Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703  2704   2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711   2712   2713  » »»

(Selbstverwaltung; по франц. нет соответственного слова)  на  континенте
Европы довольно нового происхождения (в Германии с 1850-х гг., в  России
с 1860-х гг.) и представляет перевод англ. selfgovernment; как указывает
самое словообразование, он обозначает управление каким-либо  кругом  дел
самими   заинтересованными   гражданами   (непосредственно   или   через
посредство избранных ими органов), без вмешательства посторонней власти.
В широком смысле С. имеет место везде, где  правительство  избирается  и
вполне зависит от народа (т. е. преимущественно в республиках);  в  этом
смысле Соедин. Штаты, Швейцария и даже Франция, а также отдельные  штаты
и кантоны суть самоуправляющиеся государства, а их парламенты органы  С.
В самой Англии парламент, наравне с мировыми судьями и судом  присяжных,
обыкновенно  называется  органом  С.  Самоуправлением  пользуется  также
церковь (где она отделена от государства), а также всякая ассоциация или
вообще общественная группа, раз ей предоставлено право,  в  определенных
законом или уставом пределах, заведовать собственными делами, хотя бы  и
под надзором правительства. Но гораздо употребительнее термин С. в более
тесном смысле, когда он является  синонимом  местного  самоуправления  и
обозначает, что хозяйственными и иными дедами какойлибо административной
единицы (провинции, уезда, общины и т. д.) заведуют  жители  этой  самой
единицы, а не органы центральной власти;  в  этом  только  смысли  С.  и
является самостоятельным институтом. С. существует, следовательно,  там,
где местные дела противополагаются общегосударственным. С.  предполагает
не только разграничение сфер компетенции властей центральных и  местных,
не только самостоятельность последних, но и взаимную  их  независимость;
оно признает различие самых источников власти для тех и  других:  первые
либо властвуют по собственному праву ("милостию Божией"), либо  получают
власть от всего народа ("волею народа"); вторые получают ее от  местного
общества. Различие между государственным управлением и  С.  простирается
на самый  ее  характер.  Правительство  ость  носитель  государственного
суверенитета - власть же органов С. не суверенна; правительство является
властью законодательной - органы самоуправления действуют в порядке и  в
пределах компетенции, указанных им верховной правительственной  властью.
Правительственная власть может законно сама  себя  реформировать,  может
даже (в теории) изменить самую свою сущность  (заменить  республиканскую
форму монархической, неограниченную монархическую власть ограниченной  и
т. д.), тогда как  органы  С.  создаются,  нормируются  и  реформируются
верховной властью. Таким образом правительство  есть  власть  верховная,
органы С. -  власть  подзаконная.  С  принципиальной  точки  зрения  это
различие чрезвычайно важно, указывая на полную  противоположность  между
двумя институтами. На практике, однако, в различный эпохи и даже ныне  в
различных   государствах,   сфера   компетенции   С.   так    причудливо
разграничивается со сферой компетенции государства, С.  принимает  столь
различные  формы,  что  противоположение  это  теряет,   отчасти,   свое
значение.  Между   вполне   независимым,   суверенным   государством   и
самоуправляющейся, зависящей  от  него  единицей  разница  очевидна,  но
весьма   трудно   провести   определенную   границу   между    понятиями
самоуправляющейся единицы и государства не суверенного. Последнее,  даже
входя в состав союзного государства (штат в Америке, кантон в Швейцарии,
государство  в   Германии),   сохраняет   свое   самостоятельное   право
властвования; управление  его  самостоятельно  и  бесконтрольно;  власть
принадлежит ему не только quo  ad  exercitium,  но  и  quo  ad  ins.  На
практике, однако,  государство  не  суверенное  самостоятельно,  даже  в
пределах своей компетенции, далеко не безусловно.  Так,  штаты  Северной
Америки,  являясь  несомненно  государствами,  а  не  самоуправляющимися
провинциями,  ограничены  в  праве  реорганизации  своего   собственного
государственного строя (они обязаны сохранять республиканскую  форму)  и
своих гражданских законов (запрещение рабства). Кроме того,  есть  такие
отрасли  управления  (напр.  назначение  офицеров,  обучение   милиции),
которые ведаются властями штата под непосредственным  наблюдением  всего
союза. Фактически влияние союза на дела  штата  еще  гораздо  шире.  Еще
менее   абсолютна   самостоятельность   государств   вассальных.    Даже
государства, признаваемые суверенными, ставятся  иногда  под  бдительный
контроль иностранных держав (финансовый контроль над Сербией,  Грецией).
Наконец, все слабые государства  находятся  под  постоянным  фактическим
контролем великих держав, и каждая крупная перемена в первых должна быть
признана последними: это, правда, положение не юридическое) но  от  того
не   менее   действительное.   С   другой   стороны,   самостоятельность
самоуправляющихся единиц  может  быть  чрезвычайно  широка.  Графства  и
сельского округа Новой Англии  заведуют  своими  внутренними  делами  на
основании законов штата, но вполне самостоятельно; должностные  лица  не
нуждаются в утверждении и не обязаны отчетом  правительству  штата;  оно
обыкновенно не гарантирует их долгов и имеет дело с ними  только  тогда,
когда они желают либо разделиться на две части, либо слиться с соседними
в одну самоуправляющуюся единицу; но в подобных случаях и конгресс Соед.
Штатов вмешивается в дела отдельных штатов.  Столь  же,  если  не  более
самостоятельны такие самоуправляющиеся области, как Канада, Капландия  и
другие английские колонии,  зависимость  которых  от  Англии  выражается
только в дарованной им конституции и в надзоре  представителя  верховной
власти, в лице назначенного ею губернатора или  генералгубернатора:  они
имеют свой парламент, свое министерство,  свои  законы.  Итак,  с  одной
стороны не суверенные государства, а отчасти и суверенные, не могут быть
признаны   властвующими    безусловно    самостоятельно;    с    другой,
самостоятельность при С. может быть весьма велика - следовательно точной
и определенной границы между этими двумя понятиями  нет;  разница  между
ними скорее количественная. Формы, которые принимает С., разнообразны до
бесконечности; различен и объем территории самоуправляющихся  единиц,  и
круг дед, переданных в их ведение,  и  отношение  их  к  государству,  и
организация, и самый  характер  самоуправления.  В  последнем  отношении
можно  указать  на  различие  между  аристократическим  С.  (Англия   до
последних  реформ  1888  и  1894  г.,  Австрия,  Пруссия),  при  котором
заведование  местными  делами  принадлежит   привилегированным   группам
населения,  и  демократическим  С.  (Соединенные  Штаты),  при   котором
заведование  местными  делами   принадлежит   всему   населению   данной
местности.  С  точки  зрения  территории  различается,  во-первых,   С.,
допущенное  на  одинаковых  началах   на   всем   пространстве   данного
государства или на значительной  его  части  (различные  америк.  штаты,
Россия, Англия),  от  С.  или  автономии,  признанной  для  какой-нибудь
отдельной  провинции,  на  основе  специального  закона  (Канада,  Вост.
Румелия в эпоху 1878 - 85 г.), и во-вторых, С.  в  больших  или  меньших
территориальных единицах. Так напр., в штатах  Новой  Англии  правом  С.

Страницы: «« « 2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703  2704   2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711   2712   2713  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь