Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671  2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681  » »»

вложив меч в  ножны,  опоясывает  посвященного,  со  словами:  Accingere
gladio tuo super femur etc. (да будут  препоясаны  чресла  твои  мечом);
братски целует нового рыцаря и дает alapa, в виде легкого  прикосновения
рукой;  старые  рыцари  привязывают  новому  шпоры;   все   оканчивается
вручением знамени. Рыцарский удар распространялся во Франции  с  севера.
Современники видели в нем испытание смирения. Для несвободных  всадников
принятие в рыцари  было  равносильно  освобождению,  а  потому  вероятно
именно при их посвящении и появляется впервые colee-удар, который надо в
таком случае сопоставить с римской формой  освобождения  per  vindictam,
сохранявшейся до  VIII  в.  (формула  отпуска  раба  на  волю  в  церкви
составлена по формуле  освобождения  per  vindictam;  в  англонорманском
праве встречается  освобождение  в  народном  собрании  графства,  путем
вручения оружия). Под влиянием церкви окончательно сложились и  заповеди
Р. В 1330 г. Гильом, граф д'Остреван,  получил,  как  рыцарь,  следующие
наставления от епископа города Камбрэ: ежедневно слушать натощак обедню;
если нужно, умереть за веру; покровительствовать вдовам  и  сиротам;  не
начинать войны без причины; не  поддерживать  несправедливого  дела,  но
защищать невинно угнетенных; во всех делах соблюдать смирение;  охранять
имущество своих подданных; не предпринимать  ничего  враждебного  против
своего сеньора. В Германии древний обряд при посвящении в  рыцари  знает
только   опоясывание   мечем   при    совершеннолетии    (Schwertleite);
существование  "удара"  (Ritterschlag)  до  XIV  в.  не  доказано.  Граф
Вильгельм Голландский не был еще посвящен в рыцари, когда в 1247 г.  его
избрали римским королем.  У  Иоганна  Беки  (ок.  1350  г.)  сохранилось
описание его посвящения в рыцари путем удара. Рыцарь должен быть "m.  i.
l.   e.    s.",    т.    е.    magnanimus    (великодушный),    iugenuus
(свободнорожденный),   largifluus   (щедрый),   egregius   (доблестный),
strenuus  (воинственный).  Рыцарскою   присягою   (votum   professionis)
требуется, между прочим:  ежедневно  слушать  обедню,  подвергать  жизнь
опасности  за  католическую  веру,  охранять  церкви  и  духовенство  от
грабителей, охранять вдов  и  сирот,  избегать  несправедливой  среды  и
нечистого заработка, для спасения невинного идти на  поединок,  посещать
турниры только ради воинских упражнений, почтительно служить  императору
в мирских делах, не отчуждать имперских  ленов,  жить  безупречно  перед
Господом и людьми. Распространение в Германии colee могло быть в связи с
французским влиянием при Карле IV. Рыцарский удар  теперь  получал  тот,
кто уже раньше владел оружием,  тогда  как  в  старые  времена  вручение
оружия при совершеннолетии  и  посвящение  в  рыцари  всегда  совпадали.
Простое  вручение  оружия  осталось  обязательным  для  каждого   воина;
торжественное освящение меча, золотые шпоры  и  "удар"  стали  признаком
принятия воина в рыцарский орден. Молодой  человек,  получивший  оружие,
становится оруженосцем (scutarius, Knappe, Knecht, armiger, ecyyer).  Но
так как P. в социальном  отношении  замкнулось  в  высший  слой  военной
знати, то из "оруженосцев" попадают  в  рыцари  только  сыновья  рыцарей
(chevalier, Ritter, knight); несвободные, повышаясь  и  получая  тяжелое
рыцарское вооружение, не называются теперь рыцарями, а попадают в  среду
знати как низший ее слой,  под  тем  же  именем  "оруженосцев",  которое
сыновья рыцарей (Edelknecht,  armiger  nobilis)  носят  временно,  перед
посвящением в  члены  ордена.  Р.  становится  не  столько  учреждением,
сколько - по примеру Франции  -  идеалом  для  всего  военного  сословия
средних веков. Поэтому не в анналах, а в  поэзии  (былины  о  поколениях
героев, Chansons de geste XI в., в рукописях XII - XIII вв.) ярче  всего
запечатлелись образы рыцарей. Рыцарские доблести - мужество  (pronesse),
лояльность (loyaute), щедрость  (largesse),  благоразумие  (le  sens,  в
смысле умеренности),  утонченная  общительность  (courtoisie),  чувство,
чести  (honneur);  рыцарские  заповеди  -  быть  верующим  христианином,
охранять церковь и  Евангелие,  защищать  слабых,  любить  родину,  быть
мужественным в битве повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду
и держать свое слово,  блюсти  чистоту  нравов,  быть  щедрым,  бороться
против зла и защищать добро и т.  п.  Позднее  романы  "Круглого  Стола"
вообще труверы  и  миннезингеры  поэтизируют  переутонченное  придворное
рыцарство  XIII  в.   Среди   всадников-министериалов   и   оруженосцев,
заслуживающих рыцарские шпоры при дворах  сюзеренов,  мог  возникнуть  и
культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора,  как
существу более высокому,  превратился  в  поклонение  идеалу  женщины  и
служение даме сердца, по большей  части  замужней  женщине,  стоящей  по
общественному положению выше поклонника. Столетняя война между  Францией
и Англией в XIV в. внесла идею "национальной чести"  в  среду  Р.  обеих
враждебных стран; идея национального соперничества в рыцарской  доблести
оживляет лучшие стороны  сословия.  Фруассар,  в  хрониках,  посвященных
преимущественно истории  столетней  войны,  прославлял  современное  ему
французское и английское Р. (напр. Эдуарда  III  и  коннетабля  Бертрана
Дюгеклен);  французский  шамбеллан  той  же  эпохи,  Жоффруа  де   Шарни
(Charny),  написал  целый  трактат  о  рыцарстве.  В  отдельных   воинах
первоначальный идеал Р. воскресал иногда и в XVI веке - напр. в  Баярде,
рыцаре без страха и упрека, в  императоре  Максимилиане  I,  -  но,  как
учреждение, Р. в сущности умерло вместе со средними веками. О вооружении
рыцарей см. Доспех и Оружие.  Когда  тяжеловооруженные  рыцари  защищали
себя одними только кольчугами, тогда (в XI - XII  вв.)  легковооруженные
всадники являлись в битву совершенно без металлических  доспехов;  но  в
XIII  в.,  по  мере  того,  как  тяжеловооруженная  конница   запасается
нагрудниками  и  корсетами,  у  легковооруженных  всадников   появляется
кольчуга. Каждый тяжеловооруженный рыцарь брал  с  собой  в  битву  трех
лошадей  и  одного,  двух  или  трех  оруженосцев,  которые  обыкновенно
набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, не  получивших  еще
посвящения в рыцари; эти оруженосцы первоначально шли в битву  пешими  и
оставались во время схваток сзади линии, с запасными лошадьми и оружием.
Когда в XIV в. укоренился среди  рыцарей  обычай  спешиваться  во  время
битвы,  то  оруженосцы  стали  набираться  из  легких  всадников;   счет
рыцарскому войску стал идти по "копьям", считая по три всадника на  одно
рыцарское копье.  На  Рейне  для  той  же  рыцарской  единицы  появилось
название "gleve" (glaive). Обыкновенным построением для отряда рыцарей в
средние века был  cuneus.  т.  е.  клин.  На  такой  "клин"  иногда  шло
несколько сотен рыцарей,  а  иногда  несколько  тысяч.  Чаще  всего  все
рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна  за
другой, а каждая боевая линия распадалась на "клинья" и  имела  центр  и
два крыла. В связи с военным бытом Р. зародились во  Франции  турниры  и
оттуда  проникли  уже  в  Германию  и   Англию   (соuflictus   gallici).
Памятниками средневекового Р. остаются замки XII - XIV вв.  С  одичанием
Р. такие замки превращались иногда в разбойничьи гнезда, опорные  пункты

Страницы: «« « 2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671  2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь