|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 » »» сама называет свой дом домом муз, moisopoloV oikia; на почве поклонения
красоте и служения искусству и могли создаться те чистые любовные
отношения, какие открывает нам поэзия С. Она обращается к девушкам в тех
же выражениях, в каких Алкей обращался к юношам. Современники С. не
видели в этом ничего предосудительного: поэтесса пользовалась уважением
Алкея, Солона, затем Платона и других выдающихся людей древности;
митилонцы помещали на своих монетах ее изображения. Из стихотворений ее
явствует, что она была прекрасная мать и жена. В произведениях С. личные
переживания переплетались, при том, с изображениями чувств и положений,
созданных творческой фантазией; действительность мешалась с вымыслом,
как у Анакреонта и Архилоха. Литературное потомство не потрудилось
отделить действительность от вымысла; оттого на ряду с Фаоном и Алкеем в
число избранников С. попали Анакреонт, живший на 60 лет позже ее, и
Архилох с Гиппонактом, разделенные друг от друга промежутком в 150 лет.
Из новейших ученых строже всех отнесся к С. Мюр, в своей "History of
greck Litterature" (III, 315, 496). Сборник произведений С. состоял, в
александрийский период, из 9 книг, расположенных отчасти по метрическим
рубрикам, отчасти по видам мелоса. Обусловленная прогрессом личности на
почве группового движения, "поэзия С. была посвящена любви и красоте:
красоте тела, девушек и эфебов, торжественно состязавшихся с ней у храма
Геры на Лесбосе; любви, отвлеченной от грубости физиологического порыва
к культу чувства, надстраивавшегося над вопросами брака и пола,
умерявшего страстность требованиями эстетики. вызывавшего анализ аффекта
и виртуозность его поэтического, условного выражения. От С. выход к
Сократу: не даром он называл се своей наставницей в вопросах любви"
(акад. А. Веселовский, "Три главы из исторической поэтики", 1899, стр.
92). Вечные мотивы и темы этой поэзии - соловей, розы. Хариты, Эрот,
Пейто; весна - встречаются среди остатков произведений С. на каждом
шагу. Особенно любит С. розы: оттого в венке Мелеагра (Anthol. Palat.
IV, 1, 6) ей посвящен этот цветок. Тон поэзии С. - задушевный, местами
страстный и порывистый, дочти везде наивный и безыскусственный, в стиле
народной песни. До нашего времени дошло около 170 фрагментов, в том
числе одно целое стихотворение. Особого внимания заслуживают следующие
фрагменты (по 4-му изданию Бергка, "Poetae Lyrici Graeci", т. III):
первый, представляющий собой единственное дошедшее до нас целое
стихотворение С., в котором поэтесса, жалуясь на равнодушие к ней
девушки, призывает на помощь Афродиту (русские переводы в прозе -
Пушкина, в стихах - Водовозова, 1888, и Корша, М., 1899, в его сочинении
"Римская элегия и романтизм"); второй, в котором поэтесса, мучимая
ревностью, раскрывает свои чувства (51-е стихотворение Катулла
представляет собою слегка измененный перевод этого фрагмента; русский
перевод его в прозе сохранился в черновой тетради Пушкина); третий,
заключающий в себе сравнение какой-то красавицы с луной, перед которой
меркнут звезды; 28-ой, обращенный к Алкею, в ответ на его любовное
признание; 52-ой, в котором С. жалуется на одиночество в тишине ночи;
68-ой, представляющий часть стихотворения, в котором С. предсказывает
безвестную судьбу женщине, чуждой культу муз; 85-ой, посвященный дочери;
9З-й, посвященный красавице, которая сравнивается с "румяным яблочком,
растущим на самой вершине высокого дерева: забыли его сорвать
садовники... Впрочем не забыли: они не могли его достать"; 95-ый -
обращение к вечерней звезде (62-е стихотворение Катулла представляет
собой подражание этому фрагменту). Из других произведений С. был
известен в древности сборник эпиталамиев (= песни перед спальней), в
которых поэтесса устами хора выражала пожелания супружеского счастья
своим подругам. Эти стихотворения отличались не столько страстностью,
сколько наивностью и простотою тона; особенно характерны фрагменты 91 и
98. Прекрасную характеристику эпиталамиев С. мы имеем у Гимерия (Orat.,
1, 4), который пользуется при этом образами и выражениями оригинала.
Гимны С. не имели, по-видимому, отношения к культу и носили субъективный
характер; их называли призывными (klhtikoi), так как в каждом
призывалось какоелибо божество. Наконец, С. приписываются элегии и
эпиграммы. Таково содержание сапфической поэзии, заслужившей полное
признание и поклонение еще в древности. Так, Солон, услышав на пиру одно
из стихотворений С., тотчас выучил его наизусть, при чем прибавил, что
он не желал бы умереть, не зная его на память. Платон, в одной из
приписываемых ему эпиграмм (20), называет С. десятой музой. Трезвый
Страбон называет С. чудом (Jaumaston ti crhma) и утверждает, что
напрасно было бы искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы
выдержать, хотя приблизительно, сравнение с С. в поэзии. Дионисий
Галикарнасский, в сочинении "Decomposition verborum", называет С. наряду
с Анакреонтом и Симонидом, как представительницу мелодического стиля. По
словам Деметрия ("De elocutione", 132 и 166), стихи С. полны любви и
весны. Наконец, упомянутый второй фрагмент, переведенный Катуллом и
отразившийся в 104 и сл. стихах 2-ой идиллии Феокрита, заслужил большую
похвалу Лонгина ("О возвышенном", с. 10). Поэзия С. имела большое
влияние если не по содержанию, то по форме, на Горация, выразителя форм
греческой лирики в римской литературе, и на Катулла, родственного С. по
духу певца нежных чувств и страстей. По богатству ритма поэзия С.
ставится выше поэзии Алкея и других меликов. В противоположность
дорической хоровой лирике, монодическая лирика эолян допускала только
либо однородные системы, либо строфы, состоящая из дистихов и
тетрастихов; но отсутствие разнообразия искупалось нежностью и
плавностью ритма. Преобладающим размером в стих. С. был логаедический,
т. е. дактилотрохаический, с его разновидностями, из которых наиболее
часто встречаются: логаедическая пентаподия (-И-И-И-И-), называемая
Сапфическим стихом по преимуществу (Sappnicon Hendekasyllabon),
Адонийский стих (-ИИ-И), ферскратеи, паремиак, просодиак, асклепиадеи,
гликонеи, хориямбы и др. (см. Westphal и Gleditsch, "Аllgemine Theorie
der Griochischen Metrik" III, 2, 50, Лпц., 1889). В области музыки С.
приписывается изобретение плектрона (палочки, посредством которой
перебирались струны музыкального инструмента) и миксолидийской гаммы (h,
с, d, е, f, к, a, h), которая затем перешла в драму. Ср. Овидий, "15-ая
Героида" (Sappho Phaoni), Weicker, "Sappho von einern berrschenden
Vorurteil befreit" (Геттинг., 1816); его же, "Kleine Schriften" (Боян,
1845 - 1867, Th. Kock, "Alkaos und Sappho" (Б., 1862); Achoene,
"Untersuchangen tiber das Leben der Sappho" (в Symbola Phil. Bonn. in
honorem F. Rilschelii coil.", 1867); Bernhardy, "Grundriss d.
griechischen Litteratur" (Галле, 1867); Arnold, "Sappho" (1871); Lehrs,
"Populare Aufsatze aus dem Altertum" (Лпц., 1875); К. O. Miiller,
"Gesch. d. griechischen Litteratur" (т. 1, 1875, Штуттгарт, в
Страницы: «« « 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |