|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 » »» виду - как видно из письма его к А. Н. Пыпину, опубликованного в 1889
г., - исключительно настоящее. "историческая форма рассказа" - говорит
он, - "была для меня удобна потому, что позволяла мне свободнее
обращаться к известным явлениям жизни... Критик должен сам угадать и
другим внушить, что Парамоша - совсем не Магницний только, но вместе с
тем и NN. И даже не NN., а все вообще люди известной партии, и ныне не
утратившей своей силы". И действительно, Бородавкин ("история одного
города"), пишущий втихомолку "устав о нестеснении градоначальников
законами", и помещик Поскудников ("Дневник провинциала в Петербурге"),
"признающий не бесполезным подвергнут расстрелянию всех несогласно
мыслящих" - это одного поля ягоды; бичующая их сатира преследует одну и
ту же цель, все равно, идет ли речь о прошедшем или о настоящем. Все
написанное С. в первой половине семидесятых годов дает отпор, главным
образом, отчаянным усилиям побежденных - побежденных реформами
предыдущего десятилетия - опять завоевать потерянные позиции или
вознаградить себя, так или иначе, за понесенные утраты. В "Письмах о
провинции" историографы - т. е. те, которые издавна делали русскую
историю - ведут борьбу с новыми сочинителями, в "Дневнике провинциала"
сыплются, как из рога изобилия, прожекты, выдвигающие на первый план
"благонадежных и знающих обстоятельства местных землевладельцев"; в
"Помпадурах и Помпадуршах" крепкоголовые "экзаменуют" мировых
посредников, признаваемых отщепенцами дворянского лагеря. В "Господах
Ташкентцах" мы знакомимся с "просветителями, свободными от наук", и
узнаем, что "Ташкент есть страна, лежащая всюду, где бьют по зубам и где
имеет право гражданственности предание о Макаре, телят не гоняющем".
"Помпадуры" - это руководители, прошедшие курс административных наук у
Бореля или у Донона; "Ташкентцы" - это исполнители помпадурских
приказаний. Не щадит С. и новые учреждения - земство, суд, адвокатуру, -
не щадит их именно потому, что требует от них многого и возмущается
каждой уступкой, сделанной ими "мелочам жизни". Отсюда и строгость его к
некоторым органам печати, занимавшимся, по его выражению,
"пенкоснимательством". В пылу борьбы С. мог быть несправедливым к
отдельным лицам, корпорациям и учреждениям, но только потому, что перед
ним всегда носилось высокое представление о задачах эпохи. Литература,
например, может быть названа солью русской жизни: что будет - думал С.,
- если соль перестанет быть соленою, если к ограничениям, независящим от
литературы, она прибавит еще. добровольное самоограничение?..
С усложнением русской жизни, с появлением новых общественных сил и
видоизменением старых, с умножением опасностей, грозящих мирному
развитию народа, расширяются и рамки творчества Салтыкова. Ко второй
половине семидесятых годов относится создание им таких типов, как
Дерунов и Стрелов, Разуваев и Колупаев. В их лице хищничество, с
небывалою до тех пор смелостью, предъявляет свои права на роль "столпа",
т. с. опоры общества - и эти права признаются за ним с разных сторон,
как нечто должное (припомним станового пристава Грациапова и собирателя
"материалов" в "Убежище Монрепо"). Мы видим победоносный поход
"чумазого" на "дворянские усыпальницы", слышим допеваемые "дворянские
мелодии", присутствуем при гонении против Анпетовых и Парначевых,
заподозренных в "пущании революции промежду себя". Еще печальнее
картины, представляемые разлагающеюся семьею, непримиримым разладом
между "отцами" и "детьми" - между кузиной Машенькой и "непочтительным
Коронатом" между Молчалиным и его Павлом Алексеевичем, между Разумовым и
его Степой. "Больное место" (напеч. в "Отеч. Зап". 1879 г., переп. в
"Сборнике"), в котором этот разлад изображен с потрясающим драматизмом -
один из кульминационных пунктов дарования С. "Хандрящим людям", уставшим
надеяться и изнывающим в своих углах, противопоставляются "люди
торжествующей современности", консерваторы в образе либерала (Тебеньков)
и консерваторы с национальным оттенком (Плешивцев), узкие
государственники, стремящиеся, в сущности, к совершенно аналогичным
результатам, хотя и отправляющиеся один - "с Офицерской в столичном
городе Петербурге, другой
- с Плющихи в столичном городе Москве". С особенным негодованием
обрушивается сатирик на "литературные клоповники", избравшие девизом:
"мыслить не полагается", целью - порабощение народа, средством для
достижении цели - оклеветание противников. "Торжествующая свинья",
выведенная на сцену в одной из последних глав: "За рубежом", не только
допрашивает "правду", но и издевается над нею, "сыскивает ее своими
средствами" гложет ее с громким чавканьем, публично, нимало не
стесняясь. В литературу, с другой стороны, вторгается улица, "с ее
бессвязным галденьем, низменною несложностью требований, дикостью
идеалов"
- улица, служащая главным очагом "шкурных инстинктов". Несколько
позже наступает пора "лганья" и тесно связанных с ним "извещений".
"Властителем дум" является "негодяй, порожденный нравственною и
умственною мутью, воспитанный и окрыленный шкурным малодушием". Иногда
(напр. в одном из "Писем к тетеньке") С. надеется на будущее, выражая
уверенность, что русское общество "не поддастся наплыву низкопробного
озлобления на все выходящее за пределы хлевной атмосферы"; иногда им
овладевает уныние, при мысли о тех "изолированных призывах стыда,
которые прорывались среди масс бесстыжества - и канули в вечность"
(конец "Современной Идиллии"). Он вооружается против новой программы:
"прочь фразы, пора за дело взяться", справедливо находя, что и
она-только фраза, и, в добавок, "истлевшая под наслоениями пыли и
плесени" ("Пошехонские рассказы"). Удручаемый "мелочами жизни", он видит
в увеличивающемся их господстве опасность тем более грозную, чем больше
растут крупные вопросы: "забываемые, пренебрегаемые, заглушаемые шумом и
треском будничной суеты, они напрасно стучатся в дверь, которая не
может, однако, вечно оставаться для них закрытой". - Наблюдая, со своей
сторожевой башни, изменчивые картины настоящего, С. никогда не
переставал, вместе с тем, глядеть в неясную даль будущего. Сказочный
элемент, своеобразный, мало похожий на то, что обыкновенно понимается
под этим именем, никогда не был совершенно чужд произведениям С.: в
изображения реальной жизни у него часто врывалось то, что он сам называл
волшебством. Это - одна из тех форм, которые принимала сильно звучавшая
в нем поэтическая жилка. В его сказках, наоборот, большую роль играет
действительность, не мешая лучшим из них быть настоящими
"стихотворениями в прозе". Таковы "Премудрый пискарь", "Бедный волк",
"Карасьидеалист", "Баран непомнящий" и в особенности "Коняга". Идея и
образ сливаются здесь в одно нераздельное целое: сильнейший эффекта
достигается самыми простыми средствами. Немного найдется в нашей
Страницы: «« « 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |