Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617  2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627  » »»

различаются по цвету зерновки и пр.  В  европейской  торговле  различают
сорта: 1) каролинский рис (лучший сорт, зерновка совершенно  белая),  2)
ост-индский и вестиндский рис (на зерновке находятся  розовые  полоски),
3)  яванский  Р.  (зерновка  желтоватая),  4)  египетский,  итальянский,
левантинский, турецкий Р. и пр. В продажу поступает P., освобожденный от
чешуек и от кожуры. Р. находит различное применение; он идет в пищу, для
добывания крахмала, пудры, румян, для приготовления напитков арака  саки
или самсу (у японцев), боцу (у турок) и проч. С. Р.
   Рисование  -  искусство   изображать   на   плоскости   действительно
существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями  и
различной степени  освещения  этих  форм  посредством  более  или  менее
сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. Получаемое  таким
образом, изображение называется рисунком, художник, производящий  его  -
рисовальщиком.  Со  временя  изобретения  бумаги,  рисунки   исполняются
преимущественно  на  ней  и  несравненно  реже  на  пергаменте,  который
преимущественно употреблялся для них, в средние века, на тканях,  кости,
камне, дереве и т. п. Веществом, которым в рисунке  проводятся  линии  и
делается оттенение  его  частей,  бывает  графит,  в  виде  карандаша  и
порошка, так наз.  черный  мел  (прессованная  сажа  с  примесью  клея),
итальянский  карандаш,  уголь  (фюзен),  обыкновенный   мел,   кровавик,
чернила, китайская  тушь,  сепия,  бистр  и  другие  красящие  жидкости,
накладываемые пером или кистью; наконец, специально для Р.  на  камне  -
литографские карандаш и чернила. Самый  удобный,  а  потому  и  наиболее
распространенный   способ    Р.    -    графитно-карандашный.    Теплый,
серебристо-серый тон графита, его нежная зернистость; большая  легкость,
с которой можно сделанным из него карандашом проводить  плавные,  мягкие
линии и затушевывать части рисунка до  желаемой  темноты,  наконец,  его
податливость при стирании резиною и мякишем хлеба - все это  дает  этому
способу  преимущество  пред  всеми  другими.   особенно   тогда,   когда
изображение исполняется в небольшом масштабе или  когда  художник  хочет
воспроизвести на бумаге задуманную  им  композицию  и  обработать  ее  в
главных чертах. При этом он может облегчить себе труд  тем,  что  вместо
прокладки теней помощью более или менее сильных  и  сближенных  штрихов,
взаимно  пересекающихся  в  двух  или  нескольких  направлениях,  станет
затирать  надлежащие  места  рисунка   концом   растушки,   на   который
предварительно взято немного графита в порошке. Почти такие же  удобства
представляет  итальянский  карандаш;  он  даже  более,  чем   графитный,
сообщает рисунку энергический, бархатистый тон, но за  то  не  позволяет
достигать до крайней  тонкости  линий  и  хуже  снимается  при  поправке
сработанного; употреблять этот карандаш можно также не только  в  куске,
но и в порошке (так наз.  соусе),  действуя  в  последнем  случае  также
растушкой.  Кровавик  (затверделая  железистая   известь,   Наеmatites),
употребляемый обыкновенно в виде остро очиненного куска, вставленного  в
рейсфедер, очень хорош  для  некоторых  рисунков  по  приятности  своего
красного цвета, но он довольно тверд и не дает возможности ни  проводить
очень нежные черты, ни передавать с  достаточною  силою  глубокие  тени.
Древесный уголь, приготовленный в виде заостренной  палочки,  вследствие
своей пористой, рыхлой структуры,  быстро  притупляется  и  не  способен
производить тонкие  линии,  а  потому  им  нельзя  исполнять  небольшие,
деликатно отделанные рисунки, за то он превосходен для крупных, эскизных
набросков и начерченное им легко удаляется чрез простое  стирание  сухой
тряпкой:  им  предпочтительно  пользуются  живописцы  при   изготовлении
картонов для будущих своих произведений и при  установления  рисунка  на
самых картинах  пред  тем  как  принимаются  за  краски.  Р.  чернилами,
китайскою тушью и вообще цветною жидкостью  может  быть  двоякого  рода:
жидкость берется на перо, которым потом очерчиваются формы изображаемого
предмета и  заштриховываются  в  должной  степени  неосвещенные  и  мало
освещенные его части; или же такая работа производится кистью, напоенною
более или менее густой жидкостью. При первом способе получаются рисунки,
напоминающие собой офорты и гравюры, исполненные резцом,  при  втором  -
изображения, отличающиеся от настоящих, многокрасочных акварелей  только
своей одноцветностью. Соединение обоих этих способов в одном  и  том  же
рисунке приводит иногда к  блестящим  результатам.  Рисовать  каждым  из
исчисленных способов можно не только на белой бумаге, но и  на  цветной,
напр. на серой, синеватой, желтоватой и др.; когда взята  такая  бумага,
бывает весьма уместно, для  придания  изображению  большей  рельефности,
проходить по  его  местам,  представляемым  в  полном  освещении,  белым
карандашом  или  кистью  с  белилами.  Как  сказано  выше,   задача   Р.
заключается в воспроизведении предметов, имеющих все  три  измерения,  в
том виде, в каком они представляются нашим глазам с одного определенного
пункта (точки зрения), т. е. как бы находящимися на одной плоскости (так
наз. картинной) и притом  в  большинство  случаев  значительно  меньшего
размера сравнительно с действительным; поэтому, успешное выполнение этой
задачи  возможно  только  при  удовлетворении  двух   главных   условий:
соблюдения, с одной стороны, законов перспективы и  теории  теней,  а  с
другой - верности  масштаба,  т.  е.  пропорциональности  между  частями
изображения, согласной со взаимным отношением соответственных  частей  в
самом  предмете;  без  этого  нельзя   достигать   ни   правдоподобности
изображения, ни даже самой его понятности. Кроме того,  рисующий  должен
хорошо знать анатомию - по крайней мере, внешнюю -  человеческого  тела,
которое приходится ему изображать чаще  всего  как  в  покое,  так  и  в
движении, а также иметь точное представление о  формах  природы  вообще,
которые, однако, столь разнообразны  и  сложны,  что  даже  при  близком
знакомстве  с  ними,  ему  приходится,  в   каждой   серьезной   работе,
приглядываться  к  натуре  и  проверять   свою   память.   Наконец,   от
рисовальщика требуется техническая ловкость, известный навык  и  вкус  в
пользовании материалами и орудиями его труда. Все эти условия ставят  Р.
на один уровень с тремя важнейшими отраслями образных искусств
   - с архитектурой, скульптурой и живописью. Мало  того,  эти  отрасли,
равно как и декоративное  искусство,  т.  е.  искусство,  примененное  к
ремеслам  и  промышленным  производствам,  не   могут   обходиться   без
содействия  Р.  -  обстоятельство,  вследствие  которого  французы  дали
название leg arts du  dessin  всей  группе  начертательных  искусств,  в
отличие от искусств тонических, основанных на звуке. В  области  первых,
не умея рисовать, нельзя быть истинным художником какой бы  то  ни  было
специальности. Архитектор, составляя  проект  сооружения,  прежде  всего
выражает рисунком возникшую в его фантазии идею  будущего  произведения,
выясняет для себя его общий вид и  главные  детали,  и  уже  после  того
подробно разрабатывает  этот  эскиз  в  чертежах,  при  помощи  линейки,
треугольника и  циркуля,  но  и  при  этой  математической  операции  не

Страницы: «« « 2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617  2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь