|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 » »» дабы жив был ты и потомство твое". Очень вероятно, что именно в
признании С. абсолютной свободы воли человека и, следовательно,
ответственности его за свои поступки, и кроется их чрезмерная строгость
в уголовных процессах. Отрицание судьбы, в смысле фатальности
человеческих поступков, вовсе не исключает, впрочем, возможность
признания С. идеи о Божьем Промысле вообще - идеи, которая дожить в
основе всего учения Моисея и пророков. По учению С., как оно передано
Флавием, человек сам является ответственным за свое благополучие, равно
как и за свое несчастье. Подобное мировоззрение свойственно,
обыкновенно, людям богатым и властным, какими и были С. Об отрицании С.
бессмертия души и всякого загробного воздаяния прямо говорит Флавий
("Иуд. война", II, 7, 4); об отрицании ими воскресения мертвых
свидетельствуется во многих местах Нового Завета (Евангелие от Матфея,
XXII, 20 и параллельные места, Деян. Ап. ХХIII, 8). И в этом отношении
С. стояли на почве буквы библейского закона, который прямо на загробное
возмездие нигде не ссылается, и вообще, вроде признания единства и
бестелесности Бога, никакой догматики не касается. Нет, однако,
сомнения, что идея о загробном существовании не чужда были древним
евреям; об этом свидетельствует, между прочим, рассказ о вызывании
Саулом тени пророка Самуила; о воскресении мертвых ясно говорится и у
пророка Даниила (XII, 2). Все это говорит в пользу высказанного еще
древнейшими отцами церкви мнения, что С., подобно отчасти самаритянам,
признавали абсолютный религиозный авторитет лишь за книгами Моисея, не
считая для себя обязательными книги пророков и др. Надо полагать, что
С., как потомкам священнического рода, соперничавшего с потомками Давида
за власть и влияние, не были по душе книги пророков, проникнутые
мессианской идеей, с ее надеждами на спасение народа именно отпрыском из
дома Давида. Новейшими исследованиями проф. Хвольсона установлено, что
за все время существования второго храма все первосвященники его -
которые, вопреки еврейской традиции, были вместе с тем и председателями
Иерусалимского синедриона - принадлежали исключительно к саддукейской
секте. Только за несколько лет до окончательного разгрома Иерусалима, в
смутное время народного восстания, когда власть перешла в руки
демократов фарисеев, саддукейские первосвященники уступили место
фарисейским. В это же время издан был целый ряд законоположений,
направленных к тому, чтобы ослабить по возможности суддукейскую секту. С
падением Иерусалима и упразднения жертвоприношения С. разом потеряли как
политическое свое могущество, так и духовное свое значение. Партия
растворилась и исчезла с исторической арены. Одни из С. примкнули к
фарисеизму, принявшему, под влиянием изменившихся политических условий,
форму талмудического еврейства; другие, в виде разрозненных элементов,
продолжали тайно исповедывать свое учение, не осмеливаясь открыто
протестовать против усиливавшегося с каждым годом талмудизма. Лишь в
VIII в. после Р. Хр. обломки саддукеизма возродились к новой жизни,
образовав секту караимов, учение которых составляет своеобразную
амальгаму из саддукеизма и фарисеизма.
Литература. Кроме соч., указанных у Е. Schurer, "Geschichte d.
Judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi" (т. II, 1886), см. также
Chwolson, "Das letzte Passamahl Christi" (1892); "О религиозных партиях
евреев во время 2-го храма" ("Сборник ист. юрид. быта евр.", Киев,
1866); Л. Каценельсон, "С. и фарисеи" ("Восход", 1897-98).
Л. К.
Садовский (Пров Михайлович, собственно Ермилов) - знаменитый русский
актер, род. в г. Ливнах 10 октября 1818 г., рано остался на попечении
своих дядей по матери, Григория и Дмитрия Садовских, известных
провинциальных актеров, фамилию которых и принял. Дебютировал
четырнадцати лет в Туле, играл в разных провинциальных городах, в 1838
г. приехал в Москву и скоро был принят на сцену Императорских театров, с
которой не сходил до самой смерти, в июле 1872 г. Известность его
постепенно увеличивалась с 1853 г., когда он исполнил роль Русакова в
ком. "Не в свои сани не садись". Островский вообще нашел в С.
гениального исполнителя; в ролях Любима Торцева ("Бедность не порок",
Подхалюзина ("Свои люди - сочтемся"), Беневоленского ("Бедная Невеста"),
Тита Титыча ("Тяжелые дни") и др. он достиг высшего совершенства.
Удивительно хорош был С. и в пьесах Гоголя (Осип и городничий в
"Ревизоре", Подколесин в "Женитьбе", Замухрышкин в "Игроках"). Такого
Расплюева, каким явился он в "Свадьбе Кречинского", никогда не видела
потом русская сцена. Из иностранного классического репертуара ему всего
больше удавался Мольер ("Жорж Данден", "Лекарь по неволе", "Мещанин во
дворянстве" и др.). С. можно назвать представителем
высокохудожественного реализма; смех, который он вызывал в зрителях
своею читкою и мимикою, своим тончайшим оттенением не только
существенных, но и второстепенных черт исполняемой роли, иногда даже
одним своим появлением на сцене - был тот, если можно так выразиться,
художественный смех, которым мы смеемся при чтении Гоголя, Островского,
Мольера и в котором часто (как напр. при исполнении С. роли Любима
Торцова) слышится истинный трагизм. - Хорошая статья о С. написана В.
Родиславским ("Русский Вестник", 1872 г., кн. 7); много интересного о С.
в воспоминаниях Д. А. Карабчевского, в ("Русс. Мысли" 1890-х гг.).
Садовский (Михаил Провович) - известный артист моск. Малого театра,
сын Прова Михайловича; род. в 1847 г. Талант и профессия отца, у
которого часто бывали Островский, Писемский и др., рано определили его
симпатии к литературе и театру. На сцене С. впервые выступил в 1867 г.,
в артистическом кружке; в 1869 г. дебютировал в Малом театре в ролях
Подхалюзина ("Свои люди - сочтемся"), Андрея ("Тяжелые дни") и Васи
("Горячее сердце"). Область С. - русская бытовая комедия и, прежде
всего, Островский. Недюжинное природное дарование, в связи с детально
обдуманным и психологически правдивым исполнением, дает художественную
цельность и поэтическую обаятельность создаваемым им типам и характерам.
Лучшими ролями С. считаются: Андрей Белугин, Подхалюзин, Счастливцев,
Мурзавецкий ("Водки и овцы"), Хлестаков. С. перевел много пьес
("Севильский цирюльник" Бомарше, "Эдип" Софокла, "Федра" Расина) и
написал ряд оригинальных рассказов из мира актеров и мелкого люда,
которые первоначально появлялись в "Артисте", а в 1899 г. вышли
отдельным изданием.
Сайгак (Antilope saiga, самец - сайгак или маргач, самка - сайга) -
из сем. Антилоп, предмет значительного промысла в Киргизских степях,
преимущественно у Аральского моря. С. добываются, в наибольшем
Страницы: «« « 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |