Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 » »» количестве, летом, в самый зной, когда они изнемогают в борьбе с мучащими их насекомыми - мошками, оводами и, особенно, личинками оводов, развивающимися у них под кожей; не находя себе покоя, С. приходят в исступление и либо, как бешеные, мечутся по степи, либо же, как шальные, стоят на одном месте и роют копытами ямы (кобла), при чем то ложатся в них, пряча нос под передние ноги, то вскакивают и на месте же барабанят ногами; в такие часы, когда С. "кобятся", они утрачивают обычную осторожность и охотники подкрадываются к ним на выстрел. Пасущихся С. охотникикиргизы нагоняют на своих товарищей, залегших с винтовками, преимущественно у водопоев, или на пучки заостренного камыша, вбитые в тропы, по которым С. спускаются к водопою, затем подкарауливают их на тропах, на переправах через реки, загоняют в ямы и на скользкий лед, на котором С. не могут бежать. Иногда затравливают С. каратетинскими борзыми собаками (тазы), отличающимися выдающеюся резвостью; на такую охоту охотники выезжают по двое, каждые с парою борзых на своре; заметив С., один из охотников заезжает вперед стада, а другой едет верст за 5-8; первый охотник пускает собак и гонит животных по направлению ко второму охотнику, который, выждав на себя С., пускает, в свою очередь, своих собак и те уже более легко настигают утомленных первою гоньбою животных. Изредка охотятся на С. с беркутом. Киргизы выслеживают иногда беременных самок и, после родов, ловят неокрепших еще детенышей; последние легко выкармливаются домашнею козою и ручнеют. Мясо С. составляет лакомое блюдо кочевника, рога являются пенным продуктом денежного обмена, а кожа - лучшим материалом для выделки дох (ергаков). Рога молодого С. - совершенно желтые, с черными концами, гладкие, блестящие - ценятся на месте 4-5 руб. за пару; рога старого С. - серо-желтые, матовые, с продольными трещинами - 2 - 2 1/2 руб. за пару. Шерсть С. коротка и груба, идет на разные домашние изделия. Сайгачий промысел, еще недавно сильно упавший, в последнее время принимает все более широкие размеры, причем количество вывозимых рогов достигло за 1894 - 96 г. десятков тысяч. Главные трудности этого промысла заключаются в том, что он производится во время сильных жаров, вследствие чего промышленникам приходится возить с собою соль и кадки и на месте же охоты солить добытых животных. В Европ. России охота на С. воспрещается с 1 марта по 15 июля. См. "Промысловые охоты 1 киргизов" ("Охотн. Газета", 1897, ј 31); Н. Коратов, "О каратегинских борзых" (там же, ј 47); Я. Полферов, "Охота в Тургайской обл." (Оренбург, 1896); А. Силантьев, "Обзор промысловых охот в России" (СПб., 1898); И. Железнов, "Сайгачники" ("Отеч. Записки", 1857). С. Б. Сайгон (Saigon) - главн. гор. франц. колонии Кохинхины в Индокитае, на судоходной р. С., в 60 км. от устья. Жителей (аннамиты, китайцы, малайцы, европейцы) около 80 тыс. Климат жаркий (средняя годовая температура 26ё Ц.); город окружен тропической растительностью. Обсерватория, зоологический и ботанический сад, театр, цитадель. Железная дорога в Мито (77 км.). Одна из значительных торговых гаваней Восточной Азии. Главные предметы вывоза: рис (в 1896 г. ок. 70 милл., главн. образом в Китай, затем во Францию), рисовая мука, соленая рыба и морская соль (в Гонконг и Сингапур), хлопок, черный перец, каучук, кожи, земляной орех. Ввозятся хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани, джутовые мешки, металлы, орудия и машины, керосин, деревянные изделия. Портовые сооружения на берегах р. C.; два сухих дока, корабельная верфь. В 1896 г. вошли 483 судна, с 614802 per. тонн. Постоянное пароходное сообщение с Европой. Саккос - верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с нею духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царскою одеждою, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus - вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждою покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение пред Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патриарха. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит киевский Фотий (1409 - 31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и, в знак особенной чести, некоторым архиепископам. Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивною епитрахилью (приперсником), усыпанною жемчугом, по примеру Ааронова нарамника. С 1702 т. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общею одеждою всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотою своего служения. Звонцы, привешиваемые к С., по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, "О священных одеждах" ("Христ. Чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895). Сакля - название жилых домов у туземцев Кавказа - мингрельцев, имеретин и др. С. мингрельская - досчатый дом, иногда с черепичной крышей, разделенный на 2 или 3 небольших комнаты. У зажиточного мингрельца или имеретина обыкновенно две С.: одна парадная, чистая, для самого хозяина или для гостей, часто с досчатым полом, камином, балконом, тахтами по стенам; другая С. - простая, черная, покрытая копотью внутри, с земляным полом; здесь варится пища в котле над костром; в этой С. проводит большую часть дня семья хозяина. Как та, так и другая С. не отличаются прочностью: обыкновенно досчатые, они не держат тепла и в холодное время семья согревается у костра или камина. Саксаул (Haloxylon Ammodendron Bge) - древесная порода, чрезвычайно Страницы: «« « 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |