Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670  2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680  » »»

половины XII в. - даже  знатных  добровольно  подчиняться  сеньорам,  на
правах министериалов.  Это  повышало  положение  класса  в  общественном
мнении. Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам короля
и духовных князей (Reichsdienstmannen), далее шли министериалы  светских
князей. Прелаты,  не  равные  князьям,  и  свободные  феодалы  не-князья
держали если и не динстманнов, то всетаки несвободных рыцарей,  стоявших
ниже министериалов. В южной и западной Германии  такие  milites  (eigene
Ritter) встречались даже на службе у тех же  динстманнов.  В  Австрии  и
Штирии  герцогским  динстманнам  удалось  во  второй  половине  XIII  в.
сравняться с местной знатью (они  стали  Dienstherren);  их  место,  как
динстманны,  заняли  несвободные  рыцари   (Eigenmannen).   В   северной
Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с
половины XII в. стала массами переходить в министериалы. Право  являться
в графском суде и быть шеффенами с половины XIII в.  везде  признано  за
динстманнами. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение,
память о котором до XV в сохранилась для eigene Ritter. В XII в.  рыцари
свободные и рыцари-министериалы различались как ordo equestris maior  et
minor. Переход новых слоев несвободных классов  или  свободного,  но  не
военного населения в  рыцарство  был  задержан  в  половине  XII  в.;  с
Гогенштауфенов  немецкое  Р.  замыкается  в   наследственное   сословие.
Постановление Фридриха I  от  1156  г.  (Constitutio  de  расе  tenenda)
запрещало  крестьянам  носить  копье  и  меч;  даже   купец   не   смеет
опоясываться мечем, а должен привязывать его к  седлу.  Эта  конституция
вводить и понятие о рыцарском  происхождении  (Ritterburtigkeit);  miles
(всадник) имеет право на поединок, если может  доказать  свое  рыцарское
происхождение (quod autiquitus cum  parentibus  suis  natione  legitimus
miles existat). По Саксонскому зерцалу у истинного рыцаря (von  ridderes
art) уже отец и  дед  должны  были  быть  рыцарями.  Другая  конституция
Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187 -  88  гг.)  запрещала
сыновьям   священников,   диаконов   и   крестьян   опоясываться   мечем
по-рыцарски. Во Франции знатными людьми считались  собственники  знатных
земель, т. е. феодов (fiefterre); вторым признаком  знатности  сделалось
допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали  иногда  в
рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец
лена. Наделенные ленами министериалы, т. е. люди  несвободных  состояний
(sergent fieffe, serviens), приравнивались к вавассорам, т. е. к  низшей
знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и
даже крестьяне могли приобретать ее простой покупкой ленов. В конце XIII
в. покупка феодов незнатными  людьми  была  затруднена  тяжелым  побором
(droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать  и  по
пожалованию (lettre d'anoblissement) суверена; право пожалования в знать
стало привилегией короля. В Англии право  посвящать  в  рыцари  (knight)
рано  стало  прерогативой  короны.  Генрих  III  и  Эдуард  I  требовали
обязательного  посвящения  в  рыцари  от  любого   ленника,   владевшего
ежегодным доходом с земли не ниже 20 фн. Факт владения цензом взял  верх
над происхождением лица. Влияние церкви на военное сословие шло  сначала
через присягу на верность, затем  через  присягу  земскому  или  Божьему
миру, наконец - через обряд освящения оружия перед вручением  его  воину
при  достижении  зрелости.  "Верность"  включает   в   себя   исполнение
христианского  долга  служить  Богу,  соблюдение  государева   мира   по
отношению к церквам, вдовам, сиротам, обязанность блюсти  справедливость
и т. п. Земский и  Божий  мир  (treuga  и  pax),  скрепляемый  присягой,
устанавливается государями и  соборами.  Pax  охраняет  от  насилий  все
невоенное  население  -  клериков,  женщин,  купцов,  крестьян;   treuga
ограничивает распри между самими  рыцарями.  -  Уже  во  времена  Тацита
вручение оружия  молодому  германцу  в  присутствии  народного  собрания
означало признание  его  совершеннолетним;  оружие  вручал  кто-либо  из
вождей племени, или отец, или родственник юноши.  Карл  Вел.  в  791  г.
торжественно опоясал мечем своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в
838 г. - своего 15-летнего сына Карла.  Этот  германский  обычай  лег  в
основание средневекового посвящения  в  рыцари,  как  в  члены  военного
сословия, но  был  прикрыт  римским  термином;  возведение  в  рыцари  в
средневековых латинских текстах обозначалось словами:  "надеть  воинский
пояс" (cingulum militare римского солдата).  Рыцарем  долгое  время  мог
быть сделан каждый, но на деле обыкновенно  посвящались  только  сыновья
рыцарей (дамуазо). "Дамуазо" проходили школу Р. при дворах своих будущих
сеньоров,  в  звании  оруженосцев  (ecuyer).  Сначала  Р.  давалось,  по
германской традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление
отодвинуть его к совершеннолетию, т.  е.  21-му  году.  Посвящение  чаще
всего   совершалось   в   праздники   Рождества,   Пасхи,    Вознесения,
Пятидесятницы; отсюда вытек обычай "ночной стражи"  накануне  посвящения
(veillee des armes). Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего
это делали  родственники  посвящаемого;  сеньоры,  короли  и  императоры
стремились утвердить это право  исключительно  за  собой.  Посвящение  в
ХI-II вв. еще просто. К германскому обычаю вручения  оружия  прибавились
сначала только обряд подвязывания золотых  шпор,  облачение  кольчуги  и
каски, ванна перед облачением; colee, т. е. удар ладонью по шее, вошел в
употребление позднее. К  концу  обряда  рыцарь  вспрыгивал,  не  касаясь
стремени, на лошадь, скакал галопом  и  ударом  копья  поражал  манекены
(quintaine), утвержденные на столбах. Иногда сами рыцари  обращались  за
освящением оружия к  церкви;  таким  образом  стало  проникать  в  обряд
христианское  начало.  Под  влиянием  церкви  германский  военный  обряд
становится сначала религиозным, когда церковь только  благословляет  меч
(Benir l'epee, в XII в.), а затем и прямо литургическим,  когда  церковь
сама опоясывает рыцаря мечем (ceindre l'epee,  в  XIII  в.).  В  древних
епископских   обрядниках   различают   Веnеdictio   ensis   et   armorum
(благословение оружия) от Benedictio novi militis  (посвящение  рыцаря).
Древнейшие следы посвящения рыцаря церковью найдены в  римской  рукописи
начала XI в., но затем до XIII в. нет следов  Benedictio  novi  militis;
можно думать, что этот обряд возник в  Риме  и  распространился  оттуда.
Удар при посвящении в рыцари впервые упоминается  в  начале  XIII  в.  у
Ламберта Ардрского (Lambertus Ardensis), в  истории  графов  де  Гинь  и
д'Ардр (здесь канцлер Фома Бекет опоясывает  меч,  подвязывает  шпоры  и
дает алапу молодому графу Балдуину де Гинь, служившему у него в качестве
miles Edelknappe; в  1181  г.  гр.  Балдуин  де  Гинь  сам  дает  алапу,
опоясывает меч и подвязывает шпоры своему сыну Арнольду, уже испытанному
воину). Алапа проникла и в церковный обряд Benedictio novi  militis.  По
епископскому обряднику Гильома Дюран, епископ, после обедни,  приступает
к благословению меча, который обнаженным  лежит  на  жертвеннике;  затем
епископ берет его и влагает в  правую  руку  будущему  рыцарю;  наконец,

Страницы: «« « 2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670  2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь