Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726   2727  2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736   2737  » »»

чувствительно отражаются на благосостоянии всей  массы  заинтересованных
лиц. Экспорт С. из Франции достигает 12 милл.  кило,  более  чем  на  20
милл. франков. Под именем С. и на манер их приготовляют и  другую  рыбу:
так в СевероАмерик. Соед. Штатах миллионы коробок С. готовят из  молодой
сельди (Cl. harengus), в России (Балаклава) русские С. в  масле  готовят
из хамсы или анчоуса  (Engraulis  engrasicholus);  наконец,  под  именем
русских С.  в  Австрии  и  Германии  циркулирует  мелкая  порода  сельди
(килька), приготовленная на манер анчоусов с специальным острым  соусом.
Все эти консервы ничего общего, кроме названия торгового, с С. не имеют;
кроме прекрасного способа приготовления  ее  во  Франции,  выработанного
годами, самое мясо С. в значительной степени обеспечивает вкус консервов
из этой рыбы.
   Н. Б-н.
   Саркофаги - первоначально название известкового камня особой  породы,
который, по словам Плины ("Hist  Natur.",  XXXVI,  27),  добывался  близ
Accoca, в Троаде, и имел свойство в течение не  более  как  сорока  дней
уничтожать без остатка заключенное в нем тело мертвеца, даже его  кости,
за исключением зубов. Этот "телопожирающий"  камень  в  древние  времена
употреблялся в большом количестве для изготовления гробов в тех случаях,
когда трупы покойников  не  сжигались,  а  хоронились.  Впоследствии,  в
позднейшую эпоху древнегреческой и римской культуры, название С. перешло
вообще ко всяким гробницам, из какого материала ни были бы они  сделаны.
Самые ранние из дошедших до нас С.  принадлежали  египтянам.  В  Греции,
каменные  С.  сначала  не  употреблялись;  трупы  умерших,  если  их  не
предавали сожжению, клались в  деревянные  гроба,  которые  ставились  в
погребальные склепы, сложенные  из  кирпичей  или  пластинок  обожженной
глины. Настоящие саркофаги явились у  греков  позже,  в  александрийскую
эпоху. То были большие,  вырубленные  из  мрамора  и  по  большей  части
архитектурно расчлененные гробницы, в  виде  храмов,  с  выделанными  на
крышке фронтонами и с  скульптурными  украшениями  на  наружной  стороне
стенок. У этрусков, роль С.  играли  так  назыв.  погребальные  цисты  -
небольшие терракотовые или алебастровые ящики, или, вернее,  сосуды  для
хранения пепла покойников, выкрашенные  в  черный  или  темный  цвет,  с
рельефными изображениями на лицевой  стороне  и  с  полулежащею  фигурою
усопшего  на  крышке.  Римляне  во  времена  республики  и  при   первых
императорах погребали своих покойников очень редко, так как  в  ту  пору
сожигание трупов было во всеобщем употреблении, и  только  для  особенно
важных и знатных лиц изготовлялись каменные гробницы,  образцом  которых
может служить хранящийся в Ватиканском музее, в Риме, дорического  стиля
С. Луция-Корнелия Сципиона-Барбата, бывшего консулом в 298 г. до Р.  Хр.
Впоследствии, когда  распространился  обычай  погребать  покойников,  не
предавая их огню, римские С. заимствовали свою  форму  от  греческих,  а
именно  получили  вид  мраморных  реже  порфировых  и  др.)  ящиков   со
сходящимися под прямым углом или скругленными вертикальными стенками,  с
рельефными изображениями на передней и боковых сторонах, относящимися  к
жизни  и  деятельности  усопшего,  или  представляющими   мифологические
сюжеты: эротов, нереид, вакхические сцены, эпизоды из сказаний о богах и
героях, преимущественно такие, которые  выражают  идеи  о  скоротечности
человеческой жизни и о загробном существовании (напр. мифы  об  Адонисе,
Эндимионе, Фаэтоне, Альцесте, Мелеагре, Психее и пр.). Среди римских С.,
дошедших  до  нас  вообще   в   значительном   количестве,   встречаются
замечательные по художественности своего исполнения, но  есть  немало  и
таких, которые интересны единственно по содержанию  своих  рельефов.  С.
первых христиан в начале нисколько не отличались  от  языческих  и  даже
удерживали их скульптурную орнаментацию, с устранением из  ее  лишь  тех
изображений, которые противоречили духу новой религии; но постепенно эта
орнаментация уступала свое  место  христианским  эмблемам  и  сценам  из
истории Ветхого и Нового Заветов. К римским  С.  приближались  по  форме
также гробницы, помещавшиеся в романских и готических церквах в  средние
века. вплоть до XVI стол.
   А. С-в.

   Саркофаги  египетские.  -  Форма  их  была  обусловлена  религиозными
представлениями.  Вера  в  бессмертие  заставляла   окружать   покойника
обстановкой земной жизни; отсюда гробницы с их  росписью,  убранством  и
инвентарем, отсюда же и С. в форме четырехугольных ящиков,  напоминающей
дом, с  скульптурными  или  нарисованными  подобиями  дверей.  С  другой
стороны вера в необходимое условие этого бессмертия  -  сохранение  всех
составных частей человеческой  организации  -  заставляла  заботиться  о
сохранении тела путем превращения его в мумию и,  на  случай  порчи  или
потери последней, о сооружении статуй с портретными чертами покойного, а
также о помещении мумии в гробы, имеющие формы мумии  -  так  назыв.  С.
антропоиды.  Эти  два  типа  С.  -  четырехугольные  ящики,   иногда   с
закруглением в  головах,  и  антропоиды  -  являются  господствующими  в
Египте. Уже на самом древнем из известных С. мы находим  сочетание  этих
двух типов. С. царя Микерина, найденный в  его  пирамиде  в  1837  г.  и
потерянный, кроме  небольшой  части,  находящейся  в  Брит.  музее,  при
перевозке, представлял 4-угольный каменный ящик, имитировавший здание со
входами, но внутри его был еще деревянный С. в форме мумии,  с  молитвой
богине Нут. крышка его сохранилась в Брит. музее.  В  Гизе  есть  другие
интересные экземпляры С. из времен древнего  царства;  они  делались  из
базальта, гранита, известняка;  крышки  были  плоски  или  сводообразны;
внутренние С. были из  дерева,  в  форме  мумий;  надписи  незначительны
(имена  покойных  и  заупокойные  формулы).  В  среднем  царстве   также
встречаются оба типа, но первый преобладает. С. этого времени -  большею
частью простые деревянные ящики, снаружи разрисованные подобиями  дверей
и с двумя глазами на длинной стороне, близ головного  угла;  внутри  они
исписаны    длинными,     интересными     иероглифическими     текстами,
представляющими   заупокойные   формулы   того   времени,    еще    мало
разработанные. Часто у одного покойника было по несколько деревянных  С.
ящиков, вставлявшихся один в другой. Наиболее характеристичные  образцы:
Имаму в Лондоне, Монтуготпа и Себеко - в Берлине, Ата - в  Петербургском
Эрмитаже. Часто  на  этих  С.,  кроме  иероглифов,  находим  изображения
заупокойных даров, а изредка (напр. на недавно поступивших в  Берлин  С.
Хенуи  и  жрицы  Энт-тефес)  -  даже  роспись,  представляющую  покойных
пирующими и в земной обстановке, а также прощание родных с  их  мумиями.
С. в форме мумий  довольно  просты:  на  груди  нарисовано  ожерелье,  а
остальная часть разрисована крыльями, как бы охраняющими  покойника.  С.
царя Интефа  в  Лувре  позолочен,  а  С.  царя  Интефа  в  Лондоне  дает
портретные черты  и  отличается  изяществом.  В  начале  нового  царства

Страницы: «« « 2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726   2727  2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736   2737  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь