Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 » »» - 58); Скальковский, "Рассвет" (1861, 11); Зола, в "Парижских письмах" ("Вестн. Европы", 1877 и отд.); "Ж.-С. по ее письмам" ("Загр. Вестн." 1881, кн. 10). Белинский, в первом периоде своей деятельности, относился к Ж.-С. с страстною нетерпимостью. Одним из первых симптомов переворота, происшедшего в его миросозерцании, был восторженный отзыв о романе Ж.-С. "Бернар Мопра" (1841). С тех пор Ж.-С. стала для него автором столь же любимым, какими были Гете и Гофман в дни его молодости, и с 1842 г. начался в "Отеч. Записках" длинный ряд переводов ее романов ("Орас", "Мельхиор", "Андре", "Домашний секретарь", и друг.). Белинский всецело примкнул к воззрениям Ж.-С. на женщину, на брачные отношения и проч., клеймил "киргиз-кайсацкий" взгляд на женскую "честь", называл Ж.-С. "вдохновенной пророчицей", "энергическим адвокатом прав женщин" и ставил наряду с Шиллером, этим "адвокатом человечества", а в одном письме к Боткину (1842) писал: "С. - это решительно Иоанна д'Арк нашего времени, звезда спасения и пророчица великого будущего". Особенно высоко Белинский ценил в Ж.-С. глубокую и истинную гуманность. Из всех иностранных писателей С. оказала наибольшее влияние на русских беллетристов 40-х годов. Она была любимейшим автором Щедрина в дни его молодости ("За рубежом", гл. IV), ею зачитывался Тургенев, она оказала неизгладимое влияние на Достоевского. "Женский вопрос" в русской литературе был поднять под непосредственным влиянием С. Е. А. Ган уже в первой своей повести: "Идеал" (1837) вложила в уста своей героини протест против общественного рабства "царицы общества", а затем на том же протесте построила всю повесть: "Напрасный дар". Сходясь с С. во взгляде на великое значение для женщины жизни сердца, Е. А. Ган, вопреки С. единственной законной для этого формой считала брак. Проповедь свободы чувства впервые поднята была в романе Искандера (Герцена) "Кто виноват?", отметившей, между прочим, одностороннее развитие женщины, замкнутой в сферу "кухни и спальни". На первый план та же проповедь выступает в повести Дружинина: "Полинька Сакс" (1847), для которой первообразом послужил жорж-зандовский "Жак". В том же 1847 г. не был пропущен цензурой роман Писемского "Боярщина", который должен был появиться в "Отеч. Записках", и по признанию автора, находившегося, подобно всем своим современникам, под влиянием С." был им написан "как протест против брака". Влияние "Жака" заметно и в романе Авдеева "Подводный камень", появившемся гораздо позже, в 1860 г. Сандаловое дерево - различные виды деревьев, древесина которых дает краску (синюю, черную или красную) или идет на поделки. Таково: 1) Haematoxylon Campechianum L., кампешевое дерево; 2) Pterocarpus santallnus L., дерево относящееся к сем. мотыльковых; дико растет в восточных частях тропической Азии и на Цейлоне. Древесина его, под именем красного сандала или калиатурового дерева, идет на краску и на поделки; оно слабо ароматично и содержит сантолин, санталовую кислоту, сантал и птерокарпин. Дерево это достигает 6-8 метров высоты; ветви у него серовойлочные, листья перистые; желтые с красными подосками цветки одиночные, пазушные или в кистях; из 10 тычинок, девять спаяны нитями в трубочку; боб округлый, гладкий. 3) Santalum album L. - дерево из сем. санталовых, дико растущее в Остиндии и на Малайских о-вах. Желто-розовая или желтоватая, ароматная древесина его, под именем белого или желтого сандала, употребляется в парфюмерии, в столярном деле и в медицине. Листья у этого дерева яйцевидно-эллиптические, крупные, кожистые. Цветки обоеполые, с сростнолистным околоцветником, в метелках; тычинок 4 - 5, плод - костянка. Дерево паразитное. С. Р. Сандунова (до замужества Уранова, Елизавета Семеновна) - русская певица (1772 - 1882). Воспитывалась в театральном училище; обладала замечательным по объему mezzo-soprano; в течете 33-хлетней сценической деятельности исполнила 320 ролей. Пользовалась покровительством Екатерины II, которой она была обязана и своим семейным счастьем: императрица оградила ее от назойливых преследований разных вельмож и устроила ее свадьбу с актером Сандуновым. Н. С. Санкхья (санскр. Samkhya - относящийся к числу, численный, "перечисляющий", затем перечисление, исследование, различение, размышление) - древнейшая и главнейшая из шести философских школ древней Индии, более близкая к школе йога; время и место ее возникновения (в сев. Индии) еще не поддаются определению. Можно только утверждать, что школа С. существовала еще в добуддийскую эпоху, как это доказывает ряд общих черт у буддизма и С., подтверждающий туземное предание о происхождении буддизма из основных учении С. (см. Якоби, "Der Ursprung d. Buddhismus aus dem Sankhya-Yoga", в "Nadir, d. Gott. Gesellsch. d. Wissenschaften", 1896, стр. 43 и сл). Так как с другой стороны очевидно, что философия С. - поздние древнейших упанишад, то не лишено вероятия мнение Рих. Гарбе, что С. возникла в виде реакции пантеизму упанишад. Другого, малоправдоподобного, мнения держатся Нилакантха Шастри Гор, Гауг (Gough) и Макс Мюллер, утверждающие, что С. первоначально представляла собой "перечисление" основных понятий веданты, излагаемой в упанишадах, при котором были употреблены особые выражения; подлинное значение этих терминов со временем забылось, и с ними связаны были новые понятия, составившие основы философии С., позднейшим развитием которых является учение С. в тесном смысле слова. Если в древнейших упанишадах учение С. еще не встречается, то, напротив, позднейшие упанишады нередко содержат в себе те или другие его идеи, хотя нигде они еще не приведены в систему. Основателем учения С. считается во всей индийской литературе мифический мудрец Капила, о котором ничего неизвестно, кроме легендарных данных, находимых в Махабхарате, Рамаяне и Пуранах. Более веса можно придать буддийским свидетельствам о нем, приводящим его в связь с городом Капилавасту. Эти известия довольно правдоподобны, в виду указанных уже связей С. с буддизмом, в истории которого город Капилавасту играет видную роль. Во всяком случай, если Капила действительно существовал, то время жизни его, в виду зависимости буддизма от С., должно быть отнесено ко времени до половины VI в. до Р. Хр. Непосредственным учеником Капилы предание называет Асури (Asuri), о котором также ничего достоверного неизвестно. Более определенной является личность второго из главных авторитетов школы С., философа Панчашикха. Индийские источники перечисляют еще ряд других философов, в том числе Виндхьявасину или Виндхьявасаку, жившего, вероятно, в I в. по Р. Хр. и упоминаемого китайскими источниками; от прочих сохранились Страницы: «« « 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |