Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680  2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690  » »»

громил священников, проповедников, отцов и матерей,  князей,  граждан  и
купцов, крестьян, солдат. "Рим  -  это  Вавилон",  говорил  он.  "Вместо
христианства прелаты отдаются поэзии и  красноречию.  Вы  найдете  в  их
руках Горация, Вергилия, Цицерона"... Еще  резче  сделались  угрозы  С.,
когда, после смерти Лоренцо Медичи (1492), правителем Флоренции сделался
его сын, Петр Медичи, а папой был  избран  Александр  VI  Борджиа.  Петр
Медичи запретил  Савонароле  говорить  проповеди  в  течение  поста;  С.
принужден был покинуть Флоренцию и  отправиться  в  Болонью  (1493  г.).
Здесь  он  подвергся  гневу  со  стороны  жены  правителя  Болоньи:  она
приказала своим телохранителям убить С. за то, что он назвал ее в церкви
дьяволом. Вернувшись во Флоренцию, С. занялся приведением  в  исполнение
своей мечты - нравственного и государственного преобразования Флоренции.
Сначала он занялся реформой монастыря  Сан-Марко.  Он  продал  церковное
имущество, изгнал всякую  роскошь  из  монастыря,  обязал  всех  монахов
работой. Для успеха проповеди язычникам С. учредил  кафедры  греческого,
еврейского, турецкого и арабского яз. Александр VI пытался  привлечь  С.
на свою сторону, предлагая ему  сначала  архиепископство  во  Флоренции,
потом кардинальскую шапку; но С. не  прекращал  своих  обвинений  против
Рима и папы. В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию,  и
в ноябре прибыл во Флоренцию. Петр Медичи был изгнан, как  изменник;  во
главе посольства к французскому королю был поставлен С. В это  тревожное
время С. сделался настоящим повелителем Флоренции; под его  влиянием  во
Флоренции  были  восстановлены  республиканские  учреждения.  По   своим
политическим взглядам С. был республиканец, но он думал, что  республика
лишь  тогда  будет  благом  для   Флоренции;   когда   граждане   станут
нравственнее:  религиозное  и   нравственное   очищение   произведет   и
политическую  реформу.  С.  указывал  на  несправедливое   распределение
налогов,  нападал  на  богачей,  говоря,  что  они   "присваивают   себе
заработную плату простонародья, все доходы и налоги", а бедняки  умирают
с голода. Всякий излишек
   - смертный грех,  так  как  он  есть  достояние  бедных.  Вся  работа
государственного переустройства Флоренции была выработана  в  проповедях
С. и совершалась по его программе. По предложению  С.  были  установлены
Великий Совет и Совет восьмидесяти". 5 февраля 1495 г.,  по  предложению
С., великий совет заменил поземельный налог подоходным, в  размере  10%.
Заемщиков С. освободил от уплаты долгов, а  в  апреле  1496  г.  основал
заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции  все
ростовщики  и  менялы,  бравшие  по  321/2%.  Наконец,  С.  провозгласил
сеньором и королем Флоренции Иисуса Христа,  сам  же  он  был  в  глазах
народа избранником Христа. Политическим преобразованием С. закончил лишь
часть своей задачи; ему предстояло еще нравственно возродить  Флоренцию.
Уже в 1494 году заметна была сильная  перемена:  флорентийцы  постились,
посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах,  вместо
песен, раздавались псалмы; читали только библию; многие из знатных людей
удалились в мр С. Марко.  С.  назначал  проповеди  в  часы,  когда  были
назначены балы или маскарады, и народ стекался  к  нему.  С  жестокостью
средневекового фанатика обрушивался С.  на  святотатцев,  которым  велел
вырезывать языки,  на  азартных  игроков,  которых  наказывал  огромными
штрафами; развратников он приказывал жечь живыми. В своем  увлечении  С.
прибегал к шпионству, которое страшно развилось во Флоренции после него.
На стороне С.  были  люди  из  простонародья,  партия  "белых",  которых
называли  "плаксами"  (piagnoni).   Против   него   были   "беснующиеся"
(arrabiati), приверженцы аристократического республиканского  правления,
и "серые", стоявшие за Медичи. В своих проповедях С. никого не  щадил  и
потому имел много врагов как светских, так и среди духовенства.  Сначала
его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом придрались
к той проповеди, где С. говорил о гневе Божием, висящем над  князьями  и
прелатами. По приказанию папы С. должен был удалиться в  Лукку,  но  его
прощальная проповедь так потрясла слушателей,  что  они  уговорили  папу
отсрочить высылку С. Против С. не раз выставляли  других  проповедников;
не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава  С.  проникла  даже  за
пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на
турецкий, для султана). Между тем, Карл  VIII,  покинув  Неаполь,  решил
направиться через  Флоренцию  вместе  с  Петром  Медичи,  который  хотел
восстановить свою власть. Город вооружился; во главе движения  стал  С.,
отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу  карой
Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием  С.  союз  с
Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции  города  (кроме  Пизы)
были ей возвращены. Интригам Петра  Медичи  против  С.  помогали  герцог
Миланский, кардинал Асканио  Сфорца  и  Мариано  Дженнацано,  потерявший
из-за С. репутацию лучшего проповедника. Враги  С.  восстановили  против
него папу, который пригласил С. в Рим; но тот.  под  предлогом  болезни,
отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы,  которым
папа поручил рассмотреть  содержание  проповедей  С.,  не  нашли  в  них
основания для обвинения С. в ереси,  и  папа  опять  предлагал  ему  сан
кардинала. После  удаления  французской  армии  для  республики  настали
тяжелые времена: свирепствовали болезни,  начался  голод,  финансы  были
истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции  имп.  Максимилиана,
который осадил Ливорно. Сеньория умоляла С. успокоить народ. С.  устроил
процессию и  поддерживал  дух  народа,  хотя  папа  снова  запретил  ему
проповедь (28 окт.). Случайное спасение Ливорно было, в  глазах  народа,
чудом; доверие флорентийцев  к  предсказаниям  С.  усилилось.  Во  главе
сеньории  стоял  преданный  С.   Франческо   Валори;   народная   партия
торжествовала. Пользуясь  этим,  С.  задумал  нанести  решительный  удар
"беснующимся". Он  организовал  отряд  мальчиков,  которые  врывались  в
знатные дома, с целью следить за исполнением  10  заповедей,  бегали  по
городу, отбирали игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи  и
т. п.; потом все это предавалось торжественному  сожжению  на  городской
площади. Светская литература  гуманизма  и  возрождавшаяся  классическая
древность нашли в лице С. непримиримого врага; он  даже  доказывал  вред
науки вообще, стоя на средневековой точке зрения.  Составилось  общество
разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить С. в  праздник
Вознесения, но друзья спасли С. Потом "беснующиеся" произвели  переполох
в церкви во время проповеди С., не дав ему докончить речи, а 12 мая 1497
г. папа Александр VI, назвав учение С. "подозрительным", отлучил его  от
церкви. С. протестовал; 19 июня появилось  его  "Послание  против  лживо
испрошенной  буллы  об  отлучении",  где  он  отказывался   повиноваться
отлучению, "противному христианской  любви  и  заповедям  Господним",  и
заявлял,  что  несправедливо  отлученный  имеет  право  апеллировать  ко
вселенскому собору. В это время С. выпустил в свет свое знаменитое соч.:

Страницы: «« « 2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680  2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь