|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 » »» чувствительно отражаются на благосостоянии всей массы заинтересованных
лиц. Экспорт С. из Франции достигает 12 милл. кило, более чем на 20
милл. франков. Под именем С. и на манер их приготовляют и другую рыбу:
так в СевероАмерик. Соед. Штатах миллионы коробок С. готовят из молодой
сельди (Cl. harengus), в России (Балаклава) русские С. в масле готовят
из хамсы или анчоуса (Engraulis engrasicholus); наконец, под именем
русских С. в Австрии и Германии циркулирует мелкая порода сельди
(килька), приготовленная на манер анчоусов с специальным острым соусом.
Все эти консервы ничего общего, кроме названия торгового, с С. не имеют;
кроме прекрасного способа приготовления ее во Франции, выработанного
годами, самое мясо С. в значительной степени обеспечивает вкус консервов
из этой рыбы.
Н. Б-н.
Саркофаги - первоначально название известкового камня особой породы,
который, по словам Плины ("Hist Natur.", XXXVI, 27), добывался близ
Accoca, в Троаде, и имел свойство в течение не более как сорока дней
уничтожать без остатка заключенное в нем тело мертвеца, даже его кости,
за исключением зубов. Этот "телопожирающий" камень в древние времена
употреблялся в большом количестве для изготовления гробов в тех случаях,
когда трупы покойников не сжигались, а хоронились. Впоследствии, в
позднейшую эпоху древнегреческой и римской культуры, название С. перешло
вообще ко всяким гробницам, из какого материала ни были бы они сделаны.
Самые ранние из дошедших до нас С. принадлежали египтянам. В Греции,
каменные С. сначала не употреблялись; трупы умерших, если их не
предавали сожжению, клались в деревянные гроба, которые ставились в
погребальные склепы, сложенные из кирпичей или пластинок обожженной
глины. Настоящие саркофаги явились у греков позже, в александрийскую
эпоху. То были большие, вырубленные из мрамора и по большей части
архитектурно расчлененные гробницы, в виде храмов, с выделанными на
крышке фронтонами и с скульптурными украшениями на наружной стороне
стенок. У этрусков, роль С. играли так назыв. погребальные цисты -
небольшие терракотовые или алебастровые ящики, или, вернее, сосуды для
хранения пепла покойников, выкрашенные в черный или темный цвет, с
рельефными изображениями на лицевой стороне и с полулежащею фигурою
усопшего на крышке. Римляне во времена республики и при первых
императорах погребали своих покойников очень редко, так как в ту пору
сожигание трупов было во всеобщем употреблении, и только для особенно
важных и знатных лиц изготовлялись каменные гробницы, образцом которых
может служить хранящийся в Ватиканском музее, в Риме, дорического стиля
С. Луция-Корнелия Сципиона-Барбата, бывшего консулом в 298 г. до Р. Хр.
Впоследствии, когда распространился обычай погребать покойников, не
предавая их огню, римские С. заимствовали свою форму от греческих, а
именно получили вид мраморных реже порфировых и др.) ящиков со
сходящимися под прямым углом или скругленными вертикальными стенками, с
рельефными изображениями на передней и боковых сторонах, относящимися к
жизни и деятельности усопшего, или представляющими мифологические
сюжеты: эротов, нереид, вакхические сцены, эпизоды из сказаний о богах и
героях, преимущественно такие, которые выражают идеи о скоротечности
человеческой жизни и о загробном существовании (напр. мифы об Адонисе,
Эндимионе, Фаэтоне, Альцесте, Мелеагре, Психее и пр.). Среди римских С.,
дошедших до нас вообще в значительном количестве, встречаются
замечательные по художественности своего исполнения, но есть немало и
таких, которые интересны единственно по содержанию своих рельефов. С.
первых христиан в начале нисколько не отличались от языческих и даже
удерживали их скульптурную орнаментацию, с устранением из ее лишь тех
изображений, которые противоречили духу новой религии; но постепенно эта
орнаментация уступала свое место христианским эмблемам и сценам из
истории Ветхого и Нового Заветов. К римским С. приближались по форме
также гробницы, помещавшиеся в романских и готических церквах в средние
века. вплоть до XVI стол.
А. С-в.
Саркофаги египетские. - Форма их была обусловлена религиозными
представлениями. Вера в бессмертие заставляла окружать покойника
обстановкой земной жизни; отсюда гробницы с их росписью, убранством и
инвентарем, отсюда же и С. в форме четырехугольных ящиков, напоминающей
дом, с скульптурными или нарисованными подобиями дверей. С другой
стороны вера в необходимое условие этого бессмертия - сохранение всех
составных частей человеческой организации - заставляла заботиться о
сохранении тела путем превращения его в мумию и, на случай порчи или
потери последней, о сооружении статуй с портретными чертами покойного, а
также о помещении мумии в гробы, имеющие формы мумии - так назыв. С.
антропоиды. Эти два типа С. - четырехугольные ящики, иногда с
закруглением в головах, и антропоиды - являются господствующими в
Египте. Уже на самом древнем из известных С. мы находим сочетание этих
двух типов. С. царя Микерина, найденный в его пирамиде в 1837 г. и
потерянный, кроме небольшой части, находящейся в Брит. музее, при
перевозке, представлял 4-угольный каменный ящик, имитировавший здание со
входами, но внутри его был еще деревянный С. в форме мумии, с молитвой
богине Нут. крышка его сохранилась в Брит. музее. В Гизе есть другие
интересные экземпляры С. из времен древнего царства; они делались из
базальта, гранита, известняка; крышки были плоски или сводообразны;
внутренние С. были из дерева, в форме мумий; надписи незначительны
(имена покойных и заупокойные формулы). В среднем царстве также
встречаются оба типа, но первый преобладает. С. этого времени - большею
частью простые деревянные ящики, снаружи разрисованные подобиями дверей
и с двумя глазами на длинной стороне, близ головного угла; внутри они
исписаны длинными, интересными иероглифическими текстами,
представляющими заупокойные формулы того времени, еще мало
разработанные. Часто у одного покойника было по несколько деревянных С.
ящиков, вставлявшихся один в другой. Наиболее характеристичные образцы:
Имаму в Лондоне, Монтуготпа и Себеко - в Берлине, Ата - в Петербургском
Эрмитаже. Часто на этих С., кроме иероглифов, находим изображения
заупокойных даров, а изредка (напр. на недавно поступивших в Берлин С.
Хенуи и жрицы Энт-тефес) - даже роспись, представляющую покойных
пирующими и в земной обстановке, а также прощание родных с их мумиями.
С. в форме мумий довольно просты: на груди нарисовано ожерелье, а
остальная часть разрисована крыльями, как бы охраняющими покойника. С.
царя Интефа в Лувре позолочен, а С. царя Интефа в Лондоне дает
портретные черты и отличается изяществом. В начале нового царства
Страницы: «« « 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |