|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 » »» количестве, летом, в самый зной, когда они изнемогают в борьбе с
мучащими их насекомыми - мошками, оводами и, особенно, личинками оводов,
развивающимися у них под кожей; не находя себе покоя, С. приходят в
исступление и либо, как бешеные, мечутся по степи, либо же, как шальные,
стоят на одном месте и роют копытами ямы (кобла), при чем то ложатся в
них, пряча нос под передние ноги, то вскакивают и на месте же барабанят
ногами; в такие часы, когда С. "кобятся", они утрачивают обычную
осторожность и охотники подкрадываются к ним на выстрел. Пасущихся С.
охотникикиргизы нагоняют на своих товарищей, залегших с винтовками,
преимущественно у водопоев, или на пучки заостренного камыша, вбитые в
тропы, по которым С. спускаются к водопою, затем подкарауливают их на
тропах, на переправах через реки, загоняют в ямы и на скользкий лед, на
котором С. не могут бежать. Иногда затравливают С. каратетинскими
борзыми собаками (тазы), отличающимися выдающеюся резвостью; на такую
охоту охотники выезжают по двое, каждые с парою борзых на своре; заметив
С., один из охотников заезжает вперед стада, а другой едет верст за 5-8;
первый охотник пускает собак и гонит животных по направлению ко второму
охотнику, который, выждав на себя С., пускает, в свою очередь, своих
собак и те уже более легко настигают утомленных первою гоньбою животных.
Изредка охотятся на С. с беркутом. Киргизы выслеживают иногда беременных
самок и, после родов, ловят неокрепших еще детенышей; последние легко
выкармливаются домашнею козою и ручнеют. Мясо С. составляет лакомое
блюдо кочевника, рога являются пенным продуктом денежного обмена, а кожа
- лучшим материалом для выделки дох (ергаков). Рога молодого С. -
совершенно желтые, с черными концами, гладкие, блестящие - ценятся на
месте 4-5 руб. за пару; рога старого С. - серо-желтые, матовые, с
продольными трещинами - 2 - 2 1/2 руб. за пару. Шерсть С. коротка и
груба, идет на разные домашние изделия. Сайгачий промысел, еще недавно
сильно упавший, в последнее время принимает все более широкие размеры,
причем количество вывозимых рогов достигло за 1894 - 96 г. десятков
тысяч. Главные трудности этого промысла заключаются в том, что он
производится во время сильных жаров, вследствие чего промышленникам
приходится возить с собою соль и кадки и на месте же охоты солить
добытых животных. В Европ. России охота на С. воспрещается с 1 марта по
15 июля. См. "Промысловые охоты 1 киргизов" ("Охотн. Газета", 1897, ј
31); Н. Коратов, "О каратегинских борзых" (там же, ј 47); Я. Полферов,
"Охота в Тургайской обл." (Оренбург, 1896); А. Силантьев, "Обзор
промысловых охот в России" (СПб., 1898); И. Железнов, "Сайгачники"
("Отеч. Записки", 1857).
С. Б.
Сайгон (Saigon) - главн. гор. франц. колонии Кохинхины в Индокитае,
на судоходной р. С., в 60 км. от устья. Жителей (аннамиты, китайцы,
малайцы, европейцы) около 80 тыс. Климат жаркий (средняя годовая
температура 26ё Ц.); город окружен тропической растительностью.
Обсерватория, зоологический и ботанический сад, театр, цитадель.
Железная дорога в Мито (77 км.). Одна из значительных торговых гаваней
Восточной Азии. Главные предметы вывоза: рис (в 1896 г. ок. 70 милл.,
главн. образом в Китай, затем во Францию), рисовая мука, соленая рыба и
морская соль (в Гонконг и Сингапур), хлопок, черный перец, каучук, кожи,
земляной орех. Ввозятся хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани,
джутовые мешки, металлы, орудия и машины, керосин, деревянные изделия.
Портовые сооружения на берегах р. C.; два сухих дока, корабельная верфь.
В 1896 г. вошли 483 судна, с 614802 per. тонн. Постоянное пароходное
сообщение с Европой.
Саккос - верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и
имеющая одинаковое с нею духовное значение. По мнению одних, С. в
древности был царскою одеждою, которая христианскими государями
пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием.
Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в
нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в
год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в
противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С.
обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus - вретище,
мешок). В христианской древности эта одежда была одеждою покаяния и
кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить
свое смирение пред Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и
в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало
известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного
патриарха. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием
высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С.
становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда
митрополит киевский Фотий (1409 - 31) привез его с собою из Греции. В
период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и
митрополитам и, в знак особенной чести, некоторым архиепископам.
Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивною епитрахилью
(приперсником), усыпанною жемчугом, по примеру Ааронова нарамника. С
1702 т. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с
1705 г. он делается общею одеждою всех епископов. В духовном смысле С.
означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в
которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в
С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься
высотою своего служения. Звонцы, привешиваемые к С., по подобию звонцов
на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова
Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, "О священных
одеждах" ("Христ. Чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство по
литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); П.
Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп.
Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви"
(Курск, 1895).
Сакля - название жилых домов у туземцев Кавказа - мингрельцев,
имеретин и др. С. мингрельская - досчатый дом, иногда с черепичной
крышей, разделенный на 2 или 3 небольших комнаты. У зажиточного
мингрельца или имеретина обыкновенно две С.: одна парадная, чистая, для
самого хозяина или для гостей, часто с досчатым полом, камином,
балконом, тахтами по стенам; другая С. - простая, черная, покрытая
копотью внутри, с земляным полом; здесь варится пища в котле над
костром; в этой С. проводит большую часть дня семья хозяина. Как та, так
и другая С. не отличаются прочностью: обыкновенно досчатые, они не
держат тепла и в холодное время семья согревается у костра или камина.
Саксаул (Haloxylon Ammodendron Bge) - древесная порода, чрезвычайно
Страницы: «« « 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |