Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708  2709   2710   2711   2712   2713   2714   2715   2716   2717   2718  » »»

   -  58);  Скальковский,  "Рассвет"  (1861,  11);  Зола,  в  "Парижских
письмах" ("Вестн. Европы", 1877 и отд.); "Ж.-С. по ее  письмам"  ("Загр.
Вестн." 1881, кн. 10).
   Белинский, в первом периоде своей деятельности, относился к  Ж.-С.  с
страстною  нетерпимостью.  Одним   из   первых   симптомов   переворота,
происшедшего в его миросозерцании, был восторженный отзыв о романе Ж.-С.
"Бернар Мопра" (1841). С тех пор Ж.-С. стала для него автором  столь  же
любимым, какими были Гете и Гофман в дни его  молодости,  и  с  1842  г.
начался в "Отеч. Записках" длинный ряд  переводов  ее  романов  ("Орас",
"Мельхиор", "Андре", "Домашний секретарь", и друг.).  Белинский  всецело
примкнул к воззрениям Ж.-С. на женщину, на брачные  отношения  и  проч.,
клеймил "киргиз-кайсацкий" взгляд  на  женскую  "честь",  называл  Ж.-С.
"вдохновенной пророчицей", "энергическим адвокатом прав женщин" и ставил
наряду с Шиллером, этим "адвокатом человечества", а  в  одном  письме  к
Боткину (1842) писал: "С. - это решительно Иоанна д'Арк нашего  времени,
звезда  спасения  и  пророчица  великого  будущего".   Особенно   высоко
Белинский  ценил  в  Ж.-С.  глубокую  и  истинную  гуманность.  Из  всех
иностранных  писателей  С.  оказала  наибольшее   влияние   на   русских
беллетристов 40-х годов. Она была любимейшим автором Щедрина в  дни  его
молодости ("За рубежом", гл. IV), ею зачитывался Тургенев,  она  оказала
неизгладимое влияние на Достоевского.
   "Женский   вопрос"   в   русской   литературе   был    поднять    под
непосредственным влиянием С. Е. А.  Ган  уже  в  первой  своей  повести:
"Идеал" (1837) вложила в уста своей героини протест против общественного
рабства "царицы общества", а затем на  том  же  протесте  построила  всю
повесть: "Напрасный дар". Сходясь с С. во взгляде  на  великое  значение
для женщины жизни сердца, Е. А. Ган, вопреки  С.  единственной  законной
для этого формой считала брак. Проповедь свободы чувства впервые поднята
была в романе Искандера  (Герцена)  "Кто  виноват?",  отметившей,  между
прочим, одностороннее развитие  женщины,  замкнутой  в  сферу  "кухни  и
спальни". На первый план та же проповедь выступает в повести  Дружинина:
"Полинька   Сакс"   (1847),   для    которой    первообразом    послужил
жорж-зандовский "Жак". В том же 1847 г. не был пропущен  цензурой  роман
Писемского "Боярщина", который должен был появиться в "Отеч.  Записках",
и по признанию автора, находившегося, подобно всем своим  современникам,
под влиянием С." был им написан  "как  протест  против  брака".  Влияние
"Жака" заметно  и  в  романе  Авдеева  "Подводный  камень",  появившемся
гораздо позже, в 1860 г.
   Сандаловое дерево - различные виды деревьев, древесина  которых  дает
краску (синюю, черную или красную)  или  идет  на  поделки.  Таково:  1)
Haematoxylon  Campechianum  L.,  кампешевое   дерево;   2)   Pterocarpus
santallnus L., дерево относящееся к  сем.  мотыльковых;  дико  растет  в
восточных частях тропической Азии  и  на  Цейлоне.  Древесина  его,  под
именем красного сандала или калиатурового дерева, идет на  краску  и  на
поделки; оно слабо ароматично и содержит сантолин,  санталовую  кислоту,
сантал и птерокарпин. Дерево это достигает 6-8 метров  высоты;  ветви  у
него серовойлочные, листья перистые; желтые с красными подосками  цветки
одиночные, пазушные или в кистях; из 10 тычинок, девять спаяны нитями  в
трубочку; боб округлый, гладкий. 3) Santalum album L. - дерево  из  сем.
санталовых, дико растущее в Остиндии и на Малайских о-вах. Желто-розовая
или желтоватая, ароматная древесина его, под именем белого  или  желтого
сандала, употребляется в парфюмерии, в  столярном  деле  и  в  медицине.
Листья у этого дерева яйцевидно-эллиптические, крупные, кожистые. Цветки
обоеполые, с сростнолистным околоцветником, в метелках; тычинок 4  -  5,
плод - костянка. Дерево паразитное.
   С. Р.
   Сандунова (до замужества  Уранова,  Елизавета  Семеновна)  -  русская
певица (1772 - 1882).  Воспитывалась  в  театральном  училище;  обладала
замечательным по объему mezzo-soprano; в течете  33-хлетней  сценической
деятельности  исполнила   320   ролей.   Пользовалась   покровительством
Екатерины II, которой  она  была  обязана  и  своим  семейным  счастьем:
императрица оградила ее от назойливых  преследований  разных  вельмож  и
устроила ее свадьбу с актером Сандуновым.
   Н. С.
   Санкхья  (санскр.  Samkhya  -   относящийся   к   числу,   численный,
"перечисляющий",   затем   перечисление,    исследование,    различение,
размышление) - древнейшая и главнейшая из шести философских школ древней
Индии, более близкая к школе йога; время и  место  ее  возникновения  (в
сев. Индии) еще не поддаются определению. Можно только  утверждать,  что
школа С. существовала еще в добуддийскую эпоху, как это  доказывает  ряд
общих  черт  у  буддизма  и  С.,  подтверждающий  туземное  предание   о
происхождении буддизма из основных учении С. (см. Якоби,  "Der  Ursprung
d. Buddhismus aus dem Sankhya-Yoga", в "Nadir, d.  Gott.  Gesellsch.  d.
Wissenschaften", 1896, стр. 43 и сл). Так как с другой стороны очевидно,
что философия С. - поздние древнейших упанишад, то  не  лишено  вероятия
мнение Рих. Гарбе, что С. возникла в виде  реакции  пантеизму  упанишад.
Другого, малоправдоподобного, мнения  держатся  Нилакантха  Шастри  Гор,
Гауг  (Gough)  и  Макс  Мюллер,  утверждающие,  что   С.   первоначально
представляла собой "перечисление" основных понятий веданты, излагаемой в
упанишадах, при котором были  употреблены  особые  выражения;  подлинное
значение этих терминов со временем забылось, и с ними связаны были новые
понятия, составившие основы философии С., позднейшим  развитием  которых
является учение С. в тесном смысле слова. Если в  древнейших  упанишадах
учение С. еще не встречается, то, напротив, позднейшие упанишады нередко
содержат в себе те или другие его идеи, хотя нигде они еще не  приведены
в систему. Основателем учения С. считается во всей индийской  литературе
мифический мудрец Капила, о котором ничего неизвестно, кроме легендарных
данных, находимых в Махабхарате, Рамаяне и  Пуранах.  Более  веса  можно
придать буддийским свидетельствам  о  нем,  приводящим  его  в  связь  с
городом  Капилавасту.  Эти  известия  довольно  правдоподобны,  в   виду
указанных  уже  связей  С.  с  буддизмом,  в  истории   которого   город
Капилавасту  играет  видную  роль.  Во  всяком   случай,   если   Капила
действительно существовал,  то  время  жизни  его,  в  виду  зависимости
буддизма от С., должно быть отнесено ко времени до половины VI в. до  Р.
Хр. Непосредственным учеником Капилы предание называет Асури (Asuri),  о
котором  также  ничего  достоверного  неизвестно.   Более   определенной
является личность второго из  главных  авторитетов  школы  С.,  философа
Панчашикха. Индийские источники перечисляют еще ряд других философов,  в
том числе Виндхьявасину или Виндхьявасаку, жившего, вероятно, в I в.  по
Р. Хр. и упоминаемого  китайскими  источниками;  от  прочих  сохранились

Страницы: «« « 2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708  2709   2710   2711   2712   2713   2714   2715   2716   2717   2718  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь