Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681  2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690   2691  » »»

"Триумф Креста", в котором дана блестящая  защита  истины  католического
вероучения,  объяснены  догматы  и  таинства  католической   церкви.   В
последний день  карнавала  1498  г.  Савонарола  совершил  торжественное
богослужение  и  "сожжение  анафемы".  Тогда  папа  прислал  бреве,  где
требовал отправки  С.  в  Рим  или  заключения  его  в  тюрьму,  угрожал
интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с  С.  или
слушать его. Однако, сеньория долго не решалась  тронуть  С.;  проповеди
его продолжались, он развивал мысль о необходимости  созыва  вселенского
собора, так как папа может заблуждаться. В это же время  появилось  соч.
С.: "О правлении и законодательство  города  Флоренции".  После  второго
папского бреве сеньория  запретила  С.  проповедовать;  18-го  марта  он
простился с народом. Он написал "Письмо к государям", в котором  убеждал
их созвать вселенский собор для низвержения папы. "Письмо" было  послано
сначала к французскому королю Карлу XIII, но было перехвачено и попало в
руки папы. Флоренция взволновалась. Чтобы испытать справедливость учения
С., был  назначен  суд  Божий  -  испытание  огнем.  Это  была  ловушка,
устроенная "беснующимися" и  францисканцами.  С.  и  монах  францисканец
должны  были  пройти  7  апр.  среди  костров,  но  огненная  проба   не
состоялась. Народ разочаровался в своем пророке, обвиняя его в трусости.
На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной  толпой;  С.,
вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини  и  Сильвестро  Маруффи,  был
взят и заключен в темницу. Папа  нарядил  следственную  комиссию  из  17
членов, выбранных из партии "беснующихся". Допросы  С.  и  пытки  велись
самым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в
противоречия допросами, упреками и угрозами и  вынудили  признание,  что
все его пророчества - ложь и обман. За время следствия,  которое  велось
около месяца, С. написал в тюрьме несколько  сочинений:  "Размышление  о
псалме 51", где он нападал на папу и  духовенство,  "На  Тебя,  Господи,
уповаю"  и  "Руководство  к  христианской  жизни".  Последнее  сочинение
написано С. за несколько часов до смерти, на переплете одной  книги,  по
просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен  смертный  приговор;  23  мая
1498 г., при огромном стечении народа, он был повешен, а потом тело  его
сожжено. Учение С. оправдано  Павлом  IV,  а  в  XVII  в.  в  честь  его
составлена служба. В 1875 г. С. поставлен  памятник  в  Ферраре;  статуя
его,  как  одного  из  предшественников  реформации,  входит  в   состав
известного вормского памятника. В оценке значения деятельности С. мнения
расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту  и  широкие  планы,
видят в нем реформатора, обличавшего порчу  церкви;  другие  напоминают,
что он жил средневековыми идеями, не  создал  новой  церкви  и  держался
строго католической почвы. См. A. G. Rudelbach,  "Hieronymus  Savonarola
und seine Zeit" (Гамб., 1835); F. К. Meier "Girolamo S." (Берk.,  1836);
К. Hase, "Neue Propheten" (Лпц., 1851, 1860); F. Т. Реrren, "Jerome  S.,
sa vie, ses predications, ses ecrits" (Пар., 1853); В. В.  Madden,  "The
life and martyrdom of Girolamo S." (Л.,  1854);  Pasquale  Villari,  "La
Storia di Girolamo S. e de'suoi tempi, con l'ajuto di  nuovi  documenti"
(Флоренция, 1859);  С.  Sickinger,  "S.,  sein  Leben  und  seine  Zeit"
(Вюрцбург, 1877); К. Clarck,  "S.,  his  life  and  times"  (Л.,  1878);
Aquarone, "Vita di Fra Jeronimo S." (Алесс.,  1857);  A.  Cappeli,  "Fra
Girol. S." (Модена, 1869); M. Н.  Петров,  "Савонарола"  (в  "Очерках");
Осокин,  "Савонарола  и  Флоренция"  (Казань,  1865);  А.   К.   Шеллер,
"Савонарола" (биографич. библиотека Павленкова, СПб., 1893).
   П. Конский.
   Саврасов (Алексей Кондратьевич, 1830-97) - пейзажист.  Художественное
образование получил в московском училище живописи, ваяния  и  зодчества.
Еще будучи мальчиком,  исполнял  акварели  столь  удачно,  что  торговцы
скупали  их,  как  ходкий  товар.  Исполнив   для   вел.   княг.   Марии
Александровны несколько картин и рисунков, изображающих виды Петергофа и
Сергиевского, получил  от  акад.  худож.  в  1850  г.  звание  неклассн.
художника, из которого, в 1854 г., за "Вид в окрестностях Ораниенбаума",
был повышен в академики. С 1870х гг.  вошел  в  известность  у  публики,
благодаря в особенности своей картине "Грачи прилетели" (в Третьяковской
гал., в М.). Живя и работая почти постоянно в Москве, в 1871  -  75  гг.
участвовал на выставках товарищества передвижных художественных выставок
и в 1873 - 78 гг. - на академических. Произведения его являлись также на
всемирных выставках венской 1873 г. и парижской  1878  г.,  а  также  на
Всероссийской в Москве 1882 г. Пейзажи С. свидетельствуют о том, что  он
был одарен большою способностью передавать  впечатление  природы.  Кроме
картины "Грачи прилетели", лучшими произведениями этого художника  могут
считаться:  "В  Кунцове",  "Вид  в  Ораниенбауме",  "Лосиный  остров   в
Сокольниках", "Лесная дорога  в  Сокольниках",  "Печерский  монастырь  в
Нижнем Новгороде", "К концу лета, на Волге" (все шесть в
   - Третьяковской гал. в М.), "Жатва", "Вечер" (у г. Мацнева, в Киеве),
"Близ Сухаревой башни" (у И. П. Боткина, в М.) и нек. др.
   E. Тарасов.
   Сага. Кроме указанных  в  этой  статье  памятников,  особое  внимание
привлекают саги, содержание которых так или  иначе  связано  с  Россией.
Заключающийся в них исторический, бытовой и литературный материал далеко
еще  не  исчерпан  научно.  Он  относится,   отчасти,   к   древнейшему,
до-варяжскому периоду русской жизни: такова, напр., Hervararsaga,  автор
которой пользовался очень древними, не дошедшими до нас песнями  (лучшее
издание - Bugge, "Norrone Skrifter" 1873; исследование Heinzel'a, "Ueber
die Hervararsaga", в "Sitzungsberichte венской  акад."  1877,  т.  114).
Большею частью содержание этих С. относится к варяжскому периоду.  Рядом
с  легендарными  мотивами,  мы  находим  здесь  рассказы,   производящие
впечатление  исторической  правды  и  могущие,  до  известной   степени,
дополнить повествование русской летописи. Orvar-Oddssaga дает любопытную
параллель к летописному рассказу о смерти  Олега  (последн.  изд.  Boer,
Галле, 1892); сага об  Эймунде  ("Eymundorsaga",  пер.  Сеньковского  (в
"Библ. для Чтения",  1834)  переносит  нас  в  эпоху  княжения  Ярослава
Мудрого и т. д. Много отрывочного  материала  дают  и  другие  саги;  он
собран в  устаревшем  теперь  издании  "Antiquites  russes  d'apres  les
monuments historiques des Islandais et des  anciens  Scandinaves"  (изд.
Societe  des  Antiquaires  du  Nord,  Копенгаген,  1852).  О   Киеве   в
скандинавском предании см. Дашкевич, "Приднепровье и Киев  по  некоторым
памятникам древнесеверной  литературы",  в  "Киевск.  Унив.  Известиях",
1886, ј 11, и А. Веселовский, "Киев - Град  Днепра",  в  "Записках  Ром.
Герм. Отдел. Филол. Общ. при СПб. Университете", вып. 1, СПб., 1888.  На
русский  язык  переведено  очень   незначительное   число   саг;   кроме
вышеуказанного перевода саги об Эймунде -  "Извлечение  из  саги  Олава,
сына Триггвиева, короля Норвежского.  Пребывание  Олава  Тр.  при  дворе

Страницы: «« « 2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681  2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690   2691  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь