Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685  2686   2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695  » »»

количестве, летом, в  самый  зной,  когда  они  изнемогают  в  борьбе  с
мучащими их насекомыми - мошками, оводами и, особенно, личинками оводов,
развивающимися у них под кожей; не находя  себе  покоя,  С.  приходят  в
исступление и либо, как бешеные, мечутся по степи, либо же, как шальные,
стоят на одном месте и роют копытами ямы (кобла), при чем то  ложатся  в
них, пряча нос под передние ноги, то вскакивают и на месте же  барабанят
ногами; в  такие  часы,  когда  С.  "кобятся",  они  утрачивают  обычную
осторожность и охотники подкрадываются к ним на  выстрел.  Пасущихся  С.
охотникикиргизы нагоняют на  своих  товарищей,  залегших  с  винтовками,
преимущественно у водопоев, или на пучки заостренного камыша,  вбитые  в
тропы, по которым С. спускаются к водопою, затем  подкарауливают  их  на
тропах, на переправах через реки, загоняют в ямы и на скользкий лед,  на
котором С.  не  могут  бежать.  Иногда  затравливают  С.  каратетинскими
борзыми собаками (тазы), отличающимися выдающеюся  резвостью;  на  такую
охоту охотники выезжают по двое, каждые с парою борзых на своре; заметив
С., один из охотников заезжает вперед стада, а другой едет верст за 5-8;
первый охотник пускает собак и гонит животных по направлению ко  второму
охотнику, который, выждав на себя С., пускает,  в  свою  очередь,  своих
собак и те уже более легко настигают утомленных первою гоньбою животных.
Изредка охотятся на С. с беркутом. Киргизы выслеживают иногда беременных
самок и, после родов, ловят неокрепших еще  детенышей;  последние  легко
выкармливаются домашнею козою и  ручнеют.  Мясо  С.  составляет  лакомое
блюдо кочевника, рога являются пенным продуктом денежного обмена, а кожа
- лучшим материалом для  выделки  дох  (ергаков).  Рога  молодого  С.  -
совершенно желтые, с черными концами, гладкие, блестящие  -  ценятся  на
месте 4-5 руб. за пару;  рога  старого  С.  -  серо-желтые,  матовые,  с
продольными трещинами - 2 - 2 1/2 руб. за  пару.  Шерсть  С.  коротка  и
груба, идет на разные домашние изделия. Сайгачий промысел,  еще  недавно
сильно упавший, в последнее время принимает все более  широкие  размеры,
причем количество вывозимых рогов достигло за  1894  -  96  г.  десятков
тысяч. Главные трудности  этого  промысла  заключаются  в  том,  что  он
производится во время  сильных  жаров,  вследствие  чего  промышленникам
приходится возить с собою соль и  кадки  и  на  месте  же  охоты  солить
добытых животных. В Европ. России охота на С. воспрещается с 1 марта  по
15 июля. См. "Промысловые охоты 1 киргизов" ("Охотн.  Газета",  1897,  ј
31); Н. Коратов, "О каратегинских борзых" (там же, ј 47);  Я.  Полферов,
"Охота  в  Тургайской  обл."  (Оренбург,  1896);  А.  Силантьев,  "Обзор
промысловых охот в  России"  (СПб.,  1898);  И.  Железнов,  "Сайгачники"
("Отеч. Записки", 1857).
   С. Б.
   Сайгон (Saigon) - главн. гор. франц. колонии Кохинхины  в  Индокитае,
на судоходной р. С., в 60 км.  от  устья.  Жителей  (аннамиты,  китайцы,
малайцы,  европейцы)  около  80  тыс.  Климат  жаркий  (средняя  годовая
температура  26ё  Ц.);  город   окружен   тропической   растительностью.
Обсерватория,  зоологический  и  ботанический  сад,   театр,   цитадель.
Железная дорога в Мито (77 км.). Одна из значительных  торговых  гаваней
Восточной Азии. Главные предметы вывоза: рис (в 1896 г.  ок.  70  милл.,
главн. образом в Китай, затем во Францию), рисовая мука, соленая рыба  и
морская соль (в Гонконг и Сингапур), хлопок, черный перец, каучук, кожи,
земляной орех. Ввозятся хлопчатобумажные, шерстяные  и  шелковые  ткани,
джутовые мешки, металлы, орудия и машины, керосин,  деревянные  изделия.
Портовые сооружения на берегах р. C.; два сухих дока, корабельная верфь.
В 1896 г. вошли 483 судна, с 614802  per.  тонн.  Постоянное  пароходное
сообщение с Европой.
   Саккос - верхняя  архиерейская  одежда,  заменяющая  собою  фелонь  и
имеющая одинаковое с нею  духовное  значение.  По  мнению  одних,  С.  в
древности  был  царскою  одеждою,   которая   христианскими   государями
пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их  отличием.
Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в
нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в
год:  в  Пасху,  Рожд.  Христово  и  Пятидесятницу.   Не   находится   в
противоречии  с  этим  мнением  другое,  по  которому  наименование   С.
обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск.  saccus  -  вретище,
мешок). В христианской древности эта  одежда  была  одеждою  покаяния  и
кающихся: в нее же облачались и христианские  государи,  чтобы  выразить
свое смирение пред Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и
в число священных одежд. О существовании С. до  времен  Вальсамона  мало
известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью  только  одного
патриарха. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был  обыкновенным  отличием
высших иерархов от  архиепископов  и  епископов.  В  русской  церкви  С.
становится известным, как отличие митрополитов, с начала  XV  в.,  когда
митрополит киевский Фотий (1409 - 31) привез его с собою  из  Греции.  В
период  патриаршества  С.  принадлежал  не  одним   патриархам,   но   и
митрополитам  и,  в  знак  особенной  чести,  некоторым   архиепископам.
Патриарший  С.  отличался   от   митрополичьего   нашивною   епитрахилью
(приперсником), усыпанною жемчугом, по  примеру  Ааронова  нарамника.  С
1702 т. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а  с
1705 г. он делается общею одеждою всех епископов. В духовном  смысле  С.
означает вретище и напоминает  о  той  червленой  ризе  или  хламиде,  в
которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей,  облачаясь  в
С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься
высотою своего служения. Звонцы, привешиваемые к С., по подобию  звонцов
на одежде ветхозаветных  первосвященников,  означают  благовестие  слова
Божия, исходящее из уст епископа.  См.  В.  И.  Долоцкий,  "О  священных
одеждах" ("Христ. Чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство  по
литургике или наука  о  православном  богослужении"  (Тверь,  1886);  П.
Лебедев, "Наука о богослужении  православной  церкви"  (М.,  1890);  Еп.
Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении  православной  церкви"
(Курск, 1895).
   Сакля - название  жилых  домов  у  туземцев  Кавказа  -  мингрельцев,
имеретин и др. С. мингрельская  -  досчатый  дом,  иногда  с  черепичной
крышей,  разделенный  на  2  или  3  небольших  комнаты.  У  зажиточного
мингрельца или имеретина обыкновенно две С.: одна парадная, чистая,  для
самого  хозяина  или  для  гостей,  часто  с  досчатым  полом,  камином,
балконом, тахтами по стенам;  другая  С.  -  простая,  черная,  покрытая
копотью внутри, с  земляным  полом;  здесь  варится  пища  в  котле  над
костром; в этой С. проводит большую часть дня семья хозяина. Как та, так
и другая С. не  отличаются  прочностью:  обыкновенно  досчатые,  они  не
держат тепла и в холодное время семья согревается у костра или камина.
   Саксаул (Haloxylon Ammodendron Bge) - древесная  порода,  чрезвычайно

Страницы: «« « 2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685  2686   2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь