Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614  2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624  » »»

переворот
   - объединение на почве религиозной. Переворот этот подготовлялся  уже
на почве язычества посредством соединения богов в общий пантеон или даже
путем монотеистических представлений; но  окончательно  это  объединение
совершилось на почве  христианства.  Объединение  в  христианстве  вышло
далеко за пределы политического объединения, знакомого античному миру: с
одной стороны христианство объединяло Р. гражданина с  рабом,  с  другой
стороны - римлянина с варваром. В виду этого естественно возник  вопрос,
не было ли христианство причиной падения Р. империи. Рационалист  Гиббон
в прошлом веке разрешал этот вопрос в безусловно утвердительном  смысле.
Правда   христиане,   преследуемые   языческими    императорами,    были
нерасположены к империи;  правда  и  то,  что  после  своего  торжества,
преследуя с своей стороны  язычников  и  дробясь  на  враждебные  секты,
христианство разъединяло население империи и, призывая людей из мирского
царства в Божье, отвлекало их от гражданских и  политических  интересов.
Тем не менее несомненно, что, сделавшись религией римского  государства,
христианство внесло в него новую жизненную силу и было залогом духовного
единства,  которого  не  могло   дать   распадавшееся   язычество.   Это
доказывается уже самой историей императора Константина, украсившего щиты
своих солдат монограммой Христа и этим совершившего великий исторический
переворот, который христианская легенда так прекрасно символизировала  в
видении креста с словами: "в сем знамении победишь".
   Искусственная тетрархия Диоклетиана продержалась не долго; цезари  не
имели терпения мирно дожидаться своего возвышения  в  Августы.  Еще  при
жизни Диоклетиана, ушедшего на покой в 305 г., разразилась  война  между
соперниками. Провозглашенный британскими  легионами  в  312  г.  цезарем
Константин  разбил  под  стенами  Рима  своего   соперника,   последнего
ставленника римских преторианцев, цезаря Максенция. Это  поражение  Рима
открыло путь к торжеству христианства, с которым был  связан  дальнейший
успех победителя.  Константин  не  только  доставил  христианам  свободу
исповедания в римской империи, но  и  признание  их  церкви  со  стороны
государственной власти. Когда  победа  при  Адрианополе  в  323  г.  над
Августом  востока,  Лицинием,   избавила   Константина   от   последнего
соперника,  самая   могущественная   корпорация   в   римской   империи,
христианская церковь, стала новым подспорьем его единодержавия.  Заменив
тетрархию  Диоклетиана  организацией   четырех   префектур,   Константин
завершил административные преобразования своего  предшественника  в  том
специальном политическом стиле, который стал потом известен  под  именем
византийского,  с  многочисленными  придворными  должностями  и   новыми
титулами. Насколько и в  каком  смысле  изменилась  с  Диоклетиана  сама
императорская власть, об  этом  лучше  всего  свидетельствует  созванный
Константином никейский собор. Значение,  которое  заимствовал  языческий
император  от  звания  "главного   понтифекса",   имело   местно-римский
национальный характер и было ничтожно сравнительно с положением, которое
занял  Константин  во  главе  вселенской  церкви.  Для   новой   империи
понадобилась и новая столица; ею стал град  Константина.  Таким  образом
осуществилось то, что грезилось современникам Цезаря и  Августа,  о  чем
говорил с тревогой в своих одах Гораций: возникновение  нового  Рима  на
дальнем востоке, преемника древнего города Ромула. Положение Константина
было настолько упрочено, что он сделался основателем династии.
   После его смерти (337) власть перешла к его трем сыновьям: Констанций
получил Константинополь и восточную префектуру, Констант  -  иллирийскую
префектуру и Италию, Константин II - префектуру Галлию с Африкой. Первым
делом  новых  императоров  было,  по  персидскому  обычаю,   истребление
родственников.  Междоусобие  между  младшими  братьями  и  восстание,  в
котором погиб победивший, соединили всю власть в руках Констанция. В 361
г. легионы  Галлии  провозгласили  императором  уцелевшего  родственника
Констанция, Юлиана. Этот запоздалый неоплатоник в порфире взял  на  себя
неосуществимую  задачу  возродить  язычество  и   остановить   торжество
христианства. Судьба, однако, не дала ему  даже  времени  состязаться  с
"Галилеянином": два года спустя, одержав победу над персами, он погиб от
случайной неприятельской стрелы. Его преемник Иовиан, провозглашенный  в
лагере, умер на возвратном пути, не дойдя до Константинополя.  Избранный
там  в  императоры  префект  Валентиниан  (364  -  375)  основал  вторую
христианскую династию, состоявшую из его брата Валента и двух малолетних
сыновей, Грациана и  Валентиниана  II,  царствовавших  одновременно,  но
несогласных между собой относительно главной злобы того дня - арианства.
Внутренние несогласия были заглушены неожиданно надвинувшейся  с  севера
грозой. Передовой отряд германского нашествия, вестготы,  перешли  через
Дунай и при Адрианополе сокрушили войска Валента, потерявшего в  бегстве
жизнь. Юноша Грациан принял в  сотоварищи  храброго  Феодосия,  а  после
смерти  сыновей  Валентиниана  Феодосий  стал,  с  392   г.,   последним
властителем всей Р. империи в целом ее объеме. Уже в 395 г.  его  власть
перешла к двум  его  малолетним  сыновьям,  назначенным  Августами  -  к
Аркадию на востоке и Гонорию на западе.  Этим  двум  половинам  империи,
греческой и римской, уже не суждено было более  соединиться.  В  римской
половине потомство Феодосия процарствовало 60 лет, но не  в  Риме,  а  в
Равенне. После Гонория престол занял Валентиниан III  (423  -  455),  но
история Рима в V в.  измеряется  уже  не  годами  правителей,  а  годами
бедствий от вторжения сев. варваров.
   Под натиском гуннов германские племена наступают по всей линии: в 410
г., 800 лет спустя после взятия галлами, Рим вновь сделался добычей сев.
варваров; он был взят и разграблен вестготами. Вслед затем южная Галлия,
Испания и Африка были заняты германскими племенами и отторгнуты от Рима;
в 452 г. Рим едва избег  разорения  азиатскими  хищниками,  а  три  года
спустя он был взят, разграблен и разрушен вандалами из Африки.  В  самом
Риме  водворяется  власть  германцев:  непредотвратимая,   так   сказать
стихийная  инфильтрация  германских  элементов  в  римскую  империю  все
растет. Рим в состоянии бороться с германцами лишь с  помощью  германцев
на его службе. Вандал  Стилихон  управляет  империей  вместо  Гонория  и
спасает ее  от  вестготского  Алариха  и  полчищ  Радагеса;  вестготский
Теодорих помогает Аэцию отразить Аттилу. Но  германские  защитники  Рима
становятся все многочисленнее и, наконец, сознают свою силу:  с  456  до
472 г. Р. престолом распоряжается свев Рицимер, а в 476 г. герул  Одоакр
снимает порфиру с малолетнего последнего императора Рима, носящего,  как
бы в насмешку, имя Ромула  Августула  и  принимает  национальное  звание
"конунга" Италии. Круговорот времен завершился: Одоакр, вождь германской
милиции, требует для ее трети  итальянской  земли.  С  требования  трети
земли от побежденных начался тот рост  Рима,  который  расширил  его  до
Евфрата и до Рейна; однородное  требование,  предъявленное  самому  Риму

Страницы: «« « 2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614  2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь