Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669  2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679  » »»

значительной степени списан с придворной жизни, как она сложилась в XI -
XII вв. В одном из романов о Ланселоте lа Dame du Lac знакомит  главного
героя, еще в годы его отрочества, с правилами Р. кодекса, объясняет  ему
символическое значение доспехов. которые он будет  носить,  рассказывает
историю  происхождения  самого  института  рыцарства.  Тристан  получает
воспитание   в   рыцарском   духе   при   дворе   своего   дяди,   Марка
Корнваллийского, с тем, чтобы отправиться затем  странствовать  по  белу
свету, ища подвигов и опасностей, сражаясь с чудовищами, посещая  разные
страны, причем в Ирландии ему  предстоит  встретить  красавицу  Изольду,
неразрывно связанную с ним в  народной  памяти.  Получившие  Р.  окраску
бретонские романы оказали влияние на  Тасса,  Ариоста,  Баярдо;  заметны
следы их воздействия на Спенсера, даже на  Шекспира.  Особенно  пришлись
они по вкусу немецким поэтам, которые не раз переводили или переделывали
их;  так  напр.  Вольфраму  фон  Эшенбаху  принадлежит  одна  из  лучших
обработок легенды о Парцифале, о Готфриде  Страсбургском;  он  по-новому
осветил легенду о Тристане и Изольде.  Путем  различных  анахронизмов  и
свободного обращения с историей Р. идеалы проникли и  в  такую  область,
где они, казалось, были совершенно не на  месте:  в  романы  так  назыв.
античного цикла. Они придали оригинальную  окраску  роману  о  Троянской
войне, написанному Бенуа де Сент Мором в XII в. Роман этот,  не  имеющий
ничего общего с  Илиадою  и  придерживающийся  апокрифических  сочинений
троянца Дареса и критянина Диктиса, произвел  громадное  впечатление  на
проникнутое рыцарскими идеалами общество и вполне подошел к его  вкусам,
что доказывается переводами и переделками его, появившимися в Германии и
Италии, позднее - в Польше и Сербии, а чрез их посредство - и  в  старой
Руси. Герои Троянской войны у Бенуа де Сент Мора - чистокровные  рыцари;
Приам мало чем разнится от Артура  и  является,  подобно  ему,  типичным
средневековым правителем; его двор имеет все признаки той  эпохи,  когда
турниры, блестящие сборища вассалов, походы против общего врага  были  в
порядке вещей. То же самое мы видим в другом романе античного цикла - об
Александре Македонском,  авторами  которого  были  Lambert  le  Court  и
Alexandre de Веrnау; в этом обширном стихотворном  романе,  изображающем
фантастические приключения, героем которых будто бы был Александр  Вел.,
знаменитый завоеватель всецело проникнут рыцарским  духом,  обнаруживает
благородство  души,  чисто  христианские  добродетели,  галантность   по
отношении к женщинам. Образование, будто  бы  им  полученное  в  юности,
совпадает с тем, которое  в  средние  века  считалось  обязательным  для
человека из высшего круга. Популярность Р. романов держалась долго, даже
когда  рыцарство  уже  пало  и  его  традиции  были  почти  забыты,  они
продолжали интересовать и вдохновлять читателей в различных  европейских
странах; даже в начале XVII в.  автору  "ДонКихота"  пришлось  осмеивать
увлечение своих соотечественников старыми романами, все еще не забытыми.
Ср. Panlin Paris,  "Les  romans  de  la  Table  Ronde"  (1868  -  1877);
Abortion, "Histoire de la lagngue et  de  la  litterature  francaise  au
moyen-age" (1876); Gaston Paris, "La litterature francaise au moyen-age"
(1888); John Colin Dunlop, "History of  prose  fiction"  (т.  1,  Лонд.,
1888); A. Joly, "Benoit de S-te More et le Roman Troyen" (1871); Talbot,
"La legende d'Alexandre" (1850). Ю. Beceлoвcкий.
   Рыцарство. - P., как военное и землевладельческое сословие,  возникло
у франков в связи с переходом, в VIII в., от народного пешего  войска  к
конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви  и  поэзии,  оно
выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху  крестовых
походов,  под  влиянием  возникших  тогда   духовно-рыцарских   орденов,
замкнулось в наследственную аристократию, сознававшую себя международным
военным орденом. Усиление государственной  власти,  перевес  пехоты  над
конницей, изобретение огнестрельного оружия, создание постоянного войска
превратили феодальное рыцарство, к концу средних веков,  в  политическое
сословие нетитулованной знати. - Еще в  VII  в.  у  франков  преобладает
пешее войско свободных, а на конях  являются  только  дружинники  короля
(антрустионы); но затем от вестготов,  в  связи  с  нападениями  арабов,
проникает и во франкское государство конный  строй.  Так  как  свободным
крестьянам было не под силу нести конную службу в отдаленных походах, то
Каролингам, для создания конницы, пришлось  опираться  на  сеньорат,  на
отношение  между  сеньором  и  его  зависимыми  людьми.  Потребность  во
всадниках вызвала при Карле Мартелле и его  сыновьях  раздачу  церковных
земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим
дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех  же
условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции.  С  VIII  в.
для состояния газиндов является имя вассов, вассалов. Свободный, но,  по
недостатку собственности, неспособный к несению  конной  службы  человек
мог, как вассал, получить бенефиций или, как поселенец  (Hintersasse)  -
участок  оброчной  земли.   Наделение   оброчной   землей   преследовало
хозяйственные цели, раздача бенефиций - военные. В вассальные  отношения
становились  отчасти  свободные  люди,  отчасти  несвободные.  Свободный
становился вассалом путем коммендации  (mаnibus  incites  se  tradit)  и
приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramenitum  fidelitas
promittitur). В конце  VIII  в.  присяга  на  верность  требуется  и  от
несвободных  (servi),   которые   получали   бенефиции   или   должности
(ministeria) или становились вассалами. Карл Вел. еще применял  в  своих
войнах пехоту; Людовик I и Карл II собирали в поход  только  конницу.  В
865 г. от владельца 12 гуф земли  требовалась  кольчуга  или  чешуйчатый
панцирь, т. е. принадлежности тяжелой  конницы;  легкая  конница  должна
была являться с копьем, щитом,  мечом  и  луком.  Везде  ниже  панцирных
рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооруженные всадники,
несвободные по  происхождению  (vavassores,  caballarii).  Из  оброчного
населения можно было подняться в  министериалы,  получив  должность  при
дворе  сеньора,  нести  службу  легковооруженного  всадника,  а   затем,
заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую  конницу  и  стать
рыцарем. Таким путем из среды  несвободных  выделился  привилегированный
класс дворовых слуг (vassi,  servi  ministeriales,  pueri)  при  богатых
феодалах.  Они  занимали  при  феодальных  дворах,   подражавших   двору
королевскому,  придворный  должности  -  маршалка,   сенешалка,   шенка,
кеммерера - или должности в домовом и поместном управлении -  ключников,
старост, -  или  несли  конную  службу,  как  вестники  и  конвойные.  С
развитием ленной системы министериалы получали  лены  и  привлекались  к
рыцарской службе. В Германии министериалы  с  XI  в.  составляют  особое
сословие динcтмaннoв (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и  свободного
сельского населения,  тотчас  позади  свободных  рыцарей.  Признаком  их
несвободного  состояния  являлась  невозможность   бросить   службу   по
произволу. Преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а  с

Страницы: «« « 2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669  2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь