Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679  2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689  » »»

министров, сеющих недоверие между королем и народом".  Место  его  занял
главный его противник, Борнеман. Сила С. - в его чисто научных  работах,
отличающихся необыкновенной ясностью изложения, богатством материалов  и
знаний, законченностью и полнотой частных выводов.  Он  с  замечательным
искусством разбирается в противоречиях  римских  источников  и  мелочных
фактах и дает объединяющую их схему догматических  воззрений,  годных  и
для  современной  жизни.  С.  не  опирается  ни  на  какую  определенную
методологию, будучи чужд и крайностей априорной конструкции,  и  простой
интерпретации источников, хотя он и видит силу римских юристов в  "счете
понятиями". Б понимании значения,  которое  имеют  для  догматики  права
жизненные цели, С. стоит  неизмеримо  выше  своих  исследователей,  хотя
многие из них превзошли его  в  искусстве  конструирования.  Перспективы
изучения римского права, дающие возможность решать  текущие  юридические
вопросы,  не  затрагивая  связанных  с   ними   политических   страстей,
определенность почвы изучения, в  виде  законченного  круга  источников,
ясность и простота обобщений и  систематики  С.  увлекли  за  ним  массу
юристов. Книга С. о владении и его "Система современного римского права"
сделалась евангелием  каждого  романиста,  в  смысле  определения  задач
изучения гражданского права, хотя огромное множество его частных выводов
и толкований римских источников и пало под ударами  позднейшей  критики.
Указанный качества трудов С. - гораздо более результата его таланта, чем
положенных в их основание идей. Поэтому,  попытки  позднейших  писателей
извлечь  из  трудов  С.  и  определенную   философию,   и   определенную
методологию привели только к массе противоречий, а  затем  и  к  падению
"исторической школы права" в ее чистом виде, не умалив, однако, заслуг и
славы ее основателя. Фигура  С.,  как  ученого,  и  до  сих  пор  высоко
поднимается над рядами его последователей.

   Литература. "Savigny",  биогр.  Landsberg'a  в  "Allgemeine  Deutsche
Biographie" (XXX; там же перечень работ о С.); Rudorf, в "Zeitschr.  fur
Rechtsgesch." (1863); Stinzing, в  "Preuss.  Jahrb."  (IX);  lhering,  в
"Gresainmelte Aufsatze" (I); Jacob Grimm,  "Verm.  Schriften";  Stolzel,
"Brandenburg-Preussens Rechtsverwaltung und Rechtsverfassung" (II; здесь
подробный   обзор   министерской    деятельности    С.);    Новгородцев,
"Историческая школа юристов" (М., 1896); Муромцев, "Образование права по
учениям нем. юриспруденции" (М., 1886); русск. перевод  "Обязат.  права"
С., Фукса и Мандро (М., 1876), где  в  предисловии  подробная  биография
Савиньи.
   В. Нечаев.
   Савонарола  (Джироламо   или   Иероним   Savonarola)   -   знаменитый
итальянский проповедник и общественный реформатор, родился  в  1452  г.,
происходил из старинной падуанской фамилии.  Дед  его,  Михаил  С.,  был
известный врач. Отец С. готовил сына к медицинской  карьере  и  старался
дать ему тщательное образование. В молчаливом  и  вдумчивом  юноше  рано
сказались  аскетические  начала,  любовь  к  размышлениям   и   глубокая
религиозность.  Италия  в  то  время   была   охвачена   гуманистическим
движением, одним из крупнейших центров,  которого  была  Флоренция,  где
гуманизм  при  Лоренцо  отличался  эпикурейско-языческим   направлением.
Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали
С. Некоторые  из  его  ранних  стансов  посвящены  печальному  состоянию
церкви,  порче  нравов  и  разрушению  добрых  отношений  между  людьми.
Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и  увлечение
средневековыми  богословскими  сочинениями  (особенно  Фомою  Аквинатом)
привели С. к решимости поступить в монастырь. В 1475 г. он  тайно  бежал
из родного дома в  Болонью,  в  доминиканский  монастырь,  оставив  дома
написанную им книгу "О презрении к свету". В монастыре  он  вел  суровую
жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги  подарил  монастырю,
оставив себе только Библию, вооружался  против  монастырской  роскоши  и
посвящал свободное от молитв время изучению отцов церкви. И в  монастыре
сказались  поэтические  наклонности  С.:  он  написал  стихотворение  "О
падении церкви", где указывал, что у  людей  нет  уже  прежней  чистоты,
учености, христианской любви, а главной причиной этому - порочность пап.
Настоятель монастыря поручил С. обучать  новичков  и  возложил  на  него
обязанность проповедника. В 1482 г. его послали проповедовать  в  разные
города, между прочим в  Феррару,  откуда,  в  виду  начавшейся  войны  с
Венецией, ему приказали отправиться  по  Флоренцию,  в  известный  тогда
монастырь Сан-Марко. Здесь С., уже славившийся как ученый, был  назначен
почетным чтецом при братии и  наставником  послушников.  В  1483  г.  С.
неудачно проповедовал в церкви Сан-Лоренцо. Это заставило  его  заняться
исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать, в небольшой
городок Сан-Джемитано, где пробыл два года,  увлекая  слушателей  своими
речами.  В  1486  г.  С.  явился  в  Брешии  уже  опытным   и   отважным
проповедником, резко бичевавшим людей, властно призывавшим к покаянию  и
предвещавшим  наказание  Италии  за  ее  грехи.  В  это  же   время   С.
познакомился в Реджио  с  Пико  делла-Мирандола,  который  его  страстно
полюбил. Под влиянием  Пико,  Лоренцо  Медичи  вызвал  С.  из  Генуи  во
Флоренцию (1490 г.), и он  снова  занял  кафедру  учителя  в  Сан-Марко.
Монастырь  быстро  наполнился  светскими  слушателями;  успех  проповеди
Савонарола был необычайный, не хватало места слушателям. 1 авг. 1490  г.
С. произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью
высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том,  что
скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. Он  утверждал,  что,  подобно
ветхозаветным пророкам, передает лишь веление Божие, угрожал  проклятием
тому, кто не верит в его пророческое  призвание,  обличал  испорченность
нравов  флорентийцев,  не  стесняясь  в  выборе   выражений.   В   своих
вдохновенных проповедях С. часто смешивал  свои  мысли  с  текстами  Св.
Писания, говоря в свое  оправдание,  что  "слова  эти  недавно  сошли  с
небес". Влияние его, ставшее огромным,  усилилось  благодаря  исполнению
некоторых  его  предсказаний  -  смерти   папы   Иннокентия,   нашествию
французского короля и др.  Ласковое  и  сердечное  обращение  с  братией
сделали С. любимцем монастыря, и в 1491 г.  он  был  единогласно  избран
настоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в независимое положение по
отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись  явиться  к  нему  с  выражением
почтения; Лоренцо пришлось уступить  монаху.  Известна  речь  Савонарола
против  роскоши  женских  нарядов,  после  которой  все  дамы  перестали
надевать в церковь украшения.  Нередко  богатые  купцы  возвращали,  под
влиянием проповеди С.,  несправедливо  нажитое  добро.  "Грехи  Италии",
говорил он, "силой делают меня пророком". Народ верил в его пророчества;
из его сочинений: "0б истине пророчества" и "Об откровениях" видно,  что
он и сам был убежден в своем божественном призвании. Поэтому он  властно

Страницы: «« « 2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679  2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь