частью,  уже  заключительной
книгой в древнем русском образовании. Архиепископ новгородский  Геннадий
считал  изучение  ее  достаточным  для  того,  чтобы  быть  способным  к
церковно-служительским должностям. Иногда к изучению  П.  присоединялось
еще изучение Деяний Апостольских и Евангелие.  Но  вообще  изучивший  П.
считался человеком грамотным - книжным, т. е.  способным  читать  всякие
книги. Научившись читать по П., древний русский человек  обыкновенно  не
расставался с ней. П. была не только настольной книгой,  которую  читали
дома  в  свободное  от  занятий  время,  но  она  сопровождала  даже   в
путешествиях (св. Борис, Владимир Мономах). На обычай брать с собой П. в
дорогу указывает, между прочим, то, что следованная П., изданная в  1525
г. в Вильне Скориной, названа "подорожной книжицей". Рейтенфельс, бывший
в Москве  в  1670  г.,  говорит  о  царе  Алексее  Михайловиче,  что  он
"употребляя большую часть дня на дела  государственные,  не  мало  также
занимается благочестивыми размышлениями и даже ночью встает славословить
Господа песнопениями венценосного пророка" (см.  "Черты  русской  жизни"
Забелина в "Отеч. Зап.", 1857, ј 1). Св. Михаил,  князь  черниговский  и
боярин его Феодор, замученные в Орде в 1245 г.,  пели  псалмы  во  время
мучения. В монастырях читали П. не в свободное только от занятий  время,
но даже во время самых занятий, потому что  многие  знали  ее  наизусть.
Препод. Феодосий "пел усты тихо псалтырь" в то время,  как  руками  прял
волну  или  делал  что-нибудь  другое;  инок   Спиридон,   несмотря   на
определенное занятие - печь каждый день просфоры для монастыря,  успевал
прочитывать в день всю П.; о блаж.  Феодоре  рассказывается,  что  он  в
своей пещере молол жито для братии и в тоже время пел  псалмы  "изусть".
Чтением и  пением  П.  в  монастырях  строгой  жизни  братия  занимались
беспрерывно.  В  житейском  обиходе  к  чтению  П.  прибегали  во   всех
чрезвычайных случаях: читали псалмы над  больными,  страдавшими  тяжкими
продолжительными  болезнями,  и  особенно  над  теми,  которых   считали
находящимися под влиянием нечистых духов. Обычай читать П.  по  умершим,
соблюдаемый в России и поныне, ведет свое начало от первых времен церкви
христианской. Был тоже в древней Руси обычай гадать по  П.  Указание  на
этот обычай можно видеть в  словах  Владимира  Мономаха:  "и  отрядив  я
(отослав послов) взем псалтырю в печали и то ми ся выня: Вскую печалуеши
душе... Не ревнуй лукавнующим". П., естественно, должна была  отозваться
в  письменности  древней  Руси.  Летопись  Нестора,  сочинения  Феодосия
Печерского,  митрополита   Илариона,   Кирилла   Туровского,   Cepaпионa
владимирского и др. - наполнены разными  местами  из  псалмов.  Владимир
Мономах в поучении к своим детям постоянно обращается к псалмам.  Весьма
ясно также выразилось влияние  псалмов  и  в  народной  словесности,  и,
особенно, в притчах и пословицах. Между пословицами очень  много  таких,
которые суть не что иное, как  отдельные  изречения,  заимствованные  из
разных псалмов и несколько изменившиеся от употребления (таковы,  напр.,
пословицы: "гневайся да не согрешай" [псал. 4, 5], "истина от  земли,  а
правда с небеси" [псал. 84, 12], "коли не Господь созиждет дом, то  всуе
труд"  [псал.  126,  1];  есть  пословицы,  составившиеся  на  основании
некоторых изречений псалмов, или  указывающие  вообще  на  П.  (см.  ст.
"Употребление  книги  П.  в  древнем  быту  русского  народа"  "Правосл.
Собеседник". 1857, стр. 814 - 856).
   Пселл (Михаил YelloV) - известный византийский писатель, род. в  1018
г. в Константинополе, назван был при  крещении  Константом.  Сын  бедных
родителей, которые вследствие бывших им во сне видений предназначили его
к ученой карьере, 10 лет поступил в школу,  где  обучался  грамматике  и
пиитике; 16  лет  перешел  к  высшему  образованию  и  изучал  риторику,
философию и юриспруденцию, в 1037 г. поступил на службу в  месопотамской
феме, где, благодаря связям, получил место судьи. При Михаиле V  П.  был
асикритом  (чиновником  императорской  канцелярии).  В  это   время   он

Страницы: «« « 2465   2466   2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473  2474   2475   2476   2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь