|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 » »» - 58); Скальковский, "Рассвет" (1861, 11); Зола, в "Парижских
письмах" ("Вестн. Европы", 1877 и отд.); "Ж.-С. по ее письмам" ("Загр.
Вестн." 1881, кн. 10).
Белинский, в первом периоде своей деятельности, относился к Ж.-С. с
страстною нетерпимостью. Одним из первых симптомов переворота,
происшедшего в его миросозерцании, был восторженный отзыв о романе Ж.-С.
"Бернар Мопра" (1841). С тех пор Ж.-С. стала для него автором столь же
любимым, какими были Гете и Гофман в дни его молодости, и с 1842 г.
начался в "Отеч. Записках" длинный ряд переводов ее романов ("Орас",
"Мельхиор", "Андре", "Домашний секретарь", и друг.). Белинский всецело
примкнул к воззрениям Ж.-С. на женщину, на брачные отношения и проч.,
клеймил "киргиз-кайсацкий" взгляд на женскую "честь", называл Ж.-С.
"вдохновенной пророчицей", "энергическим адвокатом прав женщин" и ставил
наряду с Шиллером, этим "адвокатом человечества", а в одном письме к
Боткину (1842) писал: "С. - это решительно Иоанна д'Арк нашего времени,
звезда спасения и пророчица великого будущего". Особенно высоко
Белинский ценил в Ж.-С. глубокую и истинную гуманность. Из всех
иностранных писателей С. оказала наибольшее влияние на русских
беллетристов 40-х годов. Она была любимейшим автором Щедрина в дни его
молодости ("За рубежом", гл. IV), ею зачитывался Тургенев, она оказала
неизгладимое влияние на Достоевского.
"Женский вопрос" в русской литературе был поднять под
непосредственным влиянием С. Е. А. Ган уже в первой своей повести:
"Идеал" (1837) вложила в уста своей героини протест против общественного
рабства "царицы общества", а затем на том же протесте построила всю
повесть: "Напрасный дар". Сходясь с С. во взгляде на великое значение
для женщины жизни сердца, Е. А. Ган, вопреки С. единственной законной
для этого формой считала брак. Проповедь свободы чувства впервые поднята
была в романе Искандера (Герцена) "Кто виноват?", отметившей, между
прочим, одностороннее развитие женщины, замкнутой в сферу "кухни и
спальни". На первый план та же проповедь выступает в повести Дружинина:
"Полинька Сакс" (1847), для которой первообразом послужил
жорж-зандовский "Жак". В том же 1847 г. не был пропущен цензурой роман
Писемского "Боярщина", который должен был появиться в "Отеч. Записках",
и по признанию автора, находившегося, подобно всем своим современникам,
под влиянием С." был им написан "как протест против брака". Влияние
"Жака" заметно и в романе Авдеева "Подводный камень", появившемся
гораздо позже, в 1860 г.
Сандаловое дерево - различные виды деревьев, древесина которых дает
краску (синюю, черную или красную) или идет на поделки. Таково: 1)
Haematoxylon Campechianum L., кампешевое дерево; 2) Pterocarpus
santallnus L., дерево относящееся к сем. мотыльковых; дико растет в
восточных частях тропической Азии и на Цейлоне. Древесина его, под
именем красного сандала или калиатурового дерева, идет на краску и на
поделки; оно слабо ароматично и содержит сантолин, санталовую кислоту,
сантал и птерокарпин. Дерево это достигает 6-8 метров высоты; ветви у
него серовойлочные, листья перистые; желтые с красными подосками цветки
одиночные, пазушные или в кистях; из 10 тычинок, девять спаяны нитями в
трубочку; боб округлый, гладкий. 3) Santalum album L. - дерево из сем.
санталовых, дико растущее в Остиндии и на Малайских о-вах. Желто-розовая
или желтоватая, ароматная древесина его, под именем белого или желтого
сандала, употребляется в парфюмерии, в столярном деле и в медицине.
Листья у этого дерева яйцевидно-эллиптические, крупные, кожистые. Цветки
обоеполые, с сростнолистным околоцветником, в метелках; тычинок 4 - 5,
плод - костянка. Дерево паразитное.
С. Р.
Сандунова (до замужества Уранова, Елизавета Семеновна) - русская
певица (1772 - 1882). Воспитывалась в театральном училище; обладала
замечательным по объему mezzo-soprano; в течете 33-хлетней сценической
деятельности исполнила 320 ролей. Пользовалась покровительством
Екатерины II, которой она была обязана и своим семейным счастьем:
императрица оградила ее от назойливых преследований разных вельмож и
устроила ее свадьбу с актером Сандуновым.
Н. С.
Санкхья (санскр. Samkhya - относящийся к числу, численный,
"перечисляющий", затем перечисление, исследование, различение,
размышление) - древнейшая и главнейшая из шести философских школ древней
Индии, более близкая к школе йога; время и место ее возникновения (в
сев. Индии) еще не поддаются определению. Можно только утверждать, что
школа С. существовала еще в добуддийскую эпоху, как это доказывает ряд
общих черт у буддизма и С., подтверждающий туземное предание о
происхождении буддизма из основных учении С. (см. Якоби, "Der Ursprung
d. Buddhismus aus dem Sankhya-Yoga", в "Nadir, d. Gott. Gesellsch. d.
Wissenschaften", 1896, стр. 43 и сл). Так как с другой стороны очевидно,
что философия С. - поздние древнейших упанишад, то не лишено вероятия
мнение Рих. Гарбе, что С. возникла в виде реакции пантеизму упанишад.
Другого, малоправдоподобного, мнения держатся Нилакантха Шастри Гор,
Гауг (Gough) и Макс Мюллер, утверждающие, что С. первоначально
представляла собой "перечисление" основных понятий веданты, излагаемой в
упанишадах, при котором были употреблены особые выражения; подлинное
значение этих терминов со временем забылось, и с ними связаны были новые
понятия, составившие основы философии С., позднейшим развитием которых
является учение С. в тесном смысле слова. Если в древнейших упанишадах
учение С. еще не встречается, то, напротив, позднейшие упанишады нередко
содержат в себе те или другие его идеи, хотя нигде они еще не приведены
в систему. Основателем учения С. считается во всей индийской литературе
мифический мудрец Капила, о котором ничего неизвестно, кроме легендарных
данных, находимых в Махабхарате, Рамаяне и Пуранах. Более веса можно
придать буддийским свидетельствам о нем, приводящим его в связь с
городом Капилавасту. Эти известия довольно правдоподобны, в виду
указанных уже связей С. с буддизмом, в истории которого город
Капилавасту играет видную роль. Во всяком случай, если Капила
действительно существовал, то время жизни его, в виду зависимости
буддизма от С., должно быть отнесено ко времени до половины VI в. до Р.
Хр. Непосредственным учеником Капилы предание называет Асури (Asuri), о
котором также ничего достоверного неизвестно. Более определенной
является личность второго из главных авторитетов школы С., философа
Панчашикха. Индийские источники перечисляют еще ряд других философов, в
том числе Виндхьявасину или Виндхьявасаку, жившего, вероятно, в I в. по
Р. Хр. и упоминаемого китайскими источниками; от прочих сохранились
Страницы: «« « 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |