Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2676   2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684  2685   2686   2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694  » »»

дабы жив был  ты  и  потомство  твое".  Очень  вероятно,  что  именно  в
признании  С.  абсолютной  свободы  воли  человека   и,   следовательно,
ответственности его за свои поступки, и кроется их чрезмерная  строгость
в  уголовных  процессах.  Отрицание   судьбы,   в   смысле   фатальности
человеческих  поступков,  вовсе  не  исключает,   впрочем,   возможность
признания С. идеи о Божьем Промысле вообще  -  идеи,  которая  дожить  в
основе всего учения Моисея и пророков. По учению С.,  как  оно  передано
Флавием, человек сам является ответственным за свое благополучие,  равно
как  и  за   свое   несчастье.   Подобное   мировоззрение   свойственно,
обыкновенно, людям богатым и властным, какими и были С. Об отрицании  С.
бессмертия души и всякого  загробного  воздаяния  прямо  говорит  Флавий
("Иуд.  война",  II,  7,  4);  об  отрицании  ими  воскресения   мертвых
свидетельствуется во многих местах Нового Завета (Евангелие  от  Матфея,
XXII, 20 и параллельные места, Деян. Ап. ХХIII, 8). И в  этом  отношении
С. стояли на почве буквы библейского закона, который прямо на  загробное
возмездие нигде не ссылается,  и  вообще,  вроде  признания  единства  и
бестелесности  Бога,  никакой  догматики  не  касается.   Нет,   однако,
сомнения, что идея о  загробном  существовании  не  чужда  были  древним
евреям; об этом  свидетельствует,  между  прочим,  рассказ  о  вызывании
Саулом тени пророка Самуила; о воскресении мертвых ясно  говорится  и  у
пророка Даниила (XII, 2). Все это  говорит  в  пользу  высказанного  еще
древнейшими отцами церкви мнения, что С., подобно  отчасти  самаритянам,
признавали абсолютный религиозный авторитет лишь за книгами  Моисея,  не
считая для себя обязательными книги пророков и др.  Надо  полагать,  что
С., как потомкам священнического рода, соперничавшего с потомками Давида
за власть и  влияние,  не  были  по  душе  книги  пророков,  проникнутые
мессианской идеей, с ее надеждами на спасение народа именно отпрыском из
дома Давида. Новейшими исследованиями проф. Хвольсона  установлено,  что
за все время существования  второго  храма  все  первосвященники  его  -
которые, вопреки еврейской традиции, были вместе с тем и  председателями
Иерусалимского синедриона - принадлежали  исключительно  к  саддукейской
секте. Только за несколько лет до окончательного разгрома Иерусалима,  в
смутное  время  народного  восстания,  когда  власть  перешла   в   руки
демократов  фарисеев,  саддукейские   первосвященники   уступили   место
фарисейским. В  это  же  время  издан  был  целый  ряд  законоположений,
направленных к тому, чтобы ослабить по возможности суддукейскую секту. С
падением Иерусалима и упразднения жертвоприношения С. разом потеряли как
политическое свое могущество,  так  и  духовное  свое  значение.  Партия
растворилась и исчезла с исторической арены.  Одни  из  С.  примкнули  к
фарисеизму, принявшему, под влиянием изменившихся политических  условий,
форму талмудического еврейства; другие, в виде  разрозненных  элементов,
продолжали  тайно  исповедывать  свое  учение,  не  осмеливаясь  открыто
протестовать против усиливавшегося с каждым  годом  талмудизма.  Лишь  в
VIII в. после Р. Хр. обломки  саддукеизма  возродились  к  новой  жизни,
образовав  секту  караимов,  учение  которых   составляет   своеобразную
амальгаму из саддукеизма и фарисеизма.

   Литература. Кроме  соч.,  указанных  у  Е.  Schurer,  "Geschichte  d.
Judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi" (т.  II,  1886),  см.  также
Chwolson, "Das letzte Passamahl Christi" (1892); "О религиозных  партиях
евреев во время 2-го храма"  ("Сборник  ист.  юрид.  быта  евр.",  Киев,
1866); Л. Каценельсон, "С. и фарисеи" ("Восход", 1897-98).
   Л. К.
   Садовский (Пров Михайлович, собственно Ермилов) - знаменитый  русский
актер, род. в г. Ливнах 10 октября 1818 г., рано  остался  на  попечении
своих  дядей  по  матери,  Григория  и  Дмитрия   Садовских,   известных
провинциальных  актеров,   фамилию   которых   и   принял.   Дебютировал
четырнадцати лет в Туле, играл в разных провинциальных городах,  в  1838
г. приехал в Москву и скоро был принят на сцену Императорских театров, с
которой не сходил до самой  смерти,  в  июле  1872  г.  Известность  его
постепенно увеличивалась с 1853 г., когда он исполнил  роль  Русакова  в
ком.  "Не  в  свои  сани  не  садись".  Островский  вообще  нашел  в  С.
гениального исполнителя; в ролях Любима Торцева  ("Бедность  не  порок",
Подхалюзина ("Свои люди - сочтемся"), Беневоленского ("Бедная Невеста"),
Тита Титыча ("Тяжелые  дни")  и  др.  он  достиг  высшего  совершенства.
Удивительно хорош был  С.  и  в  пьесах  Гоголя  (Осип  и  городничий  в
"Ревизоре", Подколесин в "Женитьбе", Замухрышкин  в  "Игроках").  Такого
Расплюева, каким явился он в "Свадьбе Кречинского",  никогда  не  видела
потом русская сцена. Из иностранного классического репертуара ему  всего
больше удавался Мольер ("Жорж Данден", "Лекарь по неволе",  "Мещанин  во
дворянстве"    и    др.).    С.     можно     назвать     представителем
высокохудожественного реализма; смех,  который  он  вызывал  в  зрителях
своею  читкою  и  мимикою,  своим   тончайшим   оттенением   не   только
существенных, но и второстепенных черт  исполняемой  роли,  иногда  даже
одним своим появлением на сцене - был тот, если  можно  так  выразиться,
художественный смех, которым мы смеемся при чтении Гоголя,  Островского,
Мольера и в котором часто (как  напр.  при  исполнении  С.  роли  Любима
Торцова) слышится истинный трагизм. - Хорошая статья о  С.  написана  В.
Родиславским ("Русский Вестник", 1872 г., кн. 7); много интересного о С.
в воспоминаниях Д. А. Карабчевского, в ("Русс. Мысли" 1890-х гг.).

   Садовский (Михаил Провович) - известный артист моск.  Малого  театра,
сын Прова Михайловича; род.  в  1847  г.  Талант  и  профессия  отца,  у
которого часто бывали Островский, Писемский и др., рано  определили  его
симпатии к литературе и театру. На сцене С. впервые выступил в 1867  г.,
в артистическом кружке; в 1869 г. дебютировал в  Малом  театре  в  ролях
Подхалюзина ("Свои люди - сочтемся"),  Андрея  ("Тяжелые  дни")  и  Васи
("Горячее сердце"). Область С.  -  русская  бытовая  комедия  и,  прежде
всего, Островский. Недюжинное природное дарование, в  связи  с  детально
обдуманным и психологически правдивым исполнением,  дает  художественную
цельность и поэтическую обаятельность создаваемым им типам и характерам.
Лучшими ролями С. считаются: Андрей  Белугин,  Подхалюзин,  Счастливцев,
Мурзавецкий  ("Водки  и  овцы"),  Хлестаков.  С.  перевел   много   пьес
("Севильский цирюльник"  Бомарше,  "Эдип"  Софокла,  "Федра"  Расина)  и
написал ряд оригинальных рассказов  из  мира  актеров  и  мелкого  люда,
которые  первоначально  появлялись  в  "Артисте",  а  в  1899  г.  вышли
отдельным изданием.
   Сайгак (Antilope saiga, самец - сайгак или маргач, самка -  сайга)  -
из сем. Антилоп, предмет значительного  промысла  в  Киргизских  степях,
преимущественно  у  Аральского  моря.  С.   добываются,   в   наибольшем

Страницы: «« « 2676   2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684  2685   2686   2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь