Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736  2737   2738   2739   2740   2741   2742   2743   2744   2745   2746  » »»

Отдельные кольца не лежат строго в одной плоскости - тень самого  С.  на
кольце имеет ломанный или кривой контур.  Большой  интерес  представляет
теория  равновесия  колец.  Исследования  Лапласа,  Ковалевской  и   др.
равновесия твердых и жидких колец имеют только  математический  интерес:
такие кольца  существовать  не  могут.  Признано  единственно  возможным
строение  пылеобразное:  кольца  состоят  из   бесчисленного   множества
отдельных телец - метеоритов, которые сливаются  для  глаза  на  большом
расстоянии в одну массу. Первый доказал это теоретически Рош в  1848  г.
Он вывел предел, внутри которого не может существовать спутник без того,
чтобы не быть разорванным приливным действием планеты,  и  показал,  что
кольца  С.  целиком  лежат  внутри  этого   предела.   Подробно   развил
метеоритную теорию Максуэлл, в 1859 г.:  в  толще  колец,  под  влиянием
возмущающих сил, распространяются  волны,  местами  происходят  разрывы,
местами - уплотнения, но  вся  система  устойчива  под  условием,  чтобы
плотность распределения метеоритов была в  известном  соотношении  с  их
размерами и с плотностью самой планеты. Идея о роли, которую приписывают
кольцу С. в космогонических гипотезах, теперь  изменилась.  После  работ
Роша и Д. Дарвина кольцо  можно  рассматривать,  скорее  как  развеянный
спутник, чем как еще не сложившийся. Быть может, внутренние части  колец
мало помалу упадут на планету, а на внешнем краю, или немного далее,  за
пределом  Рота,  останется  ряд   спутничков.   Наблюдения   как   будто
подтверждают это: Отто Струве, сравнивая свои  измерения  в  1851  г.  с
наблюдениями прошлого столетия, нашел, что внутренний обод  ярких  колец
сузился. Только в последнее время, благодаря  спектрографии,  определено
Белопольским, Килефом и Деландром вращение  колец  (попытку  В.  Гершеля
нельзя назвать удачной). Смещения линий в спектре дали для внешнего края
ярких колец период вращения 13, для середины - 10h, для внутреннего края
- 7h. Эти числа  совершенно  согласны  с  теми,  которые  получаются  на
основании  законов  Кеплера,  в   предположении   отдельных   спутников.
Фотометрия  с  своей  стороны  дала  веское  подтверждение   метеоритной
гипотезы колец. Теория Земпера освещения пылеобразных  тел  оказалась  в
полном согласи с многолетними  наблюдениями  яркости  колец  Мюллером  и
Шмидтом. Эти  изыскания  указывают,  что  расстояния  между  метеоритами
весьма значительны: действительный, физический объем колец должен  быть,
по крайней мере, в 25 раз меньше видимого. Характерным  фактом  является
неизменность яркости кольца при всяких углах падения лучей света.  Нужно
заметить, что a priori мысль о пылеобразном строении  высказал  еще  Жак
Кассини в 1715 г.
   В. Серафимов.
   Сатурналии (Saturnalia) - у древних римлян праздник в честь  Сатурна,
с именем которого жители Лация связывали введение  земледелия  и  успехи
первоначальной  культуры.  Праздник  приходился  на  последнюю  половину
декабря - время,  когда  приходили  к  концу  земледельческие  работы  и
всякому хотелось отдохнуть и повеселиться по случаю окончания жатвы.  Во
время С. общественные дела приостанавливались,  школьники  освобождались
от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы  получали  в  эти
дни особые льготы: они освобождались от обыденных  трудов,  имели  право
носить pilleus (символ освобождения), получали позволение участвовать за
общим  столом  в  одежде  господ  и  даже  принимали  от   них   услуги.
Общественное  празднество  начиналось  жертвоприношением  перед   храмом
Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество,  в  котором
принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особый костюм. В  семьях
день начинался с  жертвоприношения  (закалывали  свинью)  и  проходил  в
веселье, причем друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были
запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia
(это называлось clamare Saturnalia). Обрядовая сторона празднества имела
исконный римский характер, хотя с 217 г.  были  введены  лектистернии  и
обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По  мнению
Марквардта, праздник рабов, которые в эти  дни  как  бы  уравнивались  в
правах с господами, в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего
равенства, был освящен  тем  же  предписанием  Сивиллиных  книг,  как  и
учреждение лектистерний. Праздничные развлечения продолжались в  течение
нескольких дней (в конце республики - 7). В числе  праздничных  подарков
фигурировали,  между  прочим,  cerei  (восковые  свечи)   и   sigillaria
(сделанные из терракоты или  теста  фигурки).  Первые  служили  символом
того, что праздник С. приходился на время зимнего солнцестояния (bruma);
вторые являются пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
   Н. О.
   Саул - первый царь еврейского народа, помазанный на царство Самуилом,
по желанию народа, в XI в. до Р. Хр. Избрание царем этого простого, хотя
и зажиточного вениамитянина, который пошел искать потерявшихся ослиц,  а
нашел царство, переносит нас в эпоху первичной стадии государственности,
только что начавшей вырабатываться  из  полной  общественной  безурядицы
времени Судей. Красивый и  высокий  ростом,  он  сразу  очаровал  народ,
который при избрании его восторженно кричал: "да живет царь!" (1 Цар. X,
23, 24).  Неиспорченный  жизнью  и  властолюбием,  С.  на  первых  порах
оказался  на  высоте  своего  призвания  и  нанес  несколько   поражений
неприятелям; но затем, все более опьяняемый властью, он начал уклоняться
от прежней простоты,  окружать  себя  пышностью  и  тяготиться  влиянием
Самуила. Не смотря на данное последнему обещание во всем  следовать  его
советам, С. начал действовать самовластно; возлагавшиеся на него надежды
исчезли, и Самуил должен был тайно помазать на  царство  другого,  более
достойного человека - Давида. Когда С. узнал об этом, то впал в  мрачную
меланхолию, граничившую с помешательством; он яростно преследовал своего
соперника и совершал большие  жестокости.  Погиб  от  собственного  меча
после несчастной битвы с филистимлянами при Гелвуе. Жизнь его описана  в
1 книге Царств гл. IX - XXXI. Его  40-летнее  царствование  не  осталось
бесследным для народа: при нем значительно поднялось военное  могущество
евреев и, несмотря на смуты и последнее поражение от филистимлян, страна
вступила на путь быстрого политического  развития,  которое  и  достигло
высокой степени при его ближайших преемниках - Давиде и Соломоне. См. А.
Лопухин, "Библейская история" (т. II); Я. Богородский, "Еврейские цари".
   А. Л.
   Сафонов (Василий Ильич) -  пианист  и  композитор,  род.  в  1852  г.
Окончив курс консерватории, до классу  фортепиано  профессора  Брассена;
успешно  дебютировал  в  качестве  пианиста  в  одном  из  симфонических
собраний Императорского русского музыкального общества; затем предпринял
артистическое турне с виолончелистом  Давыдовым.  В  1881  г.  приглашен
преподавателем  фортепианной  игры  в  петербургскую  консерваторию,  но
вскоре перешел профессором в московскую  консерваторию.  С  1888  г.  С.

Страницы: «« « 2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736  2737   2738   2739   2740   2741   2742   2743   2744   2745   2746  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь