Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707  2708   2709   2710   2711   2712   2713   2714   2715   2716   2717  » »»

эгоиста. "Валентина" поэтично и увлекательно рисует трагедию  брака  без
любви и пробуждение  естественных  влечений  сердца,  роковых  страстей,
разбивающих  семейный  очаг  и  самую  жизнь.  В   "Jacques",   "Andre",
"Mauprat", "Lelia"  мы  видим  как  любовь  поднимает  и  вместе  с  тем
разбивает слабые, нежные натуры, и как  она  смягчает  и  облагораживает
дикую,  необузданную  душу.  Страстный  тон  проповеди  свободы  сердца,
нежность и  поэтичность  героинь  и  героев  и  чарующая  красота  стиля
(особенно в "Lelia") объясняют магическое действие произведений Ж. С. на
современников. "Я полагала, что пишу обыкновенную прозу", пишет Ж. С.  в
одном письме, "а мне доказывают, что я проповедую сенсимонизм". В  самом
деле, ее романы принимали размеры общественных  событий  и  подвергались
горячему обсуждению со стороны различных политических партий.
   Характер произведений Ж. С. меняется в конце 30-х годов, и  время  от
1840 - 48 г. является периодом второй манеры  ее  творчества.  Успех  ее
первых романов показал, каким пламенным адвокатом той  или  другой  идеи
могла быть гениальная романистка. Это привлекало к  ней  провозвестников
новых учений, которыми изобиловала  тогдашняя  Франция;  многие  из  них
стремились сделать ее носительницей в выразительницей их идей. Чуткая  к
смелой новизне, отзывчивая на всякую искреннюю проповедь,  Ж.  С.  легко
поддавалась всем этим влияниям; ее романы этого  периода  проводят  идеи
альтруистического свойства, навеянные  Ламеннэ,  Пьером  Леру  в  др.  В
"Compagnon  du  toor  de  France",  "Peche  de  Mr.  Antoine",  "Meanier
d'Angibault"  выступает  на  сцену  проповедь  социализма;  в   "Horace"
противопоставляется благородный, возвышенный тип защитника народных прав
расслабленному,  нравственно  павшему  эгоисту.  В  "Jeanne"   выступает
религиозная  идея  друидизма.  "Consuelo"  и  "Comtesse  de  Rudolstadt"
принадлежат к тому же типу философских в политических романов, в которых
оригинальность автора до известной степени  подавлена  отражением  чужих
идей. 1848 год был последним годом  политических  увлечений  Ж.  С.  Она
принимала участие  в  движении,  охватившем  общество,  написала  резкие
полемические "Lettres au peuple" и (по  поручению  министра  внутр.  дел
временного правительства,  Ледрю-Роллена)  "Bulletins  du  ministere  de
l'interieur". Поселившись затем окончательно в Ногане, вместе  с  семьей
своего  сына,  Ж.  С.  отдалилась  от  общественной   жизни,   перестала
подчиняться влиянию друзей-философов и вернулась в мир  непосредственной
жизни, к традициям молодости, проведенной среди крестьянского населения.
Еще до 1848 г.  начала  появляться  серия  ее  рассказов  и  романов  из
сельской  жизни:  "Francois  le  Champi",  "Mare  au  diable",   "Petite
Fadette", в которых отразилась наивная, простая и  полная  поэзии  жизнь
беррийских крестьян. Сен-Марк Жирарден справедливо называет эти  романы,
к числу которых принадлежат еще  "Maitres  sonneurs"  (1853)  и  отчасти
"Diable anx champs" (1856) французскими "Георгиками". К концу  сороковых
и  началу  50-х  годов  относятся  также  несколько  театральных   пьес:
"Francois le Champi", "Claudie", "Mariage de Victorine" и др.,  игранных
с большим успехом. Ж. С. страстно увлекалась  театром,  посвящала  много
времени устроенному ею в Ногане театру марионеток, и сочиняла  для  него
пьесы, имевшие потом успех на больших театрах.
   Конечный, очень производительный период  творчества  Ж.  С.  обнимает
1855 - 1876 гг. и характеризуется возвратом к романтизму первой  манеры,
но смягченному жизненным опытом. К этому времени относятся:  "Les  Beaux
Messieurs de Bois-Dore", "Mont-Reveche", "Jean de la Roche", "ie Marquis
de Villemer" (роман и пьеса для театра) и мн. др.,  в  которых  поражает
свежесть таланта и чувств Ж. С. Психология действующих лиц и  окружающая
их среда обрисованы оригинально и  с  большою  задушевностью.  Почти  не
выезжая из Ногана, Ж. С. вела спокойную, правильную жизнь в кругу  семьи
своего сына Мориса. Письма  ее  полны  подробностей  о  разных  домашних
событиях; она вместе с внучками радуется приближению Рождества и усердно
готовить новые костюмы для марионеток;  нездоровье  невестки  или  детей
захватывает ее сильнее, чем общественные интересы. Если  она  пишет  без
устали до самой смерти (кроме множества романов она написала многотомную
"Histoire de ma vie", "Impressions et souvenirs", "Contes  d'une  grand'
mere" и т. д.), то главным образом для того, чтобы обеспечить будущность
своих детей. К друзьям своим, часто приезжавшим  гостить  в  Ноган,  она
относится с той же материнской заботливостью, к начинающим писателям - с
участием, убеждая их приобретать как  можно  более  фактических  знаний,
прежде чем приступать к литературной деятельности.
   Общий характер творчества Ж. С. имеет две стороны, различным  образом
отразившиеся на дальнейшей судьбе  ее  произведений.  При  появлении  ее
романов главную роль  играло  идейное  их  содержание,  их  протестующая
подкладка; но эта сторона ее произведений в  настоящее  время  несколько
устарела, и современному читателю  апология  свободы  чувств,  борьба  с
гнетом общественных предрассудков в романах Ж. С.  кажется  всего  менее
заслуживающей внимания; к  тому  же  в  большинстве  случаев  Ж.  С.  не
оригинальна  в  идейных  замыслах  своих  романов,   а   берет   готовые
философские тезы. Таким образом "жорж-сандизм", сыгравший, в свое время,
такую выдающуюся роль в истории Франции  и  других  стран),  не  пережил
своей основательницы. Но произведения Ж.  С.  имеют  и  другую  сторону,
непосредственно  литературную.  Ж.  С.   принято   считать   идеалисткой
романтизма, не основывавшей своего творчества на наблюдении;  манера  ее
противопоставляется,  в   этом   отношении,   реализму   Бальзака.   Это
противоположение не вполне верно. Конечно, С. идеализировала описываемых
ею людей и их жизнь; фантазия уносила ее всегда в  область  химерических
происшествий, конфликтов идеальных страстей с фантастическими событиями;
но самые описания обнаруживают громадную наблюдательность, особенно там,
где речь идет о жизни родного ей Берри. Ж. С. -  не  столько  мыслитель,
сколько непосредственный художник; она рисует жизнь и свои  чувства  как
видит и чувствует и, благодаря этому, язык ее,  над  которым  она  менее
всего работала, доходит иногда до высокого лиризма.
   З. В.

   Литература. Лучшие монографии о Ж.-С. - Е. Caro, "George Sand" и  "G.
S.; Histoire de ses oeuvres" (обе  Пар.,  1887).  Почти  все  повести  и
романы С.  переводились  на  русский  язык  частью  отдельно,  частью  в
журналах, особенно сороковых и пятидесятых годов  "История  моей  жизни"
пересказана в "Современнике"  (1855,  ј  1  и  сл.).  См.  еще  "Рассказ
русского путешественника о Ж.  С."  (в  "Библ.  для  Чтения"  1843,  7),
Кронеберга, "Последние романы Ж.-С." ("Современник", 1847, ј 1);  т.  же
(1851, кн. 4) переведена рецензия Густава Планша; Е. Тур,  "Жизнь  Ж.С."
("Русск. Вест." 1856 г., III - IV); "Жизнь Ж.-С." ("Соврем.",  1856  г.,
т. 56

Страницы: «« « 2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707  2708   2709   2710   2711   2712   2713   2714   2715   2716   2717  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь