Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689  2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699  » »»

Цицерона, Плутарха и Дионисия. Кроме того, книга С. страдает отсутствием
беспристрастия: так напр., он умалчивает о многих действиях Цицирона, из
видимого нерасположения к нему, и, напротив, не скрывает своих  симпатий
к Цезарю, о  котором  говорит  с  особенной  любовью.  Замечательно  что
сочинение С. литературными достоинствами  и  в  особенности  искусством,
какое  обнаружил  С.  в  уменье  переплетать  исторические   события   с
нравственными  рассуждениями  и   психологическими   картинами.   Другое
сочинение С.: "Югурта", написанное, вероятно, около 41 г., стоит гораздо
выше и по тщательному  собиранию  материала,  и  по  исторической  точки
зрения на дело, и по  верности  изображения  характеров,  и  по  отделке
сочинения в частях и в целом. Историческое беспристрастие автору удалось
сохранить, хотя и заметно,  что  это  сочинение  писал  человек  партии,
отъявленный демократ и непримиримый враг олигархии: он  показывает,  как
выродилась ко времени Мария римская аристократия, которую можно было без
особенного труда подкупить всякому интригану и которая ради личных выгод
жертвовала интересами  и  честью  государства  (известны  слова  Югурты:
"Продажный  город,  который   тотчас   погибнет,   как   только   найдет
покупателя!"). С особенным  сочувствием  С.  относится  к  энергическому
представителю римской демократии, Марию. В этом  сочинении  исторический
талант писателя высказался в полном блеске и  в  искусстве  рассказа;  в
уменье представить в речах, влагаемых  в  уста  действующих  лиц,  общую
картину политического положения и  настроения  массы  в  данную  минуту.
После  этого  сочинения  были  написаны  дошедшие  до  нас  в   отрывках
"Истории", в 5 книгах. Кроме исторических сочинений, с именем  С.  дошли
до нас два письма его к Цезарю ("Duae epistolae  ad  Caesarem  senem  de
republica") и "Декламация против Цицерона" ("Declamatio in  Ciceronem");
но в настоящее время эти сочинения признаются риторическими упражнениями
последующего времени. Несмотря на значение  трудов  С.,  он  не  находил
единодушного признания в римской литературе. Против  него  высказывались
самые  резкие   суждения,   вследствие   разлада   между   его   прошлой
небезупречной жизнью и нравственными размышлениями в его сочинениях; ему
приписывались самые омерзительные пороки (напр.  грамматиком  Ленеем,  а
также в  пасквильной  речи  "Declamatio  in  Sallustium");  его  же,  за
несоответствие морали с жизнью, упрекают отцы церкви, как  Лактанций,  и
позднейшие  римские  писатели,  как  Макробий  и  Симмах.  Кроме   того,
Саллюстий подвергался нападкам за риторически колорит повествования,  за
употребление  древних  слов,  затемняющих  смысл,  за   темноту   языка,
происходящую  от  сжатости  (obscura  brevitas).  Не   смотря   на   эти
неблагоприятные  отзывы,  С.  пользовался  во  время   империи   большой
популярностью и имел репутацию лучшего римского историка: его изучали  в
риторских школах и особенно любили  грамматики  за  его  архаизмы;  даже
сжатость его языка, Sallusliana brevitas, восхвалялась Квинтилианом. При
Адриане сочинения С. были переведены на греческий язык ритором Зиновием.
И в средние века моралистическое направление  сочинений  С.  приобретает
ему  многочисленных  почитателей,  о  чем  свидетельствует  и  множество
дошедших до нас списков "Катилины" и "Югурты". Лучшие из дошедших до нас
списков сочинение С. - два парижских и базельский - все три  Х-го  стол.
Важнейшие из старинных изданий С.: первое издание  в  Венеции  1470  г.,
вышедшее в том же году издание в Риме, первое парижское издание 1509 г.,
издание Карриона в Антверпене 1573 г., издание Корте в Лейпциге 1724  г.
Более новые издания: Gerlach (Базель, 1833 - 1831 и 1852), Kritz  (Лпц.,
1828, 1853), Dietsch (Бррл., 1859), Jacobs-Wirz (10 изд., Берл.,  1894),
Jordan (3 изд., 1887). Maurenbrecher  издал  все  отрывки  "Истории"  С.
(Лиц., 1893). Ср. Ch. de  Brosses  "Vie  de  Salluste"  (в  3-м  т.  его
"Hlstoire de la repubilque Romaine dans le  cours  du  Vllе  siecle  par
Salluste, Дижон, 1777); Vogel, "De C. Sallustii Crinpl vita, moribus  ac
scriplis" (Майнц, 1857);  Gerbach,  "Ueber  den  Geschichtsschreiber  C.
Salliistius  Сrispus"  (Базель,  1831);  Dreis,   "Ueber   Sallust   als
Geschichtsschreiber" (Итцегое, 1845); Touffel, "Ueber  S.  und  Tacitus"
(Тюбинг., 1868); ст. Новоселова в "Журн. Мин. Нар. Просв." (1862, авг. и
сент.); ст. Бабста в "Пропилеях" (I,  стр.  223);  Nisard,  "L'historien
Salluste" (Пар., 1879). На немецкий яз.  соч.  С.  переводили  Cless  (3
изд., Берл., 1882) и Holzer (Штутг., 1868),  на  русский  -  В.  Рудаков
(СПб., 1892 - 93).
   Салон (франц. salon, от итальянск. salone - большая зала) -  комната,
служащая для приема гостей. В истории  парижского  общества,  начиная  с
XVII в., С. играют немаловажную роль. Название С. присвоено устраиваемым
в Париже большим ежегодным выставкам  новейших  произведений  искусства,
вследствие того, что эти выставки первоначально (в XVII и  XVIII  стол.)
происходили в большой зале Луврского дворца.
   Салоны - во Франции играли в прежнее  время  видную  роль  в  истории
литературы и политики. Это - кружки, группировавшиеся вокруг  какой-либо
выдающейся женщины, царицы салона, блестевшей остроумием, талантливостью
или красотою. В С. собирались выдающиеся представители науки,  искусства
и политики, и вели, в изящной  форме,  беседы  по  вопросам  политики  и
литературы. До известной степени, таким образом,  С.  заменяли  нынешнюю
печать в выражении общественного  мнения.  Здесь  зарождались  веяния  и
требования, вырабатывавшиеся потом в целые  системы  и  налагавшие  свой
отпечаток на литературу и общество. Явление, подобное франц.  С.,  можно
видеть в истории Афин,  где  у  некоторых  гетер  собирались  выдающиеся
современники: такова была в особенности  Аспазия,  у  которой  сходились
Перикл, Сократ, Алкивиад и др. и обсуждались различные вопросы философии
и  политики;  она  давала  уроки  риторики.  И  в  византийской  истории
встречаются  подобные  собрания  поэтов,  музыкантов  и  др.   артистов.
Образование французских С. относится к XVI и особенно к началу XVII  в.,
когда женщина в  высшем  обществе  Франции  делается  предметом  особого
культа  и  около  ее  образуется  круг  поклонников.  Первые  С.  посипи
исключительно литературный характер. Маргарита шотландская  и  Маргарита
наваррская в XVI в. были из числа  первых  женщин,  дом  которых  служил
сборным местом для поэтов и ученых. Одним из первых и наиболее блестящим
в XVII в. был С.  Рамбулье,  сделавшийся  сборным  пунктом  всех  хорошо
воспитанных, остроумных людей. Его душою была хозяйка, маркиза Рамбулье;
в ее отеле собирались Корнель, Ротру, Скюдери, Малерб  и  др.;  этот  С.
оказал благотворное влияние на развитие франц. литературы. К началу XVII
в. относится  также  С.  г-жи  Поле,  пользовавшийся  в  Париже  большой
известностью и посещавшийся королем Генрихом IV.  Из  великосветских  С.
того века блистал еще С. г-жи Бурдоне, в Пале-Рояле. К С., в которые был
открыт доступ и буржуазии, относится С.  m-lle  де  Скюдери,  у  которой
собирались Шапелен, Саразен, г-жи де Севинье, Скаррон, читались стихи  и
др.  литературные  произведения,  обсуждались  события  дня  и   т.   п.

Страницы: «« « 2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689  2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь