|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 » »» написанных С., есть, конечно, и такие, к которым применимо название
фельетона или карикатуры - но по небольшой и сравнительно неважной части
нельзя судить о громадном целом. Встречаются у Салтыкова и резкие,
грубые, даже бранные выражения, иногда, быть может, бьющие через край;
но вежливости и сдержанности нельзя и требовать от сатиры. В. Гюго не
перестал быть поэтом, когда сравнил своего врага с поросенком,
щеголяющим в львиной шкуре; Ювенал читается в школах, хотя у него есть
неудобопереводимые стихи. Обвинению в цинизме подвергались, в свое
время, Вольтер, Гейне, Барбье, П. Л. Курье, Бальзак; понятно, что оно
взводилось и на С. Весьма возможно, что при чтении. С. смеялись, порою,
"помпадуры" или "ташкентцы"; но почему? Потому что многие из читателей
этой категории отлично умеют "кивать на Петра", а другие видят только
смешную оболочку рассказа, не вникая в его внутренний смысл. Слова С. о
"рабьем языке" не следует понимать буквально. Бесспорно, его манера
носит на себе следы условий, при которых он писал: у него много
вынужденных недомолвок, полуслов, иносказаний - но еще больше можно
насчитать случаев, в которых его речь льется громко и свободно или, даже
сдержанная, напоминает собою театральный шепот, понятный всем постоянным
посетителям театра. Рабий язык, говоря собственными словами С., "нимало
не затемняют его намерений"; они совершенно ясны для всякого, кто желает
понять их. Его темы бесконечно разнообразны, расширяясь и обновляясь
сообразно с требованиями времени. Есть у него, конечно, и повторения,
зависящая отчасти от того, что он писал для журналов; но они
оправдываются, большею частью, важностью вопросов, к которым он
возвращался. Соединительным звеном всех его сочинений служит стремление
к идеалу, который он сам (в "Мелочах жизни") резюмирует тремя словами:
"свобода, развитие, справедливость". Под концом жизни эта формула
кажется ему не достаточною. "Что такое свобода", говорить он, "без
участия в благах жизни? Что такое развитие, без ясно намеченной конечной
цели? Что такое справедливость, лишенная огня самоотверженности и
любви"? На самом деле любовь никогда не была чужда С.: он всегда
проповедовал ее "враждебным словом отрицанья". Беспощадно преследуя зло,
он внушает снисходительность к людям, в которых оно находит выражение
часто помимо их сознания и воли. Он протестует, в "Больном месте",
против жестокого девиза: "со всем порвать". Речь о судьбе русской
крестьянской женщины, вложенная им в уста сельского учителя ("Сон в
летнюю ночь", в "Сборнике"), может быть поставлена, по глубине лиризма,
наряду с лучшими страницами некрасовской поэмы: "Кому на Руси жить
хорошо". "Кто видит слезы крестьянки? Кто слышит, как они льются капля
по капле? Их видит и слышит только русский крестьянский малютка, но в
нем они оживляют нравственное чувство и полагают в его сердце первые
семена добра". Эта мысль, очевидно, давно овладела С. В одной из самых
ранних и самых лучших его сказок ("Пропала совесть") совесть, которою
все тяготятся и от которой все стараются отделаться, говорит своему
последнему владельцу: "отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты
передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем, авось он меня,
неповинный младенец, приютит и выходит, авось он меня в меру возраста
своего произведет да и в люди потом со мной выйдет - не погнушается...
По этому ее слову так в сделалось. Отыскал мещанишка маленькое русское
дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет
маленькое дитя, и вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое
дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда
все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и
захочет распоряжаться всем сама". Эти слова, полные не только любви, но
и надежды - завет, оставленный С. русскому народу.
В высокой степени своеобразны слог и язык С. Каждое выводимое им лицо
говорит именно так, как подобает его характеру и положению. Слова
Дерунова, например, дышат самоуверенностью и важностью, сознанием силы,
не привыкшей встречать ни противодействия, ни даже возражений. Его речь
- смесь идейных фраз, почерпнутых из церковного обихода, отголосков
прежней почтительности перед господами и нестерпимо резких нот
доморощенной политико-экономической доктрины. Язык Разуваева относится к
языку Дерунова, как первые каллиграфические упражнения школьника к
прописям учителя. В словах Фединьки Неугодова можно различить и
канцелярский формализм высшего полета, и что-то салонное, и что-то
Оффенбаховское. Когда С. говорит от собственного своего лица,
оригинальность его манеры чувствуется в расстановке и сочетании слов, в
неожиданных сближениях, в быстрых переходах из одного тона в другой.
Замечательно уменье Салтыкова приискать подходящую кличку для типа, для
общественной группы, для образа действий ("Столп", "Кандидат в столпы",
"внутренние Ташкенты", "Ташкентцы приготовительного класса", "Убежище
Монрепо", "ожидание поступков" и т. п.). Мало таких нот, мало таких
красок, которых нельзя было бы найти у С. Сверкающий юмор, которым полна
удивительная беседа мальчика в штанах с мальчиком без штанов, так же
свеж и оригинален, как и задушевный лиризм, которым проникнуты последние
страницы "Господ Головлевых" и "Больного места". Описаний у С. немного,
но и между ними попадаются такие перлы, как картина деревенской осени в
"Господах Головлевых" или засыпающего уездного городка в
"Благонамеренных речах".
Собрание соч. С. с приложением "Материалов для его биографии", вышло
в первый раз (в 9 т.) в год его смерти (1889) и выдержало с тех пор еще
два издания.
Литература о С, P., "Литературная деятельность С. " ("Русская Мысль"
1889 г. ј 7 - перечень соч. С.); "Критические статьи", изд. М. Н.
Чернышевским (СПб., 1893); О. Миллер, "Русские писатели после Гоголя"
(ч. II, СПб., 1890); Писарев, "Цветы невинного юмора (соч. т. IX);
Добролюбов, соч. т. II, Н. К. Михайловский, "Критические опыты. II.
Щедрин" (М., 1890); его же, "Материалы для литературного портрета С."
("Русск. Мысль", 1890 г. М. 4); К. Арсеньев, "Критические этюды по
русской литературе" (т. 1, СПб., 1888); его же "М. Е. С. Литературный
очерк" ("Вестн. Европы", 1889 г. ј 6); статья В. И. Семевского в
"Сборники Правоведения", т. I; биографии Салтыкова, С. Н. Кривенко, в
"Биографической библиотеке" Павленкова; А. Н. Пыпин, "М. Е. Салтыков"
(СПб., 1899); Михайлов, "Щедрин, как чиновник" (в "Одесском Листке";
выдержки в ј 213 "Новостей" за 1889 г.). Автограф письма С. к С. А.
Венгерову, с биографическими сведениями, воспроизведен в сборнике
"Путь-дорога", изданном в пользу нуждающихся переселенцев (СПб., 1893).
Соч. С. существуют и в переводах на иностранные языки, хотя своеобразный
Страницы: «« « 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |